Темперамент и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:38, доклад

Краткое описание

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека: подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................2
2. ТЕМПЕРАМЕНТ.................................................................................................2
2.1 Общее понятие о темпераменте...............................................................................2
2.2 История изучения темперамента…….......................................................................3
2.3 Психологическая характеристика темпераментов.....................................................5
2.4 Темперамент и личность.........................................................................................7
3. ХАРАКТЕР.........................................................................................................8
3.1 Общее понятие о характере....................................................................................8
3.2 История изучения характера...............................................................................8
3.3 Типическое и индивидуальное в характере..............................................................10
3.4 Черты характера....................................................................................................10
3.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания..........................................12

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...14
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................15

Файлы: 1 файл

Темперамент и характер.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Решающее влияние  на характер ребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых  нельзя было бы перевоспитать и которым  нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты. 

Каковы же пути воспитания характера? 
Необходимым условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения. 
В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера. 
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи. 
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение. 
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей. 
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера  
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится. 
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей. 
Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам. 
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения, учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. 
 

4. Заключение

 

Как  отмечалось  ранее,  темперамент  отражает  динамические   аспекты  протекания  психических  процессов  и  поведения  человека,  преимущественно  врожденного характера,  т.е.  свойства  личности, которые мало  подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента  не   изменяются   вообще.   Психологические   исследования   и педагогическая практика показывают,  что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Динамическая    характеристика    психической    деятельности    не    имеет самодовлеющего,  формального  характера;  она  зависит   от   содержания   и конкретных условий деятельности,  от  отношения  индивида  к  тому,  что  он делает, и к тем условиям, в которых он находится. Живость, переходящая в игривую резвость или развязанность, и  размеренность, даже  медлительность  движений,   принимающая   характер   степенности   или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке,  походке,  повадке  человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов  той  общественной среды, в которой  живет  человек,  и  общественного  положения,  которое  он занимает. Стиль  эпохи,  образ  жизни  определенных  слоев обуславливает в известной мере  и темпы,   вообще   динамические   особенности   поведения представителей этой эпохи и соответствующих слоев. Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных  людей и не упраздняют значения  их  органических  особенностей.  Но,  отражаясь  в психике,  в  сознании  людей,  общественные  моменты  сами   включаются   во внутренние  индивидуальные  их  особенности   и   вступают   во   внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями.  В реальном образе  жизни конкретного человека,  в   динамических   особенностях   его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляции указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно  – производственной  жизни,  нравов,   быта,   приличий   и   т.п.),   образуют неразложимое единство  иногда  противоположных,  но  всегда  взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая  из  общественных  условий жизни  и  деятельности  человека,  может,  конечно,  иногда  затронуть  лишь внешнее поведение, не затрагивая еще  саму  личность,  ее  темперамент;  при этом внутренние особенности  темперамента  человека  могут  находиться  и  в противоречии с динамическими особенностями  поведения,  которого  он  внешне придерживается.  Но,  в  конечном  счете,  особенности  поведения,  которого длительно придерживается человек, не могут  не  наложить  раньше  или  позже своего отпечатка на  внутренний  строй  личности,  на  ее темперамент. Таким  образом,  во  всех  своих  проявлениях  темперамент   опосредован   и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.

Поэтому следует помнить, что деление  людей на четыре вида темперамента очень  условно.  Существуют  переходные,   смешанные,   промежуточные   типы темперамента;  часто  в  темпераменте  человека  соединяются  черты   разных темпераментов.  Темперамент  может   также   изменяться   и   в   результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную  сторону свой темперамент.

 

 

 

 

 

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, "Просвещение", 1968,стр.58-60. 

 

2. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета", 1966,стр.153-157. 

 

3. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиологи высшей нервной деятельности.   Москва, Учебная литература, 1997,стр.17-22.

 

 

4. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970,стр.258-259. 

 

5. Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1969,стр.102-108. 

 

6. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М.,  
"Наука", 1984,стр.93-98.

 

 

7. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1984,стр.146-147. 

 

8.  http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/351/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Темперамент и характер