Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 18:03, реферат
Обучение- совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрения и мировосприятия.
17. Сущность процесса обучения. Функции обучения и его виды
Обучение- совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного труда и формирование основ мировоззрения и мировосприятия.
Выделяют 4 этапа формирования и реализации целей образования в обучении: 1) изучение объективных целеобразующих факторов и определение общей цели образования; 2) воплощение общей цели образования в учебных программах, учебниках, методических руководствах; 3) осуществление целей обучения в деятельности педагогов; 4) осознание целей образования и обучения учащимися и сознательное стремление соответственно организовать свое учение.
Компоненты обучения: 1) содержание обучения- учебный предмет, в котором систематизированы знания для усвоения учащимися определенного класса; 2) преподавание- деятельность педагога, заключающаяся в создании мотивов учения у детей в изложении содержания предмета, в организации деятельности учащихся, в руководстве их самостоятельной работой по изучению и применению знаний, в проверке знаний, умений; 3) учение- разносторонняя учебная деятегльность учащихся, включающая умственные и физические действия; 4) материальные средства обучения- учебники, пособия, технические приспособления, приборы и т.п. Т.о. в процессе обучения ученик усваивает знания, способы деятельности, получает опыт творческой деятельности, эмоционального отношения.
Логика учебного процесса: а) выдвижение и осознание познавательной задачи, создание у учащихся стимулов к учению. Роль учителя в том, чтобы вызвать у школьников потребность в приобретении знаний; б) восприятие учащимися нового материала из различных источников, приобретение в процессе самостоятельной работы новых знаний, решение проблем. Важно чередовать различные формы и методы организации этого этапа; в) процесс обобщения, осмысления, понимания и формирования научных понятий, усвоение законов науки и т. п. На этом этапе происходит обучение различным приемам умственной деятельности; г) закрепление и совершенствование знаний, упражнения, практические и лабораторные занятия, направленные на привитие учащимся умений и навыков; д) применение знаний, умений и навыков; е) анализ достижений учащихся и проверка усвоения ими знаний, умений и навыков.
Функции процесса обучения: 1)Образовательная – учащиеся приобретают знания, умения, навыки. Знания- это факты, понятия, законы и закономерности, теории, обобщенная картина мира. Умения- действия, направляемое четко осознаваемой целью. Навык- автоматизированное действие. 2) Воспитательная - формирование взглядов, чувств, ценностей, привычек поведения. 3) Развивающая - развитие психомоторной, сенсомоторной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной сфер личности.
Виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, по методам, средствам обучения. В современной школе используются три относительно обособленных вида организации учебного процесса: 1.объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным, сообщающим или конвекционным; 2. проблемное обучение; 3. программированное.
Сущность объяснительно-иллюстративного обучения: объяснение в сочетании с наглядностью- главные его методы, слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Преимущества: объяснительно-иллюстративное обучение экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Недостатки: преподнесение готовых знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении; незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Проблемное обучение: организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности учащихся. Важным этапом этого обучения выступает создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения, когда возникает потребность что-то понять, осмыслить. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть трудной, но посильной для учащихся. Далее учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для получения ответа, и активно включается в добывание недостающей информации. Затем происходит приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Далее следуют этапы решения проблемы, верификации (проверки) полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений. Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. Недостатки: слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Основная цель программированного обучения - улучшение управления учебным процессом. При линейном программированном обучении ученик в случае ошибки повторяет все задание и ошибку ищет сам, а при разветвленном программированном обучении ученику указываются его ошибки и дается задание повторить именно тот раздел, который вызвал при первоначальном изучении затруднения и ошибки. Особенности программированного обучения заключаются в следующем:
- учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы)
-
учебный процесс состоит из
последовательных шагов,
-
каждый шаг завершается
-
при правильном выполнении
- при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
-
каждый учащийся работает
-
результаты выполнения всех
-
педагог выступает
- в учебном процессе широко применяются специфические средства обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины). Преимущества: постоянная обратная связь, возможность индивидуализации обучения. Недостатки: большие затраты времени на полное усвоение материала всеми учащимися, высокие требования к эффективности самостоятельной работы ученика. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач: предъявления (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов и т.д. Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.
Эффективность обучения повышается при интеграции всех видов обучения.
Информация о работе Сущность процесса обучения. Функции обучения и его виды