Темперамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:30, реферат

Краткое описание

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е., от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Оглавление

Введение 3
1. Сенсорное развитие младенца 4
1.1. Значение сенсорной культуры для развития ребенка 4
1.2. Особенности сенсорного развития ребенка
младенческого возраста 6
1.3. Условия сенсорного развития младенца 9
2. Характеристика общения ребенка раннего возраста
с взрослыми 10
2.1. Критерии сформированности у ребенка
потребности в общении 10
2.2. Понятие формы общения, его характеристика 12
2.3. Характеристика ситуативно-делового общения как ведущего вида общения ребенка раннего возраста с взрослыми 17
2.4. Значение ситуативно-делового общения с взрослыми
в развитии ребенка 18
2.5. Условия развития общения ребенка раннего возраста с взрослыми 20
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная - сенсорное развитие младенца.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

 

        2. Характеристика  общения ребенка  раннего возраста 

       с взрослыми

       2.1. Критерии сформированности  у ребенка 

       потребности в общении 

       Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

         Сразу после рождения ребенок никак не общается с взрослым: он не отвечает на обращения старших и, конечно, сам к ним не адресуется. А после 2 мес. младенцы вступают во взаимодействие с взрослыми, которое можно считать общением; они развивают особую активность, объектом которой является взрослый, и стремятся привлечь внимание взрослого, чтобы самим стать объектом такой же активности с его стороны.

       Для того чтобы точнее определить коммуникативную потребность, М.И. Лисина выделила 4 критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении.

       Первым  критерием служит внимание и интерес ребенка к взрослому; в этом критерии обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый стал объектом особой активности детей.

       Вторым  критерием Лисина считает эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; в них обнаруживается оценка взрослого ребенком, наличие у ребенка отношения к взрослому, которое неразрывно связано со знанием о нем.

       Третий критерий состоит в инициативных действиях ребенка, направленных на то, чтобы привлечь интерес взрослого, проявить себя перед старшим партнером; в этом поведении обнаруживается стремление ребенка познакомить взрослого с собою и самому как бы еще раз увидеть свои возможности через реакцию другого человека.

       Наконец, четвертым критерием служит чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживается восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый, и их самооценки.

       Проявления  детей, соответствующие 4 критериям, возникают в поведении детей не сразу, а один за другим в указанной последовательности. Взятые в совокупности, они дают возможность, во-первых, ответить на вопрос, есть ли у данного ребенка потребность в общении с взрослыми, и, во-вторых, охарактеризовать уровень сформированности этой потребности. Применение указанных критериев позволяет сделать вывод о том, что у детей в первые месяцы жизни происходит постепенное оформление потребности в общении, разделяющееся на 4 этапа по мере появления 4 критериев и завершающееся к 2 мес.

 

        2.2. Понятие формы  общения, его характеристика 

       В концепции Лисиной общение рассматривается  как особый вид деятельности, имеющий свои специфические структурные компоненты: потребности, предметы, мотивы и средства.

       На  разных этапах развития ребенка, данные параметры образуют устойчивые сочетания, которые представляют собой качественно своеобразные формы общения.

       Форма общения с взрослым является важнейшей характеристикой психического развития ребенка, поскольку в процессе общения с взрослым происходит не только усвоение и присвоение культурных образцов и средств овладения собой, но и становление новых мотивов деятельности ребенка.

       М.И. Лисиной были выделены четыре основные формы общения, характерные для детей определенного возраста.

       Ситуативно-личностное общение — первая появляющаяся в онтогенезе форма общения ребенка со взрослыми людьми (синоним: непосредственно-эмоциональное общение). Начинает складываться на втором месяце жизни по мере развития комплекса оживления. Имеет следующие характеристики: удовлетворяет потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого; побуждается личностными мотивами; реализуется при помощи экспрессивно-мимических средств (компонентов комплекса оживления); его содержание — обмен положительными эмоциями между ребенком и взрослым.

       В первом полугодии жизни ситуативно-личностное общение является ведущей деятельностью, оказывая решающее влияние на развитие всех сторон психики ребенка. Основными продуктами, складывающимися в рамках ситуативно-личностного общения, являются аффективно-личностные связи (генетически первый вид взаимоотношений между ребенком и взрослым) и образ себя у младенца. При появлении последующих форм общения ситуативно-личностное общение уступает им главенствующее положение, но не исчезает, а продолжает играть свою роль в дальнейшем развитии ребенка, реализуясь преимущественно в контактах с близкими людьми.

       Несформированность  данного вида общения в первом полугодии жизни ведет к искажению дальнейшего психического развития ребенка, а его дефицит сказывается в личностных нарушениях даже у взрослых людей. Уровень развития ситуативно-личностного общения — важнейший критерий успешного психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Основными показателями уровня его развития являются признаки выраженности комплекса оживления: латентный период, полнота состава, длительность, вариативность, интенсивность компонентов, инициативность.

       Ситуативно-деловая форма общения

       Эта форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет. Но она очень сильно отличается от первой генетической формы общения.

       Начать  с того, что она уже не занимает место ведущей деятельности —  на это место выдвигается теперь предметно-манипулятивная деятельность детей. Общение с взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом — практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. Ребенка необычайно занимает, что и как делает с вещами взрослый, и старшие раскрываются теперь детям именно с этой стороны — как удивительные умельцы и искусники, способные творить с предметами истинные чудеса.

       Подобно тому, как ситуативно-личностное общение обусловливает адаптацию младенца к обстоятельствам его жизни и, в конечном счете, его выживание, так и ситуативно-деловое общение имеет важнейшее значение в жизни детей раннего возраста. В тесном взаимодействии с взрослым, имеющем практический характер и одновременно согретом теплом взаимного личностного духовного соприкосновения «большого и маленького», ребенку открывается редкая возможность постичь заложенное в предметах общественно-историческое содержание и овладеть им, употребляя эти предметы по назначению и в соответствии с той функцией, для которой они были созданы.

       Внеситуативно-познавательная форма общения

       В первой половине дошкольного детства  у ребенка можно наблюдать  следующую, третью форму коммуникативной деятельности. Как и вторая, она опосредствованна, но вплетена не в практическое сотрудничество с взрослым, а в совместную познавательную деятельность — можно сказать, в «теоретическое» сотрудничество. Предметные манипуляции детей раннего возраста во многом также были направлены на выявление свойств предметов; практические «пробы и ошибки» ребенка служат основой, на которой складываются потом его ориентировочные и перцептивные действия. Но примитивность ранних манипуляций и элементарные формы сотрудничества с взрослыми позволяют детям установить только самые поверхностные, малосущественные свойства вещей. Однако развитие любознательности и постоянное совершенствование способов ее удовлетворения (восприятие, наглядно-действенное, а позднее и наглядно-образное мышление на базе овладения речью) заставляют ребенка ставить перед собой все более сложные вопросы.

       Но  возможность понять такие проблемы самостоятельно у маленького ребенка  очень ограничена. Единственным реальным путем к их пониманию становится для него общение с окружающими взрослыми. «Дети-почемучки» обрушивают на старших лавину вопросов. Естественно поэтому, что ведущий в третьей форме общения познавательный мотив. Взрослый выступает перед детьми в новом качестве — как эрудит, способный разрешить их сомнения, дать им нужные сведения, обеспечить необходимой информацией. А поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются проблемы, далекие от обстановки взаимодействия детей и старших, общение приобретает — впервые после рождения ребенка — выраженный внеситуативный характер.

       Основным  средством общения у детей  с внеситуативно-познавательной (так  же как и с внеситуативно-личностной) формой являются, конечно, речевые операции: ведь только они одни дают детям  возможность выйти за пределы ограниченной ситуации в беспредельный окружающий мир. Интересно, что дошкольники не только используют слово, но и превращают его в особый объект изучения. У детей появляется тяга к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они великолепно овладевают родной речью.

       Внеситуативно-личностное общение — высшая форма общения ребенка с взрослым, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 6—7 лет. Внеситуативно-личностное общение направлено на познание социального, а не предметного мира. Оно не включено в какую-либо другую деятельность и представляет собой общение в чистом виде. Такое общение протекает в форме эпизодов, имеющих самостоятельное значение для ребенка и не являющихся аспектом какого-либо иного сотрудничества с взрослым.

       Внеситуативно-личностное общение формируется на основе личностных мотивов, побуждающих ребенка к  коммуникации. Взрослый привлекает ребенка  не только как источник знаний о  социальных явлениях, но и как уникальная личность, со всеми своими свойствами и отношениями. Внеситуативно-личностное общение позволяет ребенку обсудить свои отношения с другими детьми, достоинства и недостатки своих товарищей, нормы поведения в группе и пр. Взрослый в таком обсуждении выступает как компетентный судья, с которым ребенок стремится согласовать свое отношение к окружающему, добиться общности взглядов и оценок.

       Потребность в общении на этом этапе включает в качестве основного компонента - потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. При этом она сохраняет в своем содержании и все прежние компоненты: потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в сотрудничестве с ним и в его уважении. Старший дошкольник нуждается в одобрении и положительной оценке взрослого. Но для него особенно важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других людей). Он стремится к тому, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого. Такая общность взглядов и оценок является показателем их правильности.

       Среди разнообразных средств внеситуативно-личностного общения основное место занимают речевые. Данная форма общения имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в нем он усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им. Во-вторых, учится видеть себя со стороны и оценивать собственные действия, что является необходимым условием овладения своим поведением. В-третьих, ребенок начинает дифференцировать различные социальные роли взрослых (воспитателя, врача, учителя) и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними. Внеситуативно-личностное общение является существенным моментом подготовки ребенка к школьному обучению, важную частью которой составляет отношение к взрослому как к учителю и умение занять позицию ученика.

 

        2.3. Характеристика ситуативно-делового общения как ведущего вида общения ребенка раннего возраста с взрослыми 

       Ситуативно-деловое общение [лат. situatio — положение] — согласно концепции М.И. Лисиной, вторая по времени появления в онтогенезе форма общения ребенка с взрослым. Зарождается приблизительно в 6 мес. и совершенствуется на протяжении раннего возраста. Формируется на основе предшествующей ситуативно-личностной форы общения. Главная особенность ситуативно-делового общения — его развертывание на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого, непосредственная связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.

       Основной  потребностью ребенка на стадии ситуативно-делового общения является потребность в сотрудничестве взрослого, т.е. в его соучастии, совместном выполнении каких-либо действий. Преобладающий мотив ситуативно-делового общения — деловой. При этом потребность ребенка в личностном взаимодействии с взрослым сохраняет свое значение, вплетаясь в более сложную предметную деятельность.

       Средствами ситуативно-делового общения являются предметные действия, позы, локомоции, вокализации, речь. Значение ситуативно-делового общения для психического развития детей определяется тем, что в совместной деятельности с взрослым ребенок овладевает культурными действиями с предметами, познает их свойства и отношения. В ходе такого общения возникает активная речь, формируются разнообразные способы взаимодействия с другими людьми.

   

 

        2.4. Значение ситуативно-делового общения с взрослыми в развитии ребенка 

       Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии. Процесс интериоризации внешних, материальных средств, которые становятся внутренними средствами ребенка, многократно исследовался российскими психологами на материале различных психических процессов - мышления, восприятия, памяти, внимания. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Информация о работе Темперамент