Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:47, контрольная работа
Внешне психологическое консультирование для человека не компетентного выглядит как непринужденная дружеская беседа, в которой два человека обговаривают жизненые трудности, проблемы, и находят пути для их разрешения. На самом деле психологическое консультирование состоит из множества техник и приемов которые помагают психологу – консультанту на всех этапах консультации.
Под процедурами психологического консультирования понимаются группы объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования, с помощью которых решается одна из частных задач психологического консультирования.
Введение 3
Глава 1 Технология ведения консультативной беседы. 4
1.1. Обеспечение контакта с клиентом во время беседы 4
1.2. Постановка вопросов 8
1.3. Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа 9
Глава 2 Техники консультирования в различных подходах 16
2.1. В психоаналитическом подходе. 16
2.2. В подходе бихевиоризма. 17
2.3. В гештальттерапии. 18
2.4. В транзактном анализе. 19
2.5. В гуманистической терапии. 19
2.6. Техники нейролингвистического программирования 20
Вывод 21
Список литературы 22
- Предпочтительно сначала обсудить формы защиты и сопротивления и лишь потом давать интерпретацию чувствам или конфликту, которые лежат в их основе.
Анализ сновидения. Сны выражают бессознательные потребности, конфликты, желания, страхи и вытесненный опыт. Когда сновидение рассказывается и прорабатывается в группе, пациент получает новое понимание мотивации и неразрешенных проблем, стоящих за ним. Некоторые мотивы настолько неприемлемы для личности, что они могут быть выражены только в замаскированной или символической форме.
2.2. В подходе бихевиоризма.
Эти техники считаются эффективными прежде всего для коррекции фобий и навязчивых состояний. Если у человека например есть страх аудитории и он должен выступать публично, именно эти техники дадут быстрый эффект .
Психодрама использует ряд особых приемов, предназначенных для усиления чувств, прояснения замешательств и скрытых мнений, усиления инсайта и самосознания, а также практики нового поведения.
Подкрепление. Это основная процедура воздействия в поведенческой терапии. Наряду с подкреплением со стороны консультанта клиент осуществляет подкрепление, выражая, друг другу одобрение, высказывая похвалу или проявляя внимание.
Если социальное подкрепление является мощным методом формирования желательного поведения, то не менее важным является самоподкрепление. клиент узнает о том, как подкреплять себя, чтобы усилить самоконтроль и стать менее зависимыми от других.
Контракт. Он описывает поведение, которое должно быть представлено, изменено или должно прекратить свое существование; вознаграждения, связанные с достижением этой цели, и условия, при которых это вознаграждение будет получено.
Моделирование. Это техника, включенная в ряд поведенческих групп, особенно в группы отработки социальных навыков и тренинги уверенности в себе. Модель, которая соотносится с наблюдателем по полу, возрасту, расовой принадлежности и базовым жизненным позициям, будет имитироваться с большей вероятностью и успешностью, чем модель, которая не похожа на наблюдателя. Модель, которая обладает некоторой степенью престижа и статуса, также будет имитироваться с большей вероятностью. И модель, которая предполагает компетентность и демонстрирует свою ценность и значимость, увеличивает тенденцию к своему воспроизведению.
Тренировка поведения. Целью тренировки поведения является подготовка клиента к вынесения желаемого поведения за консультации, когда моделирование, осуществляемое вовремя консультации уже не подходит. Поведение практикуется в контексте, симулирующем реальный мир. Тренировка поведения - это полезная техника для обучения социальным навыкам. Особые факторы, такие как голос, качество речи, жесты, позы тела, контакт глазами и другие поведенческие проявления, весьма значимы.
2.3. В гештальттерапии.
Была создана Ф.Перлзом и его женой Лаурой. Основывается на дачи участникам возможности обратить внимание на течение своего непосредственного опыта, побуждает опознать и принять ранее игнорируемые аспекты.
Гештальттерапия поощряет “переход к конфликту” или “бытие тем, что мы чувствуем” в качестве противопоставления простым разговорам о конфликтах, проблемах и чувствах.
Внутренний диалог. Фантазийный диалог помогает осознать внутренние несоответствия и разрывы, а также помочь личностной интеграции. эти диалоги могут принимать разнообразные формы, например, диалог между противоположными сторонами себя или полярностями внутри себя (мягкость/жесткость, мужественность/женственность, любовь/ненависть, агрессивность/пассивность) и диалог с родителями или другими значимыми людьми, с придуманными или неживыми объектами. Разнообразные эксперименты с диалогами могут помочь клиенту усилить осознание противоречий внутри себя, которые противостоят друг другу.
Фантазирование. Прием с различными придуманными ситуациями может привести к серьезному росту клиента. Фантазирование обеспечивает личностное осознание несколькими способами: может быть использована, когда клиент чувствует слишком сильную угрозу для себя при попытке исследовать свою проблему в конкретных терминах; полезно для работы с катастрофическими ожиданиями, которые зачастую являются результатом чувства паралича; фантазирование - это полезный и безопасный способ исследования страхов клиента
Репетиция. Это упражнение особенно полезно, когда клиент выстраивает огромное количество блоков и осуществляют тщательную цензуру, отмеривая свои слова и действия, чтобы достигнуть желаемого эффекта. Повторение предполагает осознание процесса, который обычно находится вне сферы осознания.
2.4. В транзактном анализе.
Был создан Э.Берном. Цель в помощи клиенту избавиться от “сценариев” и “игр” в своих отношениях. Заново оценить свои прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием.
Анализ "сценариев". В реальности каждый из нас обладает любимой позицией, пользуясь которой мы действуем в условиях стресса, и каждую из позиций мы в той или иной мере используем ежедневно.
Личный жизненный сценарий - это бессознательный жизненный план, который был сформирован в детстве, закреплен родителями и "утвержден" жизненными обстоятельствами. Этот сценарий развивается на ранних этапах жизни как результат родительских уроков, таких как запреты и контрзапреты, и ранних решений. Из этих решений выбирается базовая психологическая позиция или драматическая роль, которую мы будем играть в нашем сценарии. По сути, жизненный сценарий - это что-то вроде проекта, который говорит людям, куда они идут по жизни и что делать, когда они достигнут цели.
Ролевые игры. Игра - это продолжительная серия транзакций (базовые единицы коммуникации, состоящие из обмена поглаживания), которая заканчивается негативным вознаграждением и некоторой выгодой от неприятных чувств, которые предусмотрены сценарием. Берн собрал антологию игр, которые основаны на трех позициях: преследователь, спаситель и жертва.
2.5. В гуманистической терапии.
Личностно-центрированное консультирование не полагается на определенные методики и не подразумевает совершение каких-либо действий в интересах клиентов. Роджерс считал, что «эффективность консультирования определяется прежде всего качеством межличностного взаимодействия консультанта с клиентом». В центре внимания всреча двоих людей, которые учаться доверять один одному во время консультирования. Также для гуманистического подхода характерным есть осторожное отношение к темпу роботы . По К. Роджерсу , консультанту нужно идти за клиентом не торопясь. Клиент сам чувствует , какая интенсивность процесса переживаний для него возможна.〚4,49〛
2.6. Техники нейролингвистического програмирования.
Техника Рефрейминга (англ. frame-рамка) - это название широко использует НЛП для описания используемых им процедур переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неудачных (возможно даже патогенных) психических шаблонов. Рамка вокруг рисунка является хорошей метафорой, позволяющей понять суть и механизм рефрейминга. В зависимости от того, что именно попадает в рамку, изменяется информация о содержании картины, а следовательно, и восприятие того, что на ней изображено.Рефрейминг позволяет нам иначе интерпретировать те или иные проблемы и находить новые решения.Многие метафоры, сказки, анекдоты можно рассматривать как примеры рефрейминга, где события помещают в определенную "рамку".Техники являються методами „скорой помощи” человеку. Рефрейминг способствует нахождению позитивного смысла в разных ситуациях
вывод:
Для консультанта очень важно четко понимать и правильно использовать каждую технику, которую он использует в своей работе. Были описаны разнообразные стратегии и техники воздействия, предложенные некоторыми теориями. Эти приемы направлены на достижение изменений, а также обеспечение и исследование взаимодействия. Их можно использовать этично и достигать терапевтического эффекта, но всегда существуют возможность неправильного применения этих приемов.
Консультанты работают непрофессионально, если используют приемы, с которыми они плохо знакомы, преследуют собственные цели, пытаются за счет конкретных техник увеличить свою власть над клиентом или оказывать давление на него. Научившись рационально обосновывать для себя употребление каждой техники, можно эффективно и правильно их использовать. Приемы должны поощрять самоисследование и самопонимание клиента. В идеальном варианте они должны подходить к уникальной ситуации клиента и помогать ему в эксперименте с новыми формами поведения. Важно, чтобы техники вводились в процесс вовремя и с уважением к клиенту.
список литературы:
1). Алешина Ю. Индивидуальное и семейное консультирование. Класс, 2004.
2). Бэндлер P., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий. Перев. с англ. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - 256с.
3). Кочюнас. Р. Основы психологического консультирования. М. «Академический проект», 1999. – 204с.
4). Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. «Питер», 2000. – 480с.
5). Немов Р. С. Основы психологического консультирования . Учеб. для студ
педвузов– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с