Стресс-методы профилактики и преодаления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:10, реферат

Краткое описание

Стресс – комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса.

Оглавление

Введения………………………………………………………………………….2
1. Стресс. Основные понятия………………………………………………….3-5
2. Профилактика стресса………………………………………………………..6-8
3. Методы преодоления стресса……………………………………………….9-13
Заключение………………………………………………………………………14
Список используемой литературы………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Стресс- методы профилактики и преодаления.docx

— 37.04 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

  ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет

                                Центр Дистанционного Образования 
 
 
 
 

                            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                              по  (дисциплине)        

                                   Педагогика И Психология

                                                       на тему:

«СТРЕСС: СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ» 
 
 
 
 

                                                         Преподаватель: Нусратова Л.Д.

                                                                                Студентка: Колпакова Е.В.

                                                                                          Группа:ЭПБ-09Арт 
 
 
 
 
 
 

                                                Екатеринбург 2011г.

                                                  Содержание.

    Введения………………………………………………………………………….2

1. Стресс. Основные  понятия………………………………………………….3-5

    2. Профилактика стресса………………………………………………………..6-8

3. Методы преодоления стресса……………………………………………….9-13

    Заключение………………………………………………………………………14

Список  используемой литературы………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Введение

Существует  множество определений понятия  «стресс». В целом же – это  физиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения. Стресс возникает у человека под  влиянием экстремальных воздействий.

Стресс –  комплексный процесс, он всегда включает и физиологические, и психологические  компоненты. С помощью стресса  организм как бы мобилизует себя целиком  на самозащиту, на приспособление к  новой ситуации, приводит в действие защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление  воздействию стресса. Положительное  влияние стресса умеренной силы проявляется в ряде психологических  и физиологических свойств –  улучшении внимания (объема и устойчивости), повышении заинтересованности человека в достижении поставленной цели, в  положительной окраске процесса работы.

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его  как совокупность стереотипных запрограммированных  реакций, первично подготавливающих организм к физической активности. Это в  свою очередь, обеспечивает условия  наибольшего благоприятствования  в борьбе с опасностью. Слабые воздействия  не приводят к стрессу, он возникает  только тогда ,когда влияние тех  или иных факторов(стрессоров) превосходит  приспособительные возможности  человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны, вследствие чего изменяется режим  работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться  к  ней – в этом состоит основное биологическое значение стресса. 
 
 
 

                    1. Стресс. Основные понятия

           Различают физиологические и психологические стрессоры.

К физиологическим  относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальная  температура (жара, холод) и т.д.;

к психологическим  – необходимость принятия решения, ответственность за что-то, обида, переживание, конфликт.

Стрессоры могут  быть как реально действующими, так  и вероятными. Наиболее разрушительные для организма психологические  стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в  роли своеобразного балласта. Речь идет не только о ситуациях, которые  мы расцениваем как негативные.

Проиллюстрируем это на примере градации степени  тяжести, которую разработали американские ученые Холмс и Рэй. Жизненные  события в соответствии с давлением, оказываемым на психику, оцениваются  ими по шкале от 0 до100 баллов.

     Таблица 1

     Смерть партнера      100
     Развод      73
     Разлад в супружеской  жизни/разрыв      65
     Тюремное заключение      63
     Смерть близкого члена семьи      63
     Серьезная травма или  заболевание      53
     

Степень тяжести  влияния жизненных событий на психику человека 

 

     

     
     Брак      50
     Потеря работы      47
     Примирение и другие перемены в семейной жизни      45
     Выход на пенсию      45
     Изменение в состоянии  здоровья члена семьи      44
     Беременность      40
     Появление нового члена  семьи      39
     Перемена места  работы      39
     Изменение в финансовом состоянии      37
     Крупный долг      31
     Перемена в ответственности  по месту работы      29
     Уход сына или  дочери с родного дома      29
     Перемена в условиях жизни      25
     Смена привычек      20
     Перемена школы      19
     Смена отдыха      18
     Мелкий долг      17
     Перемены, связанные  со сном и режимом дня      16
     Перемены в привычном  образе питания      15
     Отпуск      13
     Праздник      12
     Проступок (штраф  за проезд без билета)      11
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Продолжение таблицы 1

Таковы избранные  категории стрессовых факторов. Разумеется, на самом деле их значительно больше. Суть проблемы в том, что общий  показатель степени тяжести аккумулируется. По мнению создателей шкалы, набрав, к  примеру, более 300 баллов в течение  одного года, вы оказываетесь перед  опасностью довольно серьезной реакции, то есть депрессии, психосоматических  заболеваний (инфаркт, астма, аллергия). Так что если за год вы успеете  закончить учебу, устроится на работу, выйти замуж, забеременеть, произвести на свет ребенка, подыскать квартиру, то одни только эти радостные ситуации принесут более 200 баллов. Если же в связи с названными приятными хлопотами пострадает ваш бюджет, и вы немного задолжаете, то можете приблизиться к критической отметке в 300 баллов.

Разработав  теорию стресса, Селье выделил в  нем три стадии.

Первая –  стадия тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек.

Вслед за первой наступает вторая фаза – сбалансированного расходования адапционных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления). Все параметры выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается. Однако, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза – истощения. На второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  2. Профилактика стресса

Стрессовая реакция вызывает в организме обычным рефлекторным путем естественное ответное действие. Наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях становится реакция «ухода от ситуации». И это сочетание неадекватного образа жизни с биохимической и гормональной реакций на стресс может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.

В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методам сознательной и активной саморегуляции. Это позволит реагировать на стресс более спокойно. Это означает – научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции:

1.релаксация,

2.противострессовая "переделка" дня,

3.оказание первой помощи при остром стрессе

4.и аутоанализ личного стресса.

Использование этих методов при необходимости  доступно каждому.

Релаксация

Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается  либо во всем организме, либо в любой  его системе.

Каким же образом действует релаксация на состояние стресса. Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье):

1) импульс, 

2) стресс 

3) адаптация. 

Иными словами, если наступает адаптация, то стрессовое состояние вскоре идет на убыль – человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

С помощью релаксации человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым можно помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация peгулирует настроение и степень психического возбуждения. Это позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Физиология  релаксации

Было проведено тестирование добровольцев, имеющих достаточный опыт использования методов релаксации. Измерялись пульс, кровяное давление, регистрировались электроэнцефалограмма (биоэлектрические колебания, связанные с активностью мозга), уровень потребления кислорода и выделения углекислого газа, а также уровень лактата (молочной кислоты) в крови. При сравнении данных были получены следующие результаты. Пульс становился реже, дыхание успокаивалось, потребление кислорода снижалось в среднем на 16 % (с исходным 251 см/мин до 211 см/мин), уменьшалось количество выделяемого углекислого газа. Электроэнцефалограмма показала успокоение, проявлявшееся в увеличении количества альфа-волн. В ходе релаксации снижался уровень лактата в крови. Интересно отметить, что по окончании релаксации уровень лактата в крови оставался пониженным в течение некоторого времени, а затем довольно медленно возвращался к исходному. Данные этих замеров согласуются с опытом многих людей, которые утверждают, что после релаксации в течение определенного времени они чувствуют себя спокойными и уравновешенными.

Информация о работе Стресс-методы профилактики и преодаления