Технологі політично маніпуляці

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:01, реферат

Краткое описание

Человек как существо общественное постоянно находится во взаимодействии с другими людьми. Во всех областях, где происходит коммуникация, можно столкнуться с явлением манипуляции, в том числе и в сфере политической жизни. Политика – один из важных элементов функционирования современного общества, который призван обеспечивать устойчивость социальных процессов, регулируя взаимоотношения людей в социуме. Однако в процессе этого регулирования большое место занимают технологии манипуляции.

Файлы: 1 файл

манипуляции в политическом процессе.docx

— 31.45 Кб (Скачать)

- собрать наиболее  полную информацию об объекте; 

- определить мишени, т.е. точки приложения воздействия,  обладающие мотивационной силой  (потребности, ценности, убеждения,  привычки, стереотипы, слабости и  т.д.), таких мишеней может быть  несколько; 

- далее следует  выбрать стимулы и приманки (помогают  привлечь внимание к стимулам), способные воздействовать на  мишени;

- при этом необходимо  учесть возможности манипулятора  поразить выбранные мишени (проверка  собственных ресурсов и возможностей);

- основываясь на  собранной информации и проведенном  анализе, разработать общую модель  и сценарий манипулирования. 

2)                Второй этап предусматривает  реализацию выбранной модели, проведение  комплекса соответствующих мероприятий: 

В рамках данного  этапа необходимо

- подготовиться к  осуществлению манипуляционных  действий (подготовка специалистов, налаживание связей со СМИ,  составление сметы расходов и  т.д.);

- установить контакт  с адресатом, подстроиться к  нему, создать доверительные отношения; 

- подготовить объект  к восприятию стимула (желательны  состояния, притупляющие рациональное  мышление: транс, эмоциональное возбуждение  и т.д.);

- применить стимулы  и приманки, побудить адресата  к действию с их помощью. 

3)                Последний этап заключается в  использовании выигрыша, полученного  от манипуляции, на этом этапе  манипулятор, как правило, действует  скрыто, так как ему необходимо  создать у объекта иллюзию  свободно сделанного выбора.

3.               Технологии программирования психики 

Программирование  психики – «ее сознательное изменение  с целью формирования определенных потребностей, ценностей, убеждений  и установок, а также способов восприятия действительности и поведенческих  реакций. Программирование психики, менталитета, основных ценностей и установок  личности позволяет программировать, заранее предопределять ее политический выбор, линию социального поведения» [Пугачев, 2003, 94]. Часто программирование психики предшествует применению собственно технологий манипуляционного воздействия  и предусматривает «формирование  у человека (группы, общества) психических  структур  и индивидуальных черт, предопределяющих его поведение  в определенных ситуациях и часто  используемых в качестве мишеней  для манипулятивных акций» [Пугачев, 2003, 92]. В современном мире возможности программирования психики резко возрастают за счет эксплуатации ряда институтов социализации: семьи, школы, учебных заведений, СМИ, религиозных, политических, общественно политических организаций и т.д. Становление личности включает как стихийный процесс социализации (усвоение общественных норм, правил поведения в повседневном опыте), так и адаптацию в результате целенаправленной учебно-воспитательной работы различных институтов социализации. Государство может поставить под контроль телевидение, радио, школы и т.д., формируя определенный тип личности. Так, по мнению многих исследователей, в современной России активно формируется массовое потребительское индивидуалистическое мировоззрение. Большую роль в формировании массового сознания играют СМИ, которые в современном обществе часто контролируются теми или иными политическими силами. На уровне СМИ манипуляция может происходить, например, следующим образом: зрители вводятся в состояние транса с помощью монотонной речи, диктор несколько раз повторяет одну и ту же мысль, подчеркивает ее особой интонацией,  последовательность банальных фраз настраивает телезрителя на согласие, он соглашается и с выводами, следующими за этими фразами,  даже если они не отражают его интересы.

Сам язык, на котором  ведется трансляция передачи или  общение кандидата с избирателями, может служить средством программирования психики и, как следствие, манипуляции. С.Г. Кара-Мурза утверждает, что в  России сейчас активно создается  новый язык путем засорения русского языка терминами, иностранными словами, жаргонизмами, «словами-амебами», которые  не несут семантической и коннотационной нагрузки, свойственной исконным словам. Создается искусственный язык, призванный притупить внимание слушателей, размыть истинный смысл сообщения, лишить его целого ряда связей и ассоциаций. Смысл слов размывается, содержание практически сводится к нулю. Например, слово «война» заменяется на слово «операция», «наемный убийца – киллер», «руководитель – лидер» и т.д.

Знания и умения в области использования слова  и воздействии его на человека дают большие преимущества в политике. К технологиям НЛП, гипноза, психолингвистики (особенности восприятия речи) обращаются специалисты в области рекламы, политического консультирования, избирательных  технологий.

4. Технологии информационного  обмана 

Под технологиями информационного  обмана обычно понимается подача ложной информации, дезинформация.

В современном обществе истинность политической информации не может быть проверена на индивидуальном опыте, поэтому человек вынужден полагаться на суждения и оценки, которые  преподносят ему СМИ. В.П. Пугачев  уверен, что при сегодняшнем уровне развития СМИ «с помощью телевидения, радио и рекламы можно внушить  людям идеи и ценности, весьма далекие  от реальности и их интересов» [Пугачев, 2003, 68]. Грамотно и профессионально  проведенная рекламная кампания, вкупе с другими способами  воздействия, способна повлиять на психику  людей и заставить их сделать  нужный манипулятору выбор. При этом становиться излишним применение физического  воздействия на политических оппонентов. Не случайно в России в постсоветский  период широкое распространение  получил PR (особенно черный). Власть имеет  административные и финансовые ресурсы  для контроля СМИ: «тот, кто контролирует информацию, обладает широкими возможностями  для влияния на общественное мнение и политическое поведение в своих  интересах. Обнародуется, как правило, та информация, которая выгодна имиджу власти, и потому здесь тоже возникает  источник манипулирования мнением  общества» [Горчева, 2002, 93].

Манипулирование может  осуществляться через процесс производства новостей, в который входит сбор фактов, их фильтрация, интерпретация  и подача.

В странах, где широко распространена цензура, существует дефицит  новостей, информации. В демократических  же странах информационное поле открыто  и происходит перенасыщение информацией, поэтому возникают критерии отбора информации – ее общественная значимость и рыночный потенциал. В зависимости  от значимости информация поступает  в эфир, попадает на страницы различных  изданий, таким образом, манипуляция  может происходить путем «сосредоточения  внимания в центре информационного  поля» [Цуладзе, 2000, 57], а темы, признанные незначимыми, сознательно отодвигаются при подаче информации на второй план.

Манипулирование при  интерпретации фактов может происходить  следующим образом:

- можно сфабриковать  информацию, включить в сообщение  заведомо ложные факты, при  этом выдавая их за подлинные; 

- исказить информацию, подавая ее не в полном объеме, отражать факты только с одной  точки зрения, выбирая лишь те, которые соответствуют позиции  манипулятора;

- отредактировать  сообщение, включив в его состав  наряду с истинными фактами  различные домыслы, слухи, непроверенные  гипотезы;

- интерпретировать  факты в выгодном для манипулятора  свете; 

- утаить важную  информацию и ее существенные  детали;

- присоединить к  материалу заголовок, который  не соответствует его содержанию;

- приписать человеку  заявления, которые он никогда  не делал; 

- публиковать правдивую  информацию, когда она уже не  актуальна, т.е. затягивать время; 

- использовать прием  неточного цитирования, приводя  часть фразы или выступления,  которая в отрыве от контекста  приобретает другой смысл; 

- создавать информационную  перегрузку, когда в куче информационного  «мусора» теряется основное сообщение  и внимание аудитории уводится  в сторону и т.д. 

Манипулирование успешно  можно применять и в процессе подачи информации. Так, для удачного преподнесения информации и усиления ее воздействия необходимо вызвать  у воспринимающего доверие к  источнику информации (для этого  приглашаются любимые ведущие, известные  люди, эксперты), а также привлечь его внимание путем усиления зрелищности, занимательности в подаче информации. Необходим также мощный эмоциональный  заряд, чтобы информация повлияла на убеждения или поведение аудитории. Для этого часто применяется  прием сенсационности и срочности  сообщения, что нагнетает нервозность  и дает необходимый эмоциональный  фон восприятия. Часто с экрана телевизора идет неоправданно широкий  поток негативной информации, такая  информация несет больший эмоциональный  заряд.

А. Цуладзе выделяет следующие приемы манипулирования аудиторией:

«Определение»: «…идеи, личности, объекты сопрягаются с  положительными или отрицательными характеристиками, которые принимались  бы людьми без рассуждений…» [Цуладзе, 2000, 60].

«Блестящая всеобщность»: при описании событий, которые должны получить поддержку аудитории, используются торжественные, возвышенные слова  с положительной семантикой, «добродетельные  слова».

«Рекомендация» или  «свидетельство»: если к предмету нужно  вызвать положительное отношение, сообщение о нем вкладывается в уста ведущего, известного человека, который пользуется популярностью  у зрителей, и наоборот.

«Подтасовка карт»: односторонний взгляд на проблему, когда в зависимости от требуемого эффекта, приводятся только достоинства  или только недостатки.

«Наклеивание ярлыков» или «присвоение кличек»: с помощью  оскорбительных выражений, метафор, формируется  негативное восприятие личности, причем на основе эмоций, а не логики.

«Перенос»: авторитет  известной личности, исторической фигуры переносится на человека, которому необходима популярность.

«Свои ребята» или  «игра в простонародность»: демонстрация близости  к простым людям.

«Вместе со всеми» или  «общая платформа»: акцент на том, что  социальная группа, к которой принадлежит  человек, либо все общество поступает  именно таким образом, и воспринимающий не должен выходить за рамки общего поведения.

Особое место в  технологиях воздействия на избирателей  занимает политическая реклама: «систематическая профессионально составленная реклама  способна внести в подсознание человека даже те идеи, к которым у него существует негативное отношение. Оказывая давление на психику людей, она заставляет не только покупать ненужные им товары, но и избирать чуждых чаяниям и  ожиданиям граждан партии и политиков» [Пугачев, 2003, 68]. Реклама - проводник  потребительского образа жизни, она  разрушает старые традиции, предъявляет  новые стандарты жизни, насильственным образом создает у населения  потребности, которых оно не имеет.

В основе эффективности  политической рекламы лежит то, что  побеждает в итоге не всегда самый  достойный претендент, а тот, кто  сумел понравиться избирателям, победил в борьбе имиджей. Реклама  помогает одержать эту победу: она  делает кандидата узнаваемым, привлекает к нему внимание, закрепляет в сознании людей необходимые образы и т.д. Реклама должна в емких выражениях, нескольких фразах сформулировать основную идею кандидата, посыл к избирателям. Для лучшего воздействия часто  ставка в рекламе делается на эмоции.

А. Цуладзе приводит ряд приемов создания негативного имиджа соперника:

«Вы – свой злейший  враг»: в политической рекламе делается акцент на промахах и ошибках конкурента.

«Люди против вас»: слово  получают избиратели, бывшие политические соратники, люди, знавшие кандидата, которые в нем разочаровались.

«Перенос»: на кандидата  переносятся негативные черты других представителей его партии, политических лидеров. Особенно активно этот прием  используется для дискредитации  партий и политиков, бывших у власти. Все неудачи политического режима преподносятся как ошибки конкурента.

 «Пренебрежительный  юмор» и т.д. 

Часто в рекламе  используются и приемы НЛП, например, так называемое манипулирование  противоречивым зрительным рядом, когда  на фоне рассказа о кандидате идут зрительные образы нищих, проституток, наркоманов. Запоминается и влияет на избирателей именно негативный зрительный ряд. Многократное повторение политического  рейтинга (как и повторение вообще любой информации) также можно  считать методом манипулирования  сознанием избирателей.

5. Наконец, многие  исследователи феномена манипуляции  говорят о том, что манипуляционные  технологии активно применяются  на административном уровне. Методы  административного манипулирования  некоторые называют методами  косвенного влияния на политическое  поведение человека, однако они  не менее действенны и эффективны, и включают в себя богатый  перечень приемов: от банальной  подтасовки результатов выборов,  до концентрации всех финансовых  и организационных ресурсов в  руках партии  власти.

Выделяются следующие  методы манипулирования на административном уровне:

- Мобилизация организационных  и финансовых ресурсов  в регионах, где создаются «партии власти».  При этом помещения, транспорт  оплачиваются из государственно  кармана, на проведение различных  акций мобилизуются государственные  служащие.

- Избирательное применение  закона: поддержка «своих» и подрыв  деятельности противников. 

- Манипуляции с  избирательным законодательством. 

- Ведомственный ресурс (агитация за власть в крупных  ведомствах проводится руководителями).

- Перераспределение  бюджетных средств (повышение  пенсий, введение льгот, выплата  задержек по зарплате перед  выборами).

Информация о работе Технологі політично маніпуляці