Стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 10:47, доклад

Краткое описание

При стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов, но и в тревожном ожидании разрыва брачных отношений.

Файлы: 1 файл

СТРЕСС.docx

— 21.55 Кб (Скачать)

СТРЕСС

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

При стрессе  обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом  и психологическом плане. Это  понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов, но и в тревожном ожидании разрыва брачных отношений.

Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе  человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения.

В настоящее  время в зависимости от стрессового  фактора выделяют различные виды стресса, среди которых ярко выражены физиологический и психологический. Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е., когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счет второстепенных задач. На втором этапе — стабилизации всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и в некоторых случаях смерти.

Этапы развития стрессового состояния  у человека:

  • нарастание напряженности;
  • собственно стресс;
  • снижение внутренней напряженности.

По своей  продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится”  в течение 2-3 минут, а у другого  нарастание стресса может проходить  в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние  и поведение человека, попавшего  я стресс, меняется па “противоположный знак”.

Так, спокойный  сдержанный человек становится суетливым  и раздражительным, он может стать  даже агрессивным и жестоким. А  человек, в обычной жизни живой  и подвижный, становится мрачным  и неразговорчивым. Японцы говорят: “Человек теряет свое лицо” (утрачивает самообладание).

На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая)...”).

Но самое  главное заключается в том, что  на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно  и разумно регулировать свое собственное  поведение.

Второй этап развития стрессового  состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.

Также как  и первый, второй этап по своей продолжительности  строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует  опустошение, утомление и усталость.

На третьем этапе он останавливается  и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

Увы, через  некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового  поведения (по частоте и форме  проявления). Чаще всего этот сценарии усваивается в детстве, когда  родители конфликтуют на глазах у  ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни переживают стресс, чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без существенного  вреда для здоровья окружающих). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью  теряя самоконтроль и находясь как  бы “в стрессовом угаре”.

Стрессовый  сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится  не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и  на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные  ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя.

Усвоенный в детстве стрессовый сценарий происходит почти автоматически. В этих случаях  достаточно незначительного нарушения  привычного ритма жизни и работы, как “включается” стрессовый механизм и начинает разворачиваться практически  против воли человека, как “маховик”  какого-то мощного и убийственного  “оружия”. Человек начинает конфликтовать  по причине какой-либо мелочи или  пустяка. У него искажается восприятие действительности, он начинает придавать  негативное значение происходящим событиям, подозревая всех “в несуществующих грехах”.

Стрессовые  состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными  особенностями нервной системы  по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних  людей наблюдается повышение  активности, мобилизация сил, повышение  эффективности деятельности. Это  так называемый “стресс льва”. Опасность  как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать  дезорганизацию деятельности, резкое снижение ее эффективности, пассивность  и общее торможение (“стресс кролика”).

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит  от многих условий, но, прежде всего  от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать  обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных  ситуациях.

Методы борьбы со стрессом

Стресс — это ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией.

Если  вызывающая стресс ситуация зависит  от нас, необходимо более рационально  сконцентрировать усилия на том, чтобы  изменить ее. Если ситуация не зависит  от нас, нужно смириться и менять свое восприятие, свое отношение к  этой ситуации.

В большинстве  ситуаций стресс проходит несколько  стадий.

  1. Фаза тревоги. Это мобилизация энергетических ресурсов организма. Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности.
  2. Фаза сопротивления. Это сбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, значит, организм работает на износ.
  3. Фаза истощения (дистресс). Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Непродолжительное время с этим еще можно бороться усилием воли, однако потом единственный способ восстановить силы — это основательный отдых.

Одна  из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека.

Стрессовая  реакция одинаково легко запускается  как реальными событиями, так  и существующими лишь в нашем  воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». Как подсчитали психологи, порядка 70 % наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении.

К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные  жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

Стресс  имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе  не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или  переходят в другие формы. То же самое  касается и душевной жизни. Переживания  не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются.

Существует  несколько правил, которые помогут  бороться со стрессом. Во-первых, не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса. Во-вторых, следует помнить о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает. В-третьих, нужно помнить, что существует много способов снятия стресса, например физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и другие.


Информация о работе Стресс