Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 23:09, реферат
Цель работы рассмотреть:
- Структуру личности по З.Фрейду
- Механизмы психологической защиты
- Стадии психосексуального развития личности
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Структура личности по З.Фрейду……………………………………………..5
- Ид
- Эго
- Суперэго
2. Механизмы психологической защиты …………………………………….…8
- Отрицание
- Вытеснение
- Проекция
- Идентификация
- Рационализация
- Замещение
- Изоляция, или отчуждение
3. Стадии психосексуального развития личности……………………….…….11
- Оральная
- Анальная
- Фаллическая
- Латентная
- Генитальная
4. Основные инстинкты поведения человека……………………………….....13
Заключение…………………………………………………………………….....14
Список литературы …………………………
Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.
Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.
Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.
Таким
образом, необходимо знать, что психологическая
защита может способствовать сохранению
внутреннего комфорта человека, даже
при нарушении им социальных норм
и запретов, так как она создает
почву для самооправдания. Если человек,
относится к себе в целом положительно,
допускает в сознании представление
о своем несовершенстве, о недостатках,
то он становится на путь преодоления
возникающих противоречий.
3. Психосексуальные стадии развития личности
Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивида закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадии, коренящихся в инстинктивных процессах организма.
Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится на промежуток примерно между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период — это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называются прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В таблице дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.
Стадии психосексуального развития по Фрейду:
Стадия | Возрастной период | Зона сосредоточения либидо | Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития |
Оральная | 0 -18 месяцев | Рот (сосание, жевание, кусание) | Отвыкание (от груди). Отделение себя от материнского тела |
Анальная | 1,5 -3 года | Анус (удержание или выталкивание фекалий) | Приучение к туалету (самоконтроль) |
Фаллическая | 3 — 6 лет | Половые органы (мастурбация) | Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания |
Латентная | 6 — 12 лет | Отсутствует (сексуальное бездействие) | Расширение социальных контактов со сверстниками |
Генитальная | Пубертат (половое созревание) | Половые органы
(способность к |
Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество |
Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.
В термине “психосексуальный” подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие личности, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.
Логика
теоретических построений Фрейда основывается
на двух факторах: фрустрации
и сверхзаботливости. В случаях фрустрации
психосексуальные потребности ребенка
(например, сосание, кусание и жевание)
пресекаются родителями или воспитателями
и поэтому не находят оптимального удовлетворения.
При сверхзаботливости со стороны родителей
ребенку предоставляется мало возможностей
(или их вовсе нет) самому управлять своими
внутренними функциями (например, осуществлять
контроль над выделительными функциями).
По этой причине у ребенка формируется
чувство зависимости и некомпетентности.
В любом случае, как полагал Фрейд, в результате
происходит чрезмерное скопление либидо,
что впоследствии, в зрелые годы может
выразиться в виде “остаточного” поведения
(черты характера, ценности, установки),
связанного с той психосексуальной стадией,
на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.
Основные инстинкты поведения человека
Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но качество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами.
Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Признавая большое значение инстинктов жизни, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. “хотеть” или “желать”).
Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.
Вторая
группа — инстинкты смерти, называемые
Танатос, — лежит в основе всех проявлений
жестокости, агрессии, самоубийств и убийств.
В отличии от энергии либидо, как энергии
инстинктов жизни, энергия инстинктов
смерти не получила особого наименования.
Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются
принципу энтропии (то есть закону термодинамики,
согласно которому любая энергетическая
система стремится к сохранению динамического
равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра,
Фрейд утверждал: “ Цель жизни является
смерть”.
Заключнеие
В результате выполненного реферата мы можем сделать следующие выводы и заключение. В целом теория личности Фрейда и дополняющие ее учения, концепции и доктрины, несмотря на наличие в них догматической психосексуализации и множества спекулятивных истолкований, явились определенным шагом вперед по отношению к существовавшим доктринам западной социологии. Принципиально важным достижением была выработка нового взгляда на личность человека, как на изменяющееся во времени, структурированное, противоречивое динамическое образование.
По мере разработки психоаналитического учения Фрейд уделял всевозрастающее внимание собственно философско-социологическим проблемам, среди которых заметное место занимали вопросы культуры, религии, межличностных отношений, психологии масс, конфликтного бытия человека в системе цивилизации.
Таким образом, по Фрейду, каждый человек, вступая в систему культуры, в виде своеобразной платы за это вступление отказывается от влечений, проистекающих преимущественно из эротических источников, руководствующихся принципом удовольствия.
Этот отказ от влечений не проходит бесследно и неизбежно вызывает враждебное отношение к культуре, поскольку, по Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления. Именно поэтому в концепции Фрейда культура (или общество) изначально предстает как чуждая, враждебная человеку внешняя сила, мирное сосуществование с которой исключительно трудно для него.
В
социологии Фрейда конфликт личности
с культурой выступает по преимуществу
в форме психосексуального конфликта
буржуазного общества. Фрейд отмечал,
что данный конфликт проявляется прежде
всего в сфере морали и находит реальное
выражение в значительном распространении
психонервных заболеваний.
Фрейдовская концепция психического безусловно оригинальна и эвристична. Она несет с собой солидный освободительный потенциал: требование постоянно укреплять в себе самосознательное Я; обязанность контролировать бессознательные инстинкты, влечения и желания; необходимость превращать Оно в Я. В то же время здесь явно абсолютизируется место и роль бессознательного в человеческой психике, демонизируется Оно. Поскольку бессознательное питается от инстинктов, то значит оно к тому же и биологизируется. А через это биологизируется и вся человеческая психика, что по меньшей мере спорно. Необоснованы и социально-исторические обобщения психоанализа. Нельзя и в самом деле считать, что безумящий душу эрос всецело движет человеком - антисоциальным по сути существом, что само общество создано лишь для того, чтобы обуздать биологические влечения и инстинктивные импульсы индивидов. Будем, однако, справедливы: такие обобщения принадлежат не столько Фрейду, сколько его рьяным последователям и поклонникам.
Дальнейшая
реконструкция классического
Список использованной литературы
1. Джонс Эрнест. «Жизнь и творения Зигмунда Фрейда». - М., 2004 г.
2. З. Фрейд. Лекции по психоанализу. Лекция 31. М., 2005 г.
3. З. Фрейд «Я и ОНО». - М., 1980 г.
4. «Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль». / сост. В.М. Лейбин. - М.: Республика, 1994.
5. Л. Хъелл, Д. Зиглер «Теории личности». 3-е издание. СПб, изд. «Питер», (серия «Мастера психологии»), 2007 г.
6. «Фрейд З. Психология бессознательного». Сборник произведений. Сост. М.Г. Ярошевский. - СПб., изд. «Питер», (сер. «Мастера психологии»), 2007 г.
7. Психологический
словарь. Под ред. В.В.