Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:29, творческая работа
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
СТРУКТУРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Человеческая психика
представима следующей схемой:
В - П - ВО - ТМ.
Где:
В - восприятие.
П - память.
ВО - воображение(способность
оперировать образами).
ТМ- терминологическое
мышление(способность создавать, изучать
и использовать термины).
ПСИХИКА И МОЗГ ЧЕЛОВЕКА.
Восприятие.
Восприятием
называют психический процесс отражения
предметов и явлений
Свойства восприятия
Целостность Константность Структурность
Осмысленность Избирательность
Виды восприятия
восприятие предметов
восприятие
отношений движений
Процесс развития восприятия у детей
Память
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Образы предметов или
единичные общие.
Виды памяти
Непроизвольная
память
долговременную
Схема памяти по Р. Аткинсону и Р.Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти.
Забывание – естественный процесс.
Кривая забывания по Г.Эббингаузу
Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней.
Мышление
Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективного нового знания, с решением задач. С творческим преобразованием действительности.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются.
В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил следующие четыре стадии:
ИНТЕЛЛЕКТ - совокупность умственных способностей человека и некоторых высших животных.
Воображение
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение.
.
Особую форму воображения образует мечта.
Виды воображения
Функции воображения
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.
Личность
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Недаром же, наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом – «нет, это не личность».
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д.
Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и « индивидуальность»
Стадии социализации
1. Первичная социализация, или стадия адаптации
2. Стадия индивидуализации
3. Стадия интеграции
4. Трудовая стадия
5. Послетрудовая стадия.
Схема классификации современных теорий личности
Стадии развития личности по Э.Эриксон
Стадия развития |
Нормальная линия развития |
Аномальная линия развития |
1.Раннее младенчество (от рождения до 1 года)
2.Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)
3.Раннее детство (около 3— 5 лет) |
Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека.
Любознательность и активность.
Живое воображение и |
Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность. Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие Признаков полоролевого поведения. |
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) |
Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. |
Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. |
5. Половое созревание, под-ростничество и юность (от 11 до 20 лет) |
Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. |
Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло-ролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках. |
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) |
Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. |
Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил. |
7. Средняя взрослость (от 40—45 до 60 лет)
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) |
Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. |
Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.
Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти. |
Темперамент
Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Типы темперамента
Педагогика.
Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности.
Педагог
(Я главный)
ЦЕЛЬ-это продукт деятельности
Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия:
1) учебный процесс;
2) внеаудиторная, внеклассная работа;
3) семейное воспитание;
4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;
5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).
Личностью человек не рождается – личностью он становится.
Характер человека проявляется в его поступках, но в его поступках он и формируется!!!
В современной
науке приняты следующие
период Младенчество (1 год жизни)
Период новорожденности (до 6 недель жизни)
Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)
Грудной период (до 1 года)
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
Ползунковый возраст (1-3 года)
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
Дошкольный возраст (3 – 6 лет)
Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет)
Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет)
Школьный возраст (6-11 лет)
Младший школьный возраст (6-10 лет)
Пубертатный период (11-15 лет)
Средний школьный возраст (10 – 15 лет)
Юношеский период (15-20 лет)
Старший школьный возраст (15-18 лет)
Средства и методы педагогического воздействия на личность
Одаренность понимается как то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнений той или иной деятельности.
Существует деление одаренности на четыре группы:
Коллектив - высокоорганизованная группа, объединенная общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами.
Этапы эволюции коллектива:
Структура самоуправления:
Классификацию групп по уровню их развития:
официальная структура)
группа-корпорация (наличие всех признаков, но
нравственная направленность такой группы чаще
всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом)
коллектив (Коллектив имеет сложную структуру, так как связан общностью целей с другими коллективами)
первичный коллектив (15-20 чел) сводный отряд
сам воспитанник органы самоуправления
Воспитательных функций: