Технология оптимизации памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

Современные психологи выделяют в памяти три главных раздела. Первый из них относится к трем стадиям памяти: кодированию, хранению и воспроизведению. Второй касается разграничения видов памяти для кратковременного или длительного хранения информации. В третий раздел попадают различные виды памяти, которые выделяются в зависимости от содержания хранимой информации (например, одна система памяти — для фактов, другая — для навыков).

Файлы: 1 файл

Технологии оптимизации памяти.docx

— 68.08 Кб (Скачать)

Технологии оптимизации  памяти

 

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Это основа психической деятельности, без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Современные психологи  выделяют в памяти три главных  раздела. Первый из них относится  к трем стадиям памяти: кодированию, хранению и воспроизведению. Второй касается разграничения видов памяти для кратковременного или длительного  хранения информации. В третий раздел попадают различные виды памяти, которые  выделяются в зависимости от содержания хранимой информации (например, одна система  памяти — для фактов, другая —  для навыков).

Существуют различные  виды памяти для разных видов информации:

Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти - зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.

Словесно-логическая память - выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому этот вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Этот вид памяти специфически человеческий.

Двигательная (моторная) память - проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т.д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.

Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях - человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнее, вспомнив пережитый ранее страх.

Непосредственная (сенсорная) память - это память автоматическая, в которой «одно впечатление мгновенно сменяется следующим». Примером такого процесса служит печатание на машинке: как только буква напечатана, человек тут же забывает её, чтобы перейти к следующей.

Кратковременная память - это память, способная одновременно удерживать до семи элементов в течение максимум тридцати секунд. Она действует, например, когда человек набирает номер телефона. Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.

Долговременная  память - характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде - в более обобщённом и систематизированном.

Скользящая память - самая короткая из всех видов памяти. Такого рода память развита, например, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточить внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолёта тут же забыть о не, переключив внимание на следующую точку. (Аткинсон Р., 1980).

 

Некоторые практические рекомендации по улучшению памяти:

1. То, что мы можем выразить  словами, обычно запоминается  легче и лучше, чем то, что  может быть воспринято только  зрительно или на слух. Если, кроме  того, слова не просто выступают  как вербальная замена воспринятого  материала, а являются результатом  его осмысления, т.е. если слово  не название, а понятие, содержащее  в себе связанную с предметом  существенную мысль, то такое  запоминание является наиболее  продуктивным. Чем больше мы думаем  над материалом, чем активнее  мы стараемся представить его  зрительно и выразить словами,  тем легче и прочнее он запоминается.

2. Если предметом запоминания  является текст, то наличие  заранее продуманных и четко  сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть  найдены в процессе чтения  текста, способствует его лучшему  запоминанию. В этом случае  текст в памяти хранится дольше  и точнее воспроизводится, чем  тогда, когда вопросы к нему  ставятся уже после его прочтения.

3. Сохранение и припоминание  как мнемические процессы имеют  свои особенности. Многие случаи  забывания, связанные с долговременной  памятью, объясняются не столько  тем, что воспроизводимый материал  не был как следует, запомнен, сколько тем, что при воспоминании к нему был затруднен доступ. Плохая память человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Попытки что-либо вспомнить, извлечь это в нужный момент из долговременной памяти, где обычно хранится колоссальное количество информации, аналогичны поискам небольшой книги в огромной библиотеке или цитаты в собрании сочинений, насчитывающем десятки томов. Неудача в отыскании книги или цитаты в данном случае может оказаться связанной не с тем, что их вовсе нет в соответствующих хранилищах, а с тем, что мы, быть может, ищем их не там, где нужно, и не так, как требуется. Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает нам гипноз. Под его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, навсегда утрачены.

4. Если двум группам  людей предложить запомнить одинаковый  список слов, которые можно сгруппировать  по смыслу, и если, кроме того, обе группы людей снабдить  разными обобщающими словами-стимулами,  с помощью которых можно облегчить  припоминание, то окажется, что каждая  из них в состоянии будет  вспомнить больше именно тех  слов, которые связаны с предложенными  ей словами-стимулами.

5. Чем больше умственных  усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную  структуру, тем легче она потом  припоминается. Один из эффективных  способов структурирования запоминания  — это придание запоминаемому  материалу структуры типа "дерево" (рис. 1). Такие структуры широко  распространены везде, где необходимо  кратко и компактно представить  большой объем информации.

Рис. 1. Смысловая  структура организации материала  по типу "дерево", наиболее широко используемая в разнообразных "хранилищах" информации.

 

Организация запоминаемого материала в подобного рода структуре способствует его лучшему воспроизведению потому, что значительно облегчает последующий поиск необходимой информации в "кладовых" долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к нужному результату. При предварительной структурной организации запоминаемого материала вместе с ним в долговременную память закладывается и сама схема, с помощью которой материал был организован. При его воспроизведении мы можем воспользоваться этой схемой как готовой. В противном случае ее бы пришлось создавать и конструировать заново, так как воспоминание также происходит по схемам.

В настоящее  время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных  систем и методов практического  влияния на память человека с целью  ее улучшения. Одни из этих методов  основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости  воображения, четвертые — на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые — на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий. Все эти методы, в конечном счете, основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью.

6. Поскольку  от внимания к материалу непосредственно  зависит его запоминание, то  любые приемы, позволяющие управлять  вниманием, могут оказаться полезными  и для запоминания. На этом, в частности, базируется один  из способов улучшения  запоминания дошкольниками и младшими школьниками учебного материала, который стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.

7. На  вспоминание материала влияют  и связанные с ним эмоции, причем  в зависимости от специфики  ассоциированных с памятью эмоциональных  переживаний это влияние может  проявляться по-разному. О ситуациях,  оставивших в нашей памяти  яркий, эмоциональный след, мы  думаем больше, чем об эмоционально  нейтральных событиях. Связанные  с ними впечатления мы лучше  организуем в своей памяти, больше  и чаще соотносим с другими.  Положительные эмоции, как правило,  способствуют припоминанию, а отрицательные  препятствуют.

8. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.

9. На технике улучшения восприятия  материала базируются различные  приемы обучения так называемому  "ускоренному" чтению. Человека  здесь учат быстро обнаруживать  в тексте наиболее важное и  воспринимать главным образом  это, сознательно пропуская все  остальное. В немалой степени  такому обучению, а следовательно,  и совершенствованию запоминания  могут помочь психолингвистические  знания о смысловой структуре  текстов.

10. Доказано, что воображением можно управлять. При наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своем воображении. А так как способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запоминание, то приемы, направленные на развитие воображения у детей, одновременно служат совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

11. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. Использование записей (например, стенографирование), составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки — все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личностными возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т.п. (Лезер Ф., 1995).

 

Важным средством улучшения  памяти, как показали исследования отечественных психологов, может  стать формирование специальных  мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается  способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его  познания с целью запоминания.

Для лучшего запоминания материала  рекомендуется повторять его  незадолго до нормального времени  отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку  не будет смешиваться с другими  впечатлениями, которые обычно в  течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.

Однако в связи с данной и  другими рекомендациями по улучшению  памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует  помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному  человеку, когда он сам их для  себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.

Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних  схем припоминания с другими. Чаще всего  интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми  событиями и их появление в  сознании порождает одновременное  припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. (Немов Р.С., 2003).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1980. – 528 с.
  2. Зинц Р. Обучение и память/ Под ред. Б.А. Бенедиктова / Пер. с нем. Мн.: 1984. 236 с.
  3. Лезер Ф. Тренировка памяти: Пер. с нем. — М.: «ЭЙДОС», 1995. – 169 с.
  4. Немов Р.С. Психология: В 3 т. –4 изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 352 с.

 

 


Информация о работе Технология оптимизации памяти