Темперамент ребенка и особенности взаимодействия в диаде "мать - дитя"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 22:51, реферат

Краткое описание

Цель исследования - провести анализ литературных источников по теме детского темперамента через призму взаимоотношений матери и ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по выбранной теме
2. Выявить особенности взаимодействия в диаде мать-дитя

Оглавление

Введение
Сущность темперамента ребенка
Особенности диады мать-дитя
Расстройства в диаде мать-дитя
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Их необходимо мягко поощрять к деятельности, к преодолению препятствий.

У каждого ребенка есть свои особенности и задача родителей - дать то, что необходимо детям. Однако очень часто родители не понимают, чего хотят дети. Поэтому изучение типа темперамента ребенка является неотъемлемой частью воспитания. Это знание поможет родителям, в частности матери лучше понять своего ребенка, применять более эффективные методы воспитания.

 

Особенности диады мать-дитя

 

Изучение взаимоотношений ребенка и матери необходимо начать с работы известных ученных Дж. Боулби и М. Эйнсворт. В своих исследованиях они доказали, что новорожденных нуждается в продолжительной связи с матерью или лицом, ее замещающим. В процессе этого взаимодействия возникает тесная связь между матерью и ребенком, и эта связь, иначе говоря, привязанность лежит в основе формирования "Я" ребенка.

В основе возникновения этой привязанности лежит импринтинг (первичное запечатление безопасной среды и перенесение этого на инстинкты) введенное в 1935 г.К. Лоренцом.

Вначале своего исследовательского пути Дж. Боулби "принимал без доказательств, что привязанность к другим имеет этологический механизм, вырабатывающий способы поведения, которые запускаются потребностью не в пище или сексуальном контакте, а в установлении отношений".

Формирование детско-родительской привязанности проходит ряд последовательных стадий:

Стадия недифференцированных привязанностей (1,5-6 мес.) - младенцы уже выделяют мать среди окружающих объектов, но успокаиваются, если их берет на руки другой взрослый.

Этот период также называют стадией начальной ориентировки и неизбирательной адресации сигналов любому лицу - ребенок следит глазами, цепляется и улыбается произвольному человеку.

Стадия специфических привязанностей (7-9 мес.) - на этой стадии происходит формирование и закрепление первичной привязанности к матери. Малыш протестует, если его разделяют с мамой, и беспокойно ведет себя в присутствии незнакомых людей.

Стадия множественных привязанностей (11-18 мес.) - ребенок на основании первичной привязанности к матери начинает проявлять избирательную привязанность по отношению к другим близким людям.

Тем не менее, мать продолжает быть основной фигурой привязанности - ребенок использует ее в качестве "надежной базы" для своих исследовательских действий. Если понаблюдать за поведением малыша в этот момент, то можно увидеть, что, чем бы тот ни занимался, он постоянно держит маму в поле своего зрения и, если кто-то заслоняет ему ее, то он обязательно перемещается так, чтобы вновь ее видеть.

Джон Боулби считал, что способность испытывать эмоциональную привязанность врожденна у человека и животных. Однако выбор объекта привязанности и ее качество имеет социальную природу. Большую роль играет внимание взрослого к малышу, отзывчивость на его сигналы: взгляд, лепет, улыбку или плач. В случае если родители быстро и позитивно реагируют, вступают в общение с ним, то у ребенка формируется чувство доверия к окружающему миру, чувство собственной ценности и тесно связанная с ними надежная (безопасная) привязанность. В случае, если ребенку недостает внимания, теплоты в отношениях, эмоциональной поддержки родителей, то у него развиваются нарушения привязанности. К ним относят формирование ненадежных типов привязанности.

Психологами условно выделены следующие типы:

) Тревожно-амбивалентная  привязанность. Проявляется в следствии  переживании у детей тревоги  и чувства незащищенности из  за того что родители не  показывали противоречие по отношению  к ним. Эти дети сами ведут  себя то ласковы, то агрессивны.

Они постоянно "цепляются" за родителей, ищут "негативного" внимания, провоцируя на наказания. Такая привязанность может сформироваться у ребенка, мать которого демонстрирует неискренние эмоции в отношении него. Например, не принимая малыша, мать стыдится своих чувств к нему и намеренно демонстрирует любовь. Часто она сначала подтверждает потребность в контакте с ребенком, но, как только он отвечает ей взаимностью, она отвергает близость. В другом случае, мать может быть искренней, но непоследовательной - она, то чрезмерно чувствительна и ласкова, то холодна, то агрессивна по отношению к ребенку без каких либо причин. Как правило, в таких случаях невозможно понять поведение матери и приспособиться к нему. Ребенок стремится к контакту, но не уверен в том, что получит необходимый эмоциональный отклик, поэтому часто беспокоиться по поводу доступности матери.

) Дети с  избегающей привязанностью часто  замкнуты, недоверчивы, сторонятся  близких отношений с другими  людьми. Создается впечатление что  они независимы. Все из-за того, что родители показывали свою холодность и неприязнь в общении с ними, когда им было так это необходимо. В результате такого негативного подкрепления, малыш учился больше не проявлять открыто своих эмоций, и не доверять окружающим. Такие дети стараются избегать близости с другими, тем самым защищая себя от непредсказуемых последствий.

) Наиболее  неблагополучный тип - дезорганизованная  привязанность. Дезорганизованная  привязанность характерна для  детей, к которым родители часто  проявляли жестокость. Если такой ребенок сначала и обращался за эмоциональной поддержкой к родителям, то в итоге такие обращения делали его пугливым, обескураженным и дезориентированным. Такой тип привязанности характерен для детей, которые подвергались насилию, жестокому обращению, и которые были лишены привязанности.

Клиническая психиатрия выделяет определенные критерии расстройства привязанности раннего возраста. Психиатры считают, что появление клинического расстройства привязанности возможно с 8-ми месячного возраста. К патологии они относят двойственный тип привязанности - небезопасную привязанность тревожно-сопротивляющегося типа. Небезопасная привязанность избегающего типа рассматривается как условно-патологическая. Выделяют 2 вида расстройств привязанностей - реактивное (избегающий тип) и расторможенное (негативный, невротический тип). Эти искажения привязанностей приводят к социально-психологическим, личностным расстройствам, затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду и школе.

Исследования показали то, что указанные проявления нарушений привязанности могут носить обратимый характер. Они могут не сопровождаться интеллектуальными нарушениями.

Впоследствии последователи теории привязанности Дж. Боулби, в частности М. Эйнсворт, В. Фалберг доказали привязанностей и интерперсональных отношений между ребенком и родителями, важность формирования союза ребенка и взрослого, обеспечения стабильности, длительности отношений и качества коммуникации между ребенком и взрослым для нормального развития ребенка и развития его идентичности.

Однако, как сформулировала Вера Фалберг "привязанность и утрата - находятся в сердце всей работы по защите прав детей".

Для чего вообще нужна привязанность? Она существует не только в мире людей, но и животных. Благодаря ей мы выживаем не только физически но и обеспечиваем себя безопасностью. В мире людей она обеспечивает не только удовлетворение базовых потребностей развития. Межличностные отношения являются основой социализации и интеллектуального развития, связывают человека (ребенка) с другими людьми и тем самым позволяют выделить себя и развить личность. Привязанность делает нас людьми. Это определенная связь между двумя людьми, которая никак не будет зависеть от местонахождения.

Теория привязанности имеет свое начало в психоанализе З. Фрейда и возрастной периодизации Э. Эриксона, а также в теории социального научения Долларда и Миллера. Однако Боулби был первым, кто связал привязанность ребенка с его адаптацией и выживанием. Позже это предположении подтвердил де Шато.

Было показано, что наиболее важным для формирования привязанности ребенка и взрослого является способность взрослого воспринимать любые сигналы ребенка и отзываться на них. Ребенок привязывается к тем, кто быстро и позитивно реагирует на его активность и инициативу, а также вступает в общение, отвечающее когнитивным способностям и настроению ребенка. Необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности, являются нежное, бережное обращение взрослого, эмпатия, поддержка, подбадривание. Родители, к которым ребенок привязан, дают указания мягко, доброжелательно, подчеркивают успехи, достижения ребенка (Мещерякова, Эйнсворт).

Первичная привязанность является устойчивой (Мейн, Якобсон) и проявляется у взрослых в их последующей жизни как преемственность эмоциональных и поведенческих паттернов в выборе партнера, в самовосприятии и последующей самооценке, в отношении к работе, в развитии депрессии или в трудностях их межличностных отношений и т.д. Однако было выявлено, что качество привязанностей может меняться при изменении качества взаимоотношений с близкими людьми и что один и тот же человек может иметь множественные паттерны привязанности.

В случае если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, доверяет окружающим, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим (Фалберг).

Семья является средой, в которой формируется привязанность, вне семьи установление привязанностей затруднено. Что дает семья ребенку? Базовый уход, предоставляемый теми взрослыми, к которым ребенок привязан, ежедневный и постоянный контакт с этими взрослыми. Отношения с этими людьми могут меняться в течение жизни, но они остаются на всю жизнь. И не смотря на то, что их число не велико, именно они обеспечивают ощущение защищенности и безопасности, являются источником для развития, дают опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Привязанность предполагает взаимность, однако, это не всегда так. Первичные привязанности, формируемые в первый год жизни, закладывают основу для дальнейшего развития ребенка и самой привязанности.

 

Расстройства в диаде мать-дитя

 

В рамках клинической психиатрии раннего возраста в настоящее время выделяются критерии расстройства привязанностей. Возникновение расстройства привязанности возможно с 8-ми месячного возраста. К патологии относят двойственный тип привязанности - небезопасную привязанность тревожно - сопротивляющегося типа. Небезопасная привязанность избегающего типа рассматривается как условно - патологическая. Выделяют 2 вида расстройств привязанностей - реактивное (избегающий тип) и расторможенное (негативный, невротический тип). Эти искажения привязанностей приводят к социально - личностным расстройствам, затрудняют школьную адаптацию, межличностные отношения, установление эмоциональных связей в своей семье. Различные исследователи показывали негативное влияние как краткосрочной, так и долгосрочной разлуки с матерью на дальнейшее развитие ребенка (А. Фрейд, В. Фалберг, Дж. Боулби и другие). При адекватной быстрой замене матери другим близким человеком (другой фигурой привязанности) последствия могут быть сглажены, в то время как помещение в приют и последующая депривация могут усилить негативные последствия для ребенка и повлиять на дальнейшее психическое развитие. Раттер показал, что разлука с матерью хоть и является фактором риска, но не определяет полностью перспективы социально-личностного развития. Преодоление нарушений привязанности, в особенности, у детей, никогда не имевших опыта привязанностей, не происходит просто само по себе путем помещения ребенка в новую семью. Эти данные легли в основу идеи замещающего родительства и обязательного дальнейшего сопровождения семьи как основы для адаптации.

темперамент ребенок диада мать

Вера Фалберг выделяет 3 способа "пробуждения" и формирования привязанности у детей, утративших или не имевших привязанность:

цикл "возбуждение - релаксация" (потребность - выражение протеста - удовлетворение потребности - успокоение - новая потребность - и т.д.);

"цикл позитивного  взаимодействия" (родитель инициирует  стимулирующее взаимодействие с  ребенком - ребенок откликается положительно - и т.д.);

"цикл активного  поиска помощи извне" (родитель  обращается в различные организации, где он может получить помощь  в лечении, обучении, в совместной  игре, досуге и т.п.).

Первый цикл инициируется самим ребенком, который заявляет о своих потребностях, второй требует инициативы как ребенка, так и взрослого. Последний способ объединяет ребенка и взрослых в процессе их общего взаимодействия с окружением. В любом случае от замещающего родителя требуется постоянно проявляемая и безусловная "настойчивость" в попытках установить эмоциональный контакт с ребенком и его сохранять, не только "ухаживать" за ребенком, но и поддерживать его, проявлять эмпатию при проявлении ребенком своих чувств, физически успокаивать. Готовность замещающего родителя давать эмоциональное тепло и принимать ребенка таким, какой он есть - являются определяющими для достижения успеха в формировании привязанности ребенка к новой семье. Включение ребенка в новую семью означает вовлечение его в ее ритуалы и обычаи, которые могут отличаться от его собственных. Качество отношений с другими членами семьи и их готовность принять ребенка и эмоциональная открытость также являются необходимым фактором формирования привязанности. Но самым важным фактором является интеграция привязанностей - прежних и вновь возникающих, простройка отношений ребенка к своему прошлому и родителям. Семья с такой проблемой может не справиться и требуется организованная помощь специалистов службы.

Таким образом, условием адаптации и социализации будет являться помещение ребенка в новую семью и организация воспитательного пространства, позволяющего в процессе взаимодействия и взаимопринятия ребенка и семьи компенсировать негативные последствия травм, сформировать новую привязанность и создать условия для успешного развития ребенка. Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему.

Заключение

 

Идеальной средой для формирования привязанности является семья. Только в полноценной семье ребенок находится в постоянном физическом и эмоциональном контакте с любящими взрослыми, к которым он особенно привязан. Несмотря на то, что число таких взрослых невелико, именно они дают ребенку чувство защищенности и безопасности, являются источником его развития, дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Вне семейного окружения, без "только своей" мамы или другого значимого взрослого установление привязанностей крайне затруднено.

Информация о работе Темперамент ребенка и особенности взаимодействия в диаде "мать - дитя"