Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:34, контрольная работа
Это понятие было предложено гештальтпсихологией в начале ХХ века. Суть этого понятия - восприятие некоего целого не может быть сведено к простой сумме его частей. Вот почему понятие "норма" противоречит духу гештальта, высоко ценящего право человека быть непохожим на других людей.
Основой гештальт-подхода стали интуитивные догадки и предположения Ф. Перлза. Гений Ф. Перлза и его сотрудников (в частности Лоры Перлз и Пола Гудмена) проявился в разработке экзистенциальной философии или "искусство жить", включающей в себя несколько философских, методологических и терапевтических направлений европейского, американского и восточного происхождения.
"У
меня есть секрет". Каждый клиент
думает о чем-либо, что он хранит в тайне
и что вызывает у него чувства вины и стыда.
При этом человек не делится своим секретом,
но воображает, как другие могли бы отреагировать
на него.
"Я беру ответственность на себя". Каждый
раз, когда клиенты высказываются, их просят
произносить фразу "... и я беру на себя
ответственность за это". Например,
"Я знаю, что двигаю ногой, и я беру на
себя ответственность за это".
Диалоговые игры. Диалоговые игры можно
использовать при любых существенных
расщеплениях личности, таких как "собака
сверху" - "собака снизу", хороший
парень - негодяй, мужской - женский и т.д.
Движение по кругу. Клиент разрабатывает
какую-либо тему или чувство (например,
"Я не выношу всех, кто находится в этой
комнате"), обращаясь с определенным
заявлением к каждому человеку.
Незаконченное дело. Когда клиенты
идентифицируют незаконченное дело (например,
что-то, что они делали вместе со своими
родителями, родными братьями или сестрами,
а также с друзьями), их просят завершить
его. Чувство обиды наиболее характерно
для незаконченного дела.
Проективная игра. Например, индивидуума,
который говорит: "Я не могу вам доверять",
можно попросить сыграть роль ненадежного
человека, чтобы идентифицировать и ассимилировать
его собственную ненадежность.
Выявление противоположного (реверсия). Эта
игра основана на том, что открытое поведение
часто представляет собой реверсию глубоко
лежащих или скрытых импульсов. Например,
приятную молодую леди просят сыграть
роль "злобной суки".
Репетиция. Поскольку большинство
размышлений - это внутренние репетиции,
во время которых разыгрываются различные
социальные роли, членов группы побуждают
делиться своими "репетициями".
Преувеличение. При использовании
техники преувеличения можно фокусировать
внимание либо на движениях и жестах, либо
на устных высказываниях. В каждом случае
клиентов просят подчеркивать какие-либо
элементы своего поведения, причем делать
это постепенно и неоднократно.
Игры, используемые в брачном консультировании. Во время одной из этих игр партнеры оказываются лицом к лицу и при этом по очереди говорят друг другу "Я обижаюсь на тебя потому...", за тем следует "Что я в тебе ценю, так это ...". Также часто используется игра-открытие, в ходе которой партнеры поочередно описывают друг друга, начиная свое описания с предложения "Я вижу …". Цель этого упражнения - заставить партнеров устанавливать связь с действительностью, а не со своими фантазиями, которые касаются другого человека.
Литература: