Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:48, лекция
Когда мы хотим описать характерные особенности другого человека или свои, то начинаем с каких-то наиболее общих свойств. Например, отмечаем медлительность или активность, эмоциональность или уравновешенность. Иногда мы говорим о ком-то, что он темпераментный человек, когда хотим подчеркнуть его живость и выразительность речи. Одним из первых описаний психологических особенностей человека является описание темперамента. Темперамент считался такой характеристикой человека, которая максимально обобщенно описывала поведение, образ жизни, отношение к жизненным ситуациям. Кроме того, по мнению ученых античного времени, особенности темперамента тесно связаны с телосложением и работой жизненноважных органов.
Гиппократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента исходя из физиологических представлений. Он считал, что темперамент определяется четырьмя основными жидкостями организма: кровью, слизью, желчью и черной желчью. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamen-tum - смесь, соотношение). Конкретное название каждый темперамент получил по преобладанию той или иной жидкости в организме. Сангвинический — по преобладанию крови, холерический — по преобладанию желчи, флегматический - по преобладанию слизи и меланхолический - по преобладанию черной желчи. Предложенная Гиппократом идея была развита известным во II в. врачом Клавдием Галеном. Он описывал девять типов темперамента.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ……..………………………………………..стр.2
Приложения:
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ.…….……………………….…………...…...…..стр.4
Г.Ю.Айзенк «ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК»…………………………....стр.7
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ……..………………………………………..
Приложения:
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ.…….………………………
Г.Ю.Айзенк «ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК»…………………………....стр.7
«ТЕМПЕРАМЕНТ» УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ.
1. Тема : «Темперамент».
2. Форма : лекция. (время 2 академических часа)
3. Аудитория : средние школьники , 6 класс.
4. Цель : «Повышение уровня психологической культуры».
5. Задачи :
6. План:
7. Ключевые слова.
-Темперамент (активный, эмоциональный)
-Холерик
-Сангвиник
-Флегматик
-Меланхолик
-Желчь
-Кровь
-Слизь
-Черная слизь
-Павлов ,I-IV типы
-Сила нервной системы (НС)
-Подвижность НС
-Уравновешенность НС
-Врожденный
-Приобретённый.
8. Тезисы и их аргументация.
«Темперамент – ядро характера»
« Темперамент – биологический фундамент»
«Холерик – сильный, подвижный, неуравновешенный»
«Сангвиник – сильный, подвижный, уравновешенный»
«Флегматик - сильный, неподвижный, неуравновешенный»
«Меланхолик – несильный, неподвижный, неуравновешенный»
«Темперамент – чувства, импульсивность и впечатлительность - волевые качества, основа человека»
«Выносливость нервной системы»
«Скорость смены процессов»
«Баланс нервных процессов»
9. Дидактические средства.
Холерик – Петр I, Жириновский, академик Павлов.
Сангвиник - генералиссимус Суворов.
Флегматик – баснописец Крылов.
Меланхолик – композитор Чайковский.
10. Диагностические задания .
«Методика Айзенка».
Содержание лекции.
Когда мы хотим описать характерные особенности другого человека или свои, то начинаем с каких-то наиболее общих свойств. Например, отмечаем медлительность или активность, эмоциональность или уравновешенность. Иногда мы говорим о ком-то, что он темпераментный человек, когда хотим подчеркнуть его живость и выразительность речи. Одним из первых описаний психологических особенностей человека является описание темперамента. Темперамент считался такой характеристикой человека, которая максимально обобщенно описывала поведение, образ жизни, отношение к жизненным ситуациям. Кроме того, по мнению ученых античного времени, особенности темперамента тесно связаны с телосложением и работой жизненноважных органов.
Гиппократ (V в. до н.э.) описал четыре типа темперамента исходя из физиологических представлений. Он считал, что темперамент определяется четырьмя основными жидкостями организма: кровью, слизью, желчью и черной желчью. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamen-tum - смесь, соотношение). Конкретное название каждый темперамент получил по преобладанию той или иной жидкости в организме. Сангвинический — по преобладанию крови, холерический — по преобладанию желчи, флегматический - по преобладанию слизи и меланхолический - по преобладанию черной желчи. Предложенная Гиппократом идея была развита известным во II в. врачом Клавдием Галеном. Он описывал девять типов темперамента.
Новый взгляд на причины темпераментных
особенностей был предложен И.П. Павловым.
Изучая формирование и протекание условных
рефлексов у собак, Павлов обратил внимание
на характерные особенности нервной системы.
Он определил, что нервные процессы характеризуются
силой (слабостью),уравновешенностью,
Исходя из выделенных свойств нервной системы, Павлов описал четыре типа темперамента следующим образом.
Первый тип нервной системы: сильный, уравновешенный, подвижный - свойствен человеку с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными качествами. Это сангвиник.
Второй тип нервной системы: сильный, неуравновешенный, подвижный — он работоспособен, быстро реагирует на внешние события, но несдержан и нетерпелив. Это холерик.
Третий тип: сильный, уравновешенный, инертный - обладает высокой работоспособностью, внутренне стабилен, но «тяжел на подъем», испытывает трудности в освоении нового и медленно отказывается от старых, сложившихся привычек. Это флегматик.
Четвертый тип: слабый - не умеет переносить длительных или резких напряжений, отличается тревожностью, выраженной эмоциональной реакцией на трудности. Это меланхолик.
Дальнейшая разработка павловской теории о свойствах нервной системы позволила обнаружить еще два показателя. Это динамичность и лабильность. Далее оказалось, что в разных видах деятельности, в том числе для разных модальностей ощущений, характерно различие в проявлении свойств. Несмотря на это, идея о том, что тип темперамента определяется свойствами нервной системы, и сейчас является наиболее популярной. Ведущими для определения темперамента считаются две обобщенные характеристики – эмо- циональность и активность.
Современное психологическое описание типов темперамента выглядит следующим образом.
Сангвиник (от лат. sanguis — жизненная сила, кровь) - субъект, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро откликается на происходящие события, общителен. Эмоции преимущественно положительные — быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи.
Меланхолик (от греч. melas — черный, chole - желчь) - субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой Меланхолика отличают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, преобладание отрицательных эмоций.
Холерик (от греч. chole- желчь) - субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью движений, быстрым темпом, порывистостью. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам.
Флегматик (от греч. phlegma - слизь) - субъект, характеризующийся низким
уровнем психической активности,медлительностью,
Отличительной чертой современных описаний является выраженная в них тенденция ограничиваться выделением формально-динамических сторон поведения, исключать оценочные суждения. Примером современной теории, стремящейся снять указанную трудность путем увеличения многообразия типов темперамента, может служить концепция датского философа и психолога Геффдинга. В основе предложенной им классификации лежат три бинарные оппозиции: удовольствие - неудовольствие, сила - слабость, быстрота - медленность. Соответственно, различаются уже восемь типов темперамента: 1) светлый, сильный, быстрый; 2) мрачный, сильный, быстрый; 3) светлый, сильный, медленный; 4) мрачный, сильный, медленный; 5) светлый, слабый, быстрый; б) мрачный, слабый, быстрый; 7) светлый, слабый, медленный; 8) мрачный, слабый, медленный.
Психологи, которые уделяют внимание типу темперамента, могут не только охарактеризовать, какой тип темперамента проявляется у данного человека, но и предположить, какой темперамент более свойствен ему (т.е. является природным).
Еще Павлов указывал на то, что следует отличать темперамент врожденный и темперамент приобретенный.
Темперамент врожденный - генотипический -является предрасположенностью ребенка к определенной степени активности и регуляции своего поведения (к проявлению себя) и эмоциональной восприимчивости.
Темперамент приобретенный -фенотипический - образуется под влиянием особенностей жизни человека.
Известный врач-психотерапевт А.И. Захаров считает, что у ребенка может развиться невроз, если к нему предъявляются требования, не соответствующие его типу темперамента. Например, излишняя требовательность к меланхолику будет вызывать у него страхи; ожидание спокойного и рассудительного поведения от холерика создает дополнительные конфликты. Так, благоприятная атмосфера и заботливое отношение могут холерический темперамент «сделать» сангвиническим. А жизненные неудачи флегматика превратить в меланхолика.
Не бывает хороших или плохих темпераментов. Несмотря на то что «приятнее» всех «выглядит» сангвиник, лидером чаще становится холерик, а среди наиболее надежных и преданных людей больше всего флегматиков. Меланхолик поражает нас своей чувствительностью и дает возможность ощутить значимость тех сторон жизни, к которым мы относимся пренебрежительно.
Темперамент рассматривается как чувственная основа человека, определяющая развитие его характера. При этом он не задается темпераментными особенностями, но, наоборот, характер влияет на форму проявления темпераментных особенностей. Так, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные волевые качества. У человека, который не научился контролировать свои поступки, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча, действовать под влиянием аффекта; в других случаях на основе той же импульсивности разовьются решительность, способность без колебаний идти к достижению поставленной цели. Впечатлительность как свойство темперамента может в одном случае привести к значительной уязвимости, болезненной ранимости, отсюда- к робости и застенчивости; в другом, на основе той же впечатлительности, может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и эстетическая восприимчивость; в третьем – сентиментальность.
Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен конкретным содержанием жизни человека. Как чувственная основа психологии человека, особенности темперамента, в процессе жизни, преобразуются в качества характера.
Г.Ю.Айзенк «ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК»
(от 10 до 15 лет) EPI, 1963
Обработка результатов осуществляется по трем относительно независимым шкалам:
Нормативные диапазоны:
1 шкала |
оценки |
2 шкала |
оценки |
3 шкала |
оценки |
возраст |
пол |
диапазон |
средняя |
диапазон |
средняя |
диапазон |
средняя |
||
3 – 8 4 – 9 2 – 6 3 – 8 1 – 6 3 – 7 1 – 5 1 – 6 1 – 5 1 – 6 1 – 4 1 – 4 |
5,6 6,7 4,3 5,3 3,7 4,7 3,2 3,5 3,3 3,7 2,9 2,9 |
3 – 13 6 – 14 6 – 13 7 – 16 6 – 14 7 – 15 6 – 17 7 – 16 8 – 15 10 – 17 5 – 13 9 – 17 |
7,9 10,5 9,7 11,0 10,4 10,6 11,5 11,4 10,1 13,3 9,4 13,0 |
3 – 15 7 – 14 7 – 15 7 – 14 8 – 15 7 – 14 8 – 15 7 – 14 7 – 15 6 – 13 7 – 14 6 – 14 |
11,3 10,4 10,9 11,7 11,7 10,5 11,2 10,1 10,8 9,6 10,6 9,7 |
10 10 11 11 12 12 13 13 14 14 15 15 |
м ж м ж м ж м ж м ж м ж |