Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 22:01, реферат
Человек как существо общественное постоянно находится во взаимодействии с другими людьми. Во всех областях, где происходит коммуникация, можно столкнуться с явлением манипуляции, в том числе и в сфере политической жизни. Политика – один из важных элементов функционирования современного общества, который призван обеспечивать устойчивость социальных процессов, регулируя взаимоотношения людей в социуме. Однако в процессе этого регулирования большое место занимают технологии манипуляции.
- собрать наиболее полную информацию об объекте;
- определить мишени,
т.е. точки приложения
- далее следует выбрать стимулы и приманки (помогают привлечь внимание к стимулам), способные воздействовать на мишени;
- при этом необходимо
учесть возможности
- основываясь на
собранной информации и
2)
Второй этап предусматривает
реализацию выбранной модели, проведение
комплекса соответствующих
В рамках данного этапа необходимо
- подготовиться к осуществлению манипуляционных действий (подготовка специалистов, налаживание связей со СМИ, составление сметы расходов и т.д.);
- установить контакт
с адресатом, подстроиться к
нему, создать доверительные
- подготовить объект
к восприятию стимула (
- применить стимулы и приманки, побудить адресата к действию с их помощью.
3)
Последний этап заключается в
использовании выигрыша, полученного
от манипуляции, на этом этапе
манипулятор, как правило,
3.
Технологии программирования
Программирование
психики – «ее сознательное изменение
с целью формирования определенных
потребностей, ценностей, убеждений
и установок, а также способов
восприятия действительности и поведенческих
реакций. Программирование психики, менталитета,
основных ценностей и установок
личности позволяет программировать,
заранее предопределять ее политический
выбор, линию социального поведения»
[Пугачев, 2003, 94]. Часто программирование
психики предшествует применению собственно
технологий манипуляционного воздействия
и предусматривает «
Сам язык, на котором
ведется трансляция передачи или
общение кандидата с
Знания и умения
в области использования слова
и воздействии его на человека
дают большие преимущества в политике.
К технологиям НЛП, гипноза, психолингвистики
(особенности восприятия речи) обращаются
специалисты в области рекламы,
политического
4. Технологии информационного обмана
Под технологиями информационного обмана обычно понимается подача ложной информации, дезинформация.
В современном обществе
истинность политической информации не
может быть проверена на индивидуальном
опыте, поэтому человек вынужден
полагаться на суждения и оценки, которые
преподносят ему СМИ. В.П. Пугачев
уверен, что при сегодняшнем уровне
развития СМИ «с помощью телевидения,
радио и рекламы можно внушить
людям идеи и ценности, весьма далекие
от реальности и их интересов» [Пугачев,
2003, 68]. Грамотно и профессионально
проведенная рекламная
Манипулирование может осуществляться через процесс производства новостей, в который входит сбор фактов, их фильтрация, интерпретация и подача.
В странах, где широко
распространена цензура, существует дефицит
новостей, информации. В демократических
же странах информационное поле открыто
и происходит перенасыщение информацией,
поэтому возникают критерии отбора
информации – ее общественная значимость
и рыночный потенциал. В зависимости
от значимости информация поступает
в эфир, попадает на страницы различных
изданий, таким образом, манипуляция
может происходить путем «
Манипулирование при интерпретации фактов может происходить следующим образом:
- можно сфабриковать информацию, включить в сообщение заведомо ложные факты, при этом выдавая их за подлинные;
- исказить информацию, подавая ее не в полном объеме, отражать факты только с одной точки зрения, выбирая лишь те, которые соответствуют позиции манипулятора;
- отредактировать
сообщение, включив в его
- интерпретировать
факты в выгодном для
- утаить важную информацию и ее существенные детали;
- присоединить к
материалу заголовок, который
не соответствует его
- приписать человеку заявления, которые он никогда не делал;
- публиковать правдивую
информацию, когда она уже не
актуальна, т.е. затягивать
- использовать прием
неточного цитирования,
- создавать информационную
перегрузку, когда в куче информационного
«мусора» теряется основное
Манипулирование успешно
можно применять и в процессе
подачи информации. Так, для удачного
преподнесения информации и усиления
ее воздействия необходимо вызвать
у воспринимающего доверие к
источнику информации (для этого
приглашаются любимые ведущие, известные
люди, эксперты), а также привлечь
его внимание путем усиления зрелищности,
занимательности в подаче информации.
Необходим также мощный эмоциональный
заряд, чтобы информация повлияла на
убеждения или поведение
А. Цуладзе выделяет следующие приемы манипулирования аудиторией:
«Определение»: «…идеи, личности, объекты сопрягаются с положительными или отрицательными характеристиками, которые принимались бы людьми без рассуждений…» [Цуладзе, 2000, 60].
«Блестящая всеобщность»: при описании событий, которые должны получить поддержку аудитории, используются торжественные, возвышенные слова с положительной семантикой, «добродетельные слова».
«Рекомендация» или
«свидетельство»: если к предмету нужно
вызвать положительное
«Подтасовка карт»: односторонний взгляд на проблему, когда в зависимости от требуемого эффекта, приводятся только достоинства или только недостатки.
«Наклеивание ярлыков» или «присвоение кличек»: с помощью оскорбительных выражений, метафор, формируется негативное восприятие личности, причем на основе эмоций, а не логики.
«Перенос»: авторитет известной личности, исторической фигуры переносится на человека, которому необходима популярность.
«Свои ребята» или «игра в простонародность»: демонстрация близости к простым людям.
«Вместе со всеми» или «общая платформа»: акцент на том, что социальная группа, к которой принадлежит человек, либо все общество поступает именно таким образом, и воспринимающий не должен выходить за рамки общего поведения.
Особое место в технологиях воздействия на избирателей занимает политическая реклама: «систематическая профессионально составленная реклама способна внести в подсознание человека даже те идеи, к которым у него существует негативное отношение. Оказывая давление на психику людей, она заставляет не только покупать ненужные им товары, но и избирать чуждых чаяниям и ожиданиям граждан партии и политиков» [Пугачев, 2003, 68]. Реклама - проводник потребительского образа жизни, она разрушает старые традиции, предъявляет новые стандарты жизни, насильственным образом создает у населения потребности, которых оно не имеет.
В основе эффективности политической рекламы лежит то, что побеждает в итоге не всегда самый достойный претендент, а тот, кто сумел понравиться избирателям, победил в борьбе имиджей. Реклама помогает одержать эту победу: она делает кандидата узнаваемым, привлекает к нему внимание, закрепляет в сознании людей необходимые образы и т.д. Реклама должна в емких выражениях, нескольких фразах сформулировать основную идею кандидата, посыл к избирателям. Для лучшего воздействия часто ставка в рекламе делается на эмоции.
А. Цуладзе приводит ряд приемов создания негативного имиджа соперника:
«Вы – свой злейший враг»: в политической рекламе делается акцент на промахах и ошибках конкурента.
«Люди против вас»: слово получают избиратели, бывшие политические соратники, люди, знавшие кандидата, которые в нем разочаровались.
«Перенос»: на кандидата
переносятся негативные черты других
представителей его партии, политических
лидеров. Особенно активно этот прием
используется для дискредитации
партий и политиков, бывших у власти.
Все неудачи политического
«Пренебрежительный юмор» и т.д.
Часто в рекламе
используются и приемы НЛП, например,
так называемое манипулирование
противоречивым зрительным рядом, когда
на фоне рассказа о кандидате идут
зрительные образы нищих, проституток,
наркоманов. Запоминается и влияет
на избирателей именно негативный зрительный
ряд. Многократное повторение политического
рейтинга (как и повторение вообще
любой информации) также можно
считать методом
5. Наконец, многие
исследователи феномена
Выделяются следующие методы манипулирования на административном уровне:
- Мобилизация организационных
и финансовых ресурсов в регионах,
где создаются «партии власти».
- Избирательное применение закона: поддержка «своих» и подрыв деятельности противников.
- Манипуляции с
избирательным
- Ведомственный ресурс
(агитация за власть в крупных
ведомствах проводится
- Перераспределение бюджетных средств (повышение пенсий, введение льгот, выплата задержек по зарплате перед выборами).