Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:36, курсовая работа
Цель: Исследование личностных особенностей влияющие на проявление высокого или низкого уровня риска у представителей опасных профессий.
Гипотеза: Представители опасных профессий с высоким уровнем риска имеют личностные особенности т.к
С низким уровнем риска
Глава 1.Специфика личностных особенностей в опасных профессиях
1.1 Личностные характеристики как фактор выбора профессии.
1.2 Проблема риска в современной психологической науке.
1.3 Теоретические подходы к изучению деятельности в опасных профессиях.
Глава 2. Характеристика опасных профессий(водолаз спасатель, пожарные) связанных с риском
2.1 Факторы риска в профессиональной деятельности(водолаз-спасатель,пожарный)
2.2 Личностные особенности у водолазов и пожарных
Глава 3.
3.1 описание и обоснование методов и методик исследования.
3.2 обработка
3.3 рекомендации
Связь личностных особенностей и проявления риска у представителей опасных профессий.
План:
Глава 1.Специфика личностных особенностей в опасных профессиях
1.1 Личностные характеристики как фактор выбора профессии.
1.2 Проблема риска в современной психологической науке.
1.3 Теоретические подходы к изучению деятельности в опасных профессиях.
Глава 2. Характеристика опасных профессий(водолаз спасатель, пожарные) связанных с риском
2.1 Факторы риска в профессиональной деятельности(водолаз-
2.2 Личностные особенности у водолазов и пожарных
Глава 3.
3.1 описание и обоснование методов и методик исследования.
3.2 обработка
3.3 рекомендации
Объект исследования: специалисты профессий «высокого риска»: Пожарные,водолазы
Предмет исследования: Личностные особенности специалистов опасных профессий с разным уровнем склонных к риску.
Цель: Исследование личностных особенностей влияющие на проявление высокого или низкого уровня риска у представителей опасных профессий.
Гипотеза: Представители опасных профессий с высоким уровнем риска имеют личностные особенности т.к
С низким уровнем риска
Задачи.
Анализ личностных особенностей и проявление риска у пожарных и водолазов в психологической науке на основе литературных источников.
Описать индивидуальные особенности представителей опасных профессий
Выбор и обоснование методик проведения исследования.
1.1Личностные характеристики как фактор выбора профессии
При выборе будущей профессии, в ходе профессионального обучения и в дальнейшем процессе становления профессионала в условиях выполнения им трудовой деятельности, повышения квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и достижения профессиональных успехов, – на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных.
Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).
Субъективные факторы – это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.(2)
Теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала. Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии – того, что выбирают и субъекта – выбирающего.
К личностным характеристикам относят субъективные и объективные факторы.
Субъективные:
1самооценка;
2интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности);
3 способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности);
4темперамент;
5характер.
1.Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
Самооценка одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию.* Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познание самого себя. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и самовоспитания.Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.(2).
2. Интересы. Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. (3) Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью.(2)
3. Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям.(8)
4. Темперамент
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники - для организаторской деятельности, меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами.(3)
Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:
1) профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.
Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности;
2) 2-ой путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы; заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;
3) основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование её индивидуального стиля.(3)
5. Характер
Наряду с врожденными особенностями темперамента на выбор профессии большую роль его устойчивые приобретенные качества характера. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.(8)
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм);
3) к делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость);
4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.
Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя:
- уровень подготовки (успеваемости);
- состояние здоровья; - информированность о мире профессий.(4)
1.2 Проблема риска ….
Исследование риска в психологии, и в частности его влияние на поведение людей в различных ситуациях неопределенности, сейчас достаточно актуально и представляет собой немалый интерес для исследователей. В психологии данной проблемой занимались А.П. Альгин, Г.Н. Солнцева, Т.В. Корнилова и др.
Как видно, риск является достаточно многогранным явлением, которое можно рассматривать с разных, а иногда и с противоположных позиций. Неоднозначность данного понятия еще раз доказывает актуальность этой проблемы не только в психологии, но и в других науках, которые занимаются изучением деятельности субъектов, коллективов, организаций.
В настоящее время нет общепринятого определения для этого термина, в его трактовке существуют многочисленные расхождения. Это объясняется во многом многоаспектностью этого явления, которое имеет несовпадающие, а иногда противоположные реальные основания.
Первоначально риск понимался либо как действие без достаточного анализа ситуации — смелое, импульсивное, с надеждой на случайный счастливый исход, либо действие, осуществляющееся в опасных условиях (В. Даль, 1913; СИ. Ожегов, 1987) (1)
А.П. Альгин определяет риск уже как деятельность, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели(2).В настоящее время в психологических исследованиях риска можно выделить три основных направления.
Первое определяет риск как «ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха»(3). Здесь риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности и теории мотивации достижения. Концепция мотивации достижения главной целью является : стремление достичь успеха и стремление избежать неудачи.
В рамках надситуативной активности риск всегда рассчитан на «ситуативные преимущества»; риск мотивированный, целесообразный. Это риск для чего-то: ради самоутверждения, денег . Как отмечает Корнилова «надситуативный риск как особая форма проявления активности субъекта связан с существованием надситуативной активности, представляющей собой способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи(4).Второе направление рассматривает риск с точки зрения теории решений как ситуацию выбора между альтернативными или возможными вариантами действий.
Третье направление изучает взаимосвязь индивидуального и группового поведения в ситуациях риска и представляет собой социально-психологический аспект риска.
Можно сделать вывод исходя из трех направлений, что , риск – это «прогностическая, предваряющая действие оценка, формирующаяся на стадии организации или планирования действия» (3)
Необходимым условием ситуации риска является неопределенность. И, если рассматривать риск в психологическом аспекте, то главные источники неопределенности находятся в самом действующем субъекте. Именно он «взвешивает» условия, в которых действие будет осуществлено, факторы, влияющие на действие и его будущий результат.
Достаточно важной задачей является и необходимость оценить степень неопределенности и выявить факторы, определяющие критерии принятия решения субъектом о том, следует ли ему действовать, отложить действие или отказаться от него.
Так, к факторам, определяющим критерий принятия решения, относится значимость успеха или цена неуспеха будущего действия. Если значимость высока, субъект готов рисковать, т.е. «снизить критерий принятия решения и приступить к действию». В ситуациях, где нежелательные последствия имеют высокую цену, критерии принятия решения повышаются, действия субъекта становятся более осторожными.(5)
Еще один фактор – субъективная оценка затрат на достижение желаемого результата. Чем больше затрат требует действие, тем выше критерий принятия решения о его необходимости.
Особая группа факторов, влияющих на выбор критерия, связана с индивидуально-личностными особенностями субъекта. Прежде всего, это склонность к риску.
Таким образом, психологическое исследование риска должно проходить в следующих направлениях:
1) изучение рефлексивной природы возможностей и ограничений как определяющей предпосылки оценки ситуации неопределенности и принятия решений в ней;
2) более четкая систематизация источников неопределенности в ситуации риска;
3) исследование индивидуально-личностных особенностей рефлексивной регуляции действий субъекта в ситуации риска.(5)
1.3 Теоретические подходы к изучению деятельности в опасных профессиях.
Существует множество профессий, где деятельность имеет экстремальный характер, когда присутствуют, по выражению К. М. Гуревича,(*) «ката-строфогенные» ситуации. К числу тех, кто занят в подобных сферах, относятся, космонавты, военные, пожарные и т. д. Главный фактор здесь — переживание опасности в связи с возможными авариями и большой личной ответственностью за их ликвидацию.
Большинство психологических исследований опасных профессий посвящено, либо анализу влияния на работника внешних неблагоприятных факторов среды (свет, шум, вибрация, радиация, СВЧ-излучение и др.) и условий обитания человека (1), либо изучению посттравматических и острых стрессовых расстройств. (2.). Недостаточно изученной до настоящего времени остается проблема психической адаптации профессионала, осуществляющего деятельность в ситуациях неопределенности, ожидания потенциально возможных опасных для жизни и здоровья событий.
Психологическая суть опасности, может заключаться не только в самой экстремальной ситуации, но и в неготовности профессионала к ее ликвидации из-за присущих ему психофизиологических и индивидуально-личностных особенностей. Состояния, возникающие под действием экстремальных факторов, помимо угрозы здоровью и жизни человека, существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы а также часто имеют целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров, снижение удовлетворенности трудом, деформацию личностных и характерологических качеств. Поэтому поиск путей предотвращения производственных стрессов для сохранения физического и психического здоровья, профилактики профессиональных деформаций и разработка технологий преодоления последних становится в настоящее время одним из наиболее важных направлений прикладной психологической науки.(3)