Темперамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:48, лекция

Краткое описание

Когда мы хотим описать характерные особенности другого человека или свои, то начинаем с каких-то наиболее общих свойств. Например, отмечаем медлительность или активность, эмоциональность или уравновешенность. Иногда мы говорим о ком-то, что он темпераментный человек, когда хотим подчеркнуть его живость и выразительность речи. Одним из первых описаний психологических особенностей человека является описание темперамента. Темперамент считался такой характеристикой человека, которая максимально обобщенно описывала поведение, образ жизни, отношение к жизненным ситуациям. Кроме того, по мнению ученых античного времени, особенности темперамента тесно связаны с телосложением и работой жизненноважных органов.
Гиппократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента исходя из физиологических представлений. Он считал, что темперамент определяется четырьмя основными жидкостями организма: кровью, слизью, желчью и черной желчью. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamen-tum - смесь, соотношение). Конкретное название каждый темперамент получил по преобладанию той или иной жидкости в организме. Сангвинический — по преобладанию крови, холерический — по преобладанию желчи, флегматический - по преобладанию слизи и меланхолический - по преобладанию черной желчи. Предложенная Гиппократом идея была развита известным во II в. врачом Клавдием Галеном. Он описывал девять типов темперамента.

Оглавление

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ……..………………………………………..стр.2
Приложения:
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ.…….……………………….…………...…...…..стр.4
Г.Ю.Айзенк «ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК»…………………………....стр.7

Файлы: 1 файл

темперамент мпп....doc

— 92.00 Кб (Скачать)

                                  СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ……..………………………………………..стр.2

 

Приложения:

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ.…….……………………….…………...…...…..стр.4

Г.Ю.Айзенк «ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК»…………………………....стр.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ТЕМПЕРАМЕНТ» УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ.

 

1. Тема : «Темперамент».

2. Форма : лекция. (время 2 академических часа)

3. Аудитория : средние школьники , 6 класс.

4. Цель : «Повышение уровня психологической культуры».

5. Задачи :

  1. «Ознакомиться с понятием «темперамент».
  2. «Представить основные подходы к понятию «темперамент».
  3. «Объяснить актуальность темы «темперамент».
  4. «Повысить уровень психологических знаний школьников».

6. План:

  1. Понятие о «темпераменте».
    1. «Темперамент» – как свойство личности.
    2. Основные типы «темпераментов».
  2. Краткий обзор учений о «темпераменте».
    1. Гиппократ.
    2. Клавдий Гален.
    3. Нейродинамический подход Павлова.

 

7. Ключевые слова.

-Темперамент (активный, эмоциональный)

-Холерик

-Сангвиник

-Флегматик

-Меланхолик

-Желчь

-Кровь

-Слизь

-Черная слизь

-Павлов ,I-IV типы

-Сила нервной системы (НС)

-Подвижность НС

-Уравновешенность НС

-Врожденный

-Приобретённый.

 

8. Тезисы и их аргументация.

«Темперамент – ядро характера»

« Темперамент – биологический фундамент»

«Холерик – сильный, подвижный, неуравновешенный»

«Сангвиник – сильный, подвижный, уравновешенный»

«Флегматик - сильный, неподвижный, неуравновешенный»

«Меланхолик – несильный, неподвижный, неуравновешенный»

«Темперамент – чувства, импульсивность и впечатлительность - волевые качества, основа человека»

«Выносливость нервной системы»

«Скорость смены процессов»

«Баланс нервных процессов»

 

9. Дидактические средства.

Холерик – Петр I, Жириновский, академик Павлов.

Сангвиник -  генералиссимус  Суворов.

Флегматик – баснописец Крылов.

Меланхолик – композитор Чайковский.

 

10. Диагностические задания .

«Методика Айзенка».

 

 

 

 

Содержание лекции.

Когда мы хотим описать характерные особенности другого человека или свои, то начинаем с каких-то наиболее общих свойств. Например, отмечаем медлительность или активность, эмоциональность или уравновешенность. Иногда мы говорим о ком-то, что он темпераментный человек, когда хотим подчеркнуть его живость и выразительность речи. Одним из первых описаний психологических особенностей человека является описание темперамента. Темперамент считался такой характеристикой человека, которая максимально обобщенно описывала поведение, образ жизни, отношение к жизненным ситуациям. Кроме того, по мнению ученых античного времени, особенности темперамента тесно связаны с телосложением и работой жизненноважных органов.

Гиппократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента исходя из физиологических представлений. Он считал, что темперамент определяется четырьмя основными жидкостями организма: кровью, слизью, желчью и черной желчью. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamen-tum - смесь, соотношение). Конкретное название каждый темперамент получил по преобладанию той или иной жидкости в организме. Сангвинический — по преобладанию крови, холерический — по преобладанию желчи, флегматический - по преобладанию слизи и меланхолический - по преобладанию черной желчи. Предложенная Гиппократом идея была развита известным во II в. врачом Клавдием Галеном. Он описывал девять типов темперамента.

Новый взгляд на причины темпераментных особенностей был предложен И.П. Павловым. Изучая формирование и протекание условных рефлексов у собак, Павлов обратил внимание на характерные особенности нервной системы. Он определил, что нервные процессы характеризуются силой (слабостью),уравновешенностью,(неуравновешен- ностью), подвижностью (инертностью).

Исходя из выделенных свойств нервной системы, Павлов описал четыре типа темперамента следующим образом.

Первый тип нервной системы: сильный, уравновешенный, подвижный - свойствен человеку с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными качествами. Это сангвиник.

Второй тип нервной системы: сильный, неуравновешенный, подвижный — он работоспособен, быстро реагирует на внешние события, но несдержан и нетерпелив. Это холерик.

Третий тип: сильный, уравновешенный, инертный - обладает высокой работоспособностью, внутренне стабилен, но «тяжел на подъем», испытывает трудности в освоении нового и медленно отказывается от старых, сложившихся привычек. Это флегматик.

Четвертый тип: слабый - не умеет переносить длительных или резких напряжений, отличается тревожностью, выраженной эмоциональной реакцией на трудности. Это меланхолик.

Дальнейшая разработка павловской теории о свойствах нервной системы позволила обнаружить еще два показателя. Это динамичность и лабильность. Далее оказалось, что в разных видах деятельности, в том числе для разных модальностей ощущений, характерно различие в проявлении свойств. Несмотря на это, идея о том, что тип темперамента определяется свойствами нервной системы, и сейчас является наиболее популярной. Ведущими для определения темперамента считаются две обобщенные характеристики – эмо- циональность и активность.

Современное психологическое описание типов темперамента выглядит следующим образом.

Сангвиник (от лат. sanguis — жизненная сила, кровь) - субъект, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро откликается на происходящие события, общителен. Эмоции преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи.

Меланхолик (от греч. melas — черный, chole - желчь) - субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой Меланхолика отличают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, преобладание отрицательных эмоций.

Холерик (от греч. chole- желчь) - субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью движений, быстрым темпом, порывистостью. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам.

Флегматик (от греч. phlegma - слизь) - субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности,медлительностью,невыразительностью мимики. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. Преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроение обычно отличаются постоянством.

Отличительной чертой современных описаний является выраженная в них тенденция ограничиваться выделением формально-динамических сторон поведения, исключать оценочные суждения. Примером современной теории, стремящейся снять указанную трудность путем увеличения многообразия типов темперамента, может служить концепция датского философа и психолога Геффдинга. В основе предложенной им классификации лежат три бинарные оппозиции: удовольствие - неудовольствие, сила - слабость, быстрота - медленность. Соответственно, различаются уже восемь типов темперамента: 1) светлый, сильный, быстрый; 2) мрачный, сильный, быстрый; 3) светлый, сильный, медленный; 4) мрачный, сильный, медленный; 5) светлый, слабый, быстрый; б) мрачный, слабый, быстрый; 7) светлый, слабый, медленный; 8) мрачный, слабый, медленный.

 

Психологи, которые уделяют внимание типу темперамента, могут не только охарактеризовать, какой тип темперамента проявляется у данного человека, но и предположить, какой темперамент более свойствен ему (т.е. является природным).

Еще Павлов указывал на то, что следует отличать темперамент врожденный и темперамент приобретенный.

Темперамент врожденный - генотипический -является предрасположенностью ребенка к определенной степени активности и регуляции своего поведения (к проявлению себя) и эмоциональной восприимчивости.

Темперамент приобретенный -фенотипический - образуется под влиянием особенностей жизни человека.

Известный врач-психотерапевт А.И. Захаров считает, что у ребенка может развиться невроз, если к нему предъявляются требования, не соответствующие его типу темперамента. Например, излишняя требовательность к меланхолику будет вызывать у него страхи; ожидание спокойного и рассудительного поведения от холерика создает дополнительные конфликты. Так, благоприятная атмосфера и заботливое отношение могут холерический темперамент «сделать» сангвиническим. А жизненные неудачи флегматика превратить в меланхолика.

Не бывает хороших или плохих темпераментов. Несмотря на то что «приятнее» всех «выглядит» сангвиник, лидером чаще становится холерик, а среди наиболее надежных и преданных людей больше всего флегматиков. Меланхолик поражает нас своей чувствительностью и дает возможность ощутить значимость тех сторон жизни, к которым мы относимся пренебрежительно.

Темперамент рассматривается как чувственная основа человека, определяющая развитие его характера. При этом он не задается темпераментными особенностями, но, наоборот, характер влияет на форму проявления темпераментных особенностей. Так, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные волевые качества. У человека, который не научился контролировать свои поступки, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьются решительность, способность без колебаний идти к достижению поставленной цели. Впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда- к робости и застенчивости; в другом, на основе той же впечатлительности, может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем – сентиментальность.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен конкретным содержанием жизни человека. Как чувственная основа психологии человека, особенности темперамента, в процессе  жизни, преобразуются в качества характера.

 

Г.Ю.Айзенк «ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК»

(от 10 до 15 лет)  EPI, 1963

 

  1. Тебе нравится находиться в шумной и веселой компании?
  2. Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?
  3. Когда тебя о чем-либо спрашивают, ты чаще всего быстро находишь ответ?
  4. Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?
  5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  6. Бывает ли такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
  7. Тебе иногда мешают уснуть разные мысли?
  8. Ты всегда выполняешь все сразу, так, как тебе говорят?
  9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
  10. Было ли когда-нибудь так, что тебе становится грустно без особой причины?
  11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты вообще веселый человек?
  12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
  13. Бывает ли так, что иногда тебя почти все раздражает?
  14. Тебе нравилась бы такая работа, где все надо делать очень быстро?
  15. Было ли когда-нибудь так, что тебе доверили тайну, а ты по каким-либо причинам не смог ее сохранить?
  16. Ты можешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?
  17. Бывает ли так, что твое сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не волнуешься?
  18. Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком или девочкой, то ты всегда первым начинаешь разговор?
  19. Ты когда-нибудь говорил неправду?
  20. Ты очень расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?
  21. Тебе нравится шутить и рассказывать веселые истории своим друзьям?
  22. Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?
  23. Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?
  24. Ты, как правило, всегда бываешь всем доволен?
  25. Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть более обидчивый человек, чем другие?
  26. Тебе всегда нравится играть с другими ребятами?
  27. Было ли когда-нибудь так, что тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?
  28. Бывает ли, что у тебя без особой причины кружится голова?
  29. У тебя временами бывает такое чувство, что тебе все надоело?
  30. Ты любишь иногда похвастать?
  31. Бывает ли такое, что, находясь в обществе других ребят, ты чаще всего молчишь?
  32. Ты обычно быстро принимаешь решения?
  33. Ты шутишь иногда в классе, особенно если там нет учителя?
  34. Тебе временами снятся страшные сны?
  35. Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании других ребят?
  36. Бывает ли, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?
  37. Тебя вообще легко обидеть или огорчить?
  38. Случалось ли тебе говорить о ком-либо плохо?
  39. Можешь ли ты сказать о себе, что ты беззаботный человек?
  40. Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?
  41. Ты всегда ешь все, что тебе дают?
  42. Когда тебя о чем-то просят, тебе всегда трудно отказывать?
  43. Ты любишь часто ходить в гости?
  44. Был ли хотя бы раз в твоей жизни случай, когда тебе было очень плохо?
  45. Бывало ли такое, чтобы ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями?
  46. Как ты думаешь, тебя считают веселым человеком?
  47. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
  48. Бывает ли такое, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?
  49. Говоришь ли ты иногда первое, что приходит в голову?
  50. Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?
  51. Бывает, что ты чувствуешь себя одиноким?
  52. Ты обычно стесняешься заговаривать первым с незнакомыми людьми?
  53. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно?
  54. Когда кто-либо кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
  55. Бывает ли, что ты становишься очень веселым или печальным, без особой причины?
  56. Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании ребят?
  57. На тебя влияет погода?

 

Обработка результатов осуществляется по трем относительно независимым шкалам:

 

    1. Шкала «лжи» (оценка достоверности результатов и самоотрицания – самоутверждения): ответ «да» по вопросам: 3, 23, 41. Ответ «нет» по вопросам: 4, 12, 15, 19, 27, 30, 34, 36, 45. Сумма баллов по данной шкале желательна не более 5.
    2. Шкала экстра- и интровертности: ответ «да» по вопросам: 1, 3, 9, 11, 14, 16, 18, 21, 24, 26, 32, 35, 39, 43, 50, 54. Ответ «нет» по вопросам: 6, 31, 48, 52, 56.
    3. Шкала нейротизма: ответ «да» по вопросам: 2, 5, 7, 10, 13, 17, 20, 22, 25, 28, 29, 57. Ответ «нет» по вопросам: 34, 36, 37, 40, 42, 44, 47, 49, 51, 53, 55.

 

 

 

 

Нормативные диапазоны:

1 шкала

оценки

2 шкала

оценки

3 шкала

оценки

возраст

пол

диапазон

средняя

диапазон

средняя

диапазон

средняя

   

3 – 8

4 – 9

2 – 6

3 – 8

1 – 6

3 – 7

1 – 5

1 – 6

1 – 5

1 – 6

1 – 4

1 – 4

5,6

6,7

4,3

5,3

3,7

4,7

3,2

3,5

3,3

3,7

2,9

2,9

3 – 13

6 – 14

6 – 13

7 – 16

6 – 14

7 – 15

6 – 17

7 – 16

8 – 15

10 – 17

5 – 13

9 – 17

7,9

10,5

9,7

11,0

10,4

10,6

11,5

11,4

10,1

13,3

9,4

13,0

3 – 15

7 – 14

7 – 15

7 – 14

8 – 15

7 – 14

8 – 15

7 – 14

7 – 15

6 – 13

7 – 14

6 – 14

11,3

10,4

10,9

11,7

11,7

10,5

11,2

10,1

10,8

9,6

10,6

9,7

10

10

11

11

12

12

13

13

14

14

15

15

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

Информация о работе Темперамент