Темперамент и способности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

Темперамент – совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике, тонусе, степени уравновешенности его психической деятельности.
Врожденный тип нервной деятельности человека находит выражение в его темпераменте: быстроте и силе реакции, эмоциональном тонусе жизнедеятельности (впечатлительность - у одних, вялость и апатичность - у других, порывистость - у третьих, размеренность и рассудительность - у четвертых).

Оглавление

Введение 3
Понятие и типы темперамента. Влияние темперамента на деятельность 5
Общая характеристика способностей. Развитие способностей 9
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

REFERAT_Temperament_i_sposobnosti[1].docx

— 42.81 Кб (Скачать)

Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных  и наоборот. Нередко общие и  специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Надо заметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности, поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей. Часто заниматься деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности.

Важно учитывать, что для развития разных способностей существуют свои сензитивные периоды. Если усилия, направленные на развитие определённой способности ребёнка, будут прилагаться окружающими его людьми преждевременно либо с опозданием, то они окажутся недостаточно эффективными, а если будут приурочены к сензитивному для этой способности периоду, то позволят добиться значительных успехов в её развитии.

Оптимальными для развития способностей у ребёнка являются следующие  условия: наличие у ребёнка врождённых задатков; своевременное и полное выявление имеющихся задатков; активное включение ребёнка в тот вид  деятельности, в котором его способности  будут востребованы и смогут развиваться; включение ребёнка в «дополнительные» виды деятельности, которые функционально  связаны с его формирующимися способностями; наличие грамотных, подготовленных педагогов, владеющих  методикой развития соответствующих  способностей; применение для развития способностей современных, эффективных методов и средств обучения; обеспечение систематического контроля и стимулирование процесса развития способностей.

Если деятельность ребенка носит  творческий характер, то она постоянно  заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным  делом как средство проверки и  развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям, к приложению необходимых  усилий, направленных на преодоление  возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает  уверенность в себе и чувство  удовлетворенности от достигнутых  успехов.

Человек, имеющий интерес к определенной деятельности, чаще всего проявляет  и соответствующие способности, точно так же, как интерес возникает  у людей обычно к тому, что легче  дается в силу имеющихся способностей. Интерес поэтому можно считать  индикатором наличия или отсутствия у человека способности к данному  делу. Интерес способствует проявлению и развитию способностей человека потому, что он стимулирует напряженную  учебу, тренировки, повторение, т.е. обеспечивает глубокое овладение делом.

Развитие способностей совершается  по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность  одного уровня – открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Существует два уровня развития способностей:

  • репродуктивный - человек обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей;
  • творческий - человек создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой.

В уровне развития творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность. Одаренность – наличие выдающихся способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков.

Талант – высокая одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием. Талантливость проявляется в  открытии нового, достижении больших  результатов в какой-то деятельности, получившей общественное признание.

Гениальность – исключительно  высокий уровень одаренности  человека, выражающийся в оригинальных, новых научных открытиях, имеющих  большое общественное значение.

Количественная оценка способностей человека – необходимая процедура при решении широкого круга вопросов. На основании её результатов производится отбор в учебные, спортивные, профессиональные и другие специализированные группы. Кроме того, в системе профессиональной ориентации используется диагностика интересов и склонностей человека – с целью обеспечения соответствия будущей профессиональной деятельности его, пусть даже только потенциальным, способностям.

 

Заключение

 

Темперамент является природной основой  проявления психологических качеств  личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному  темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и  воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.

Так же знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе. Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности.

Не только темперамент вносит свой вклад в структуру личности. Человек  вступает в мир как индивид, а  его способности формируются  в деятельности, развиваясь на основе генетически определенных задатков, т.е. способности являются функцией не только задатков самих по себе, но и развития, в которое задатки  входят как предпосылки или условия. В настоящее время, принимая во внимание всю совокупность накопленных данных, большинство исследователей считает, что наследственность создает лишь пределы для развития способностей, да и то весьма широкие, и как правило, неисчерпываемые, а их реализацию определяет влияние обучения и воспитания. Таким образом, способности раскрывают возможности человека по овладению одной или несколькими видами деятельности, являются важной психологической предпосылкой достижения высоких результатов. 

Список используемых источников

 

  1. Маклаков А. Г.: Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
  2. Психология и педагогика [Текст]: В 3 ч. Ч. 1. Психология личности: Учеб. Пособие / Волкова М.Н., Истомина О.А., Павловский В.В., Федотова Ю.Ю., Чернобай А.Д., Шатковский А.Г., Шилова Е.В.; Под общей ред. Истоминой О.А., Павловского В.В. – Владивосток: Морск. гос. ун-т, 2007. – 347 с.
  3. Максименко С.Д.: Общая психология.: Учеб. Пособие, М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2004. – 528 с. – серия «Образовательная библиотека»
  4. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
  5. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн./Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

 


Информация о работе Темперамент и способности человека