Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 20:52, контрольная работа
Значительный общественный резонанс в последнее время вызывают случаи девиантного поведения сотрудников правоохранительных органов: неправомерное применение табельного оружия; сверхнормативная реализация властных полномочий; причинение морального и физического вреда гражданам; коррупционное поведение. Они отмечены не только в экстремальных ситуациях, но и в условиях выполнения стандартных оперативно-служебных задач.
Введение...................................................................................................................3
1. Стресс, причины возникновения, методы профилактики................................5
2. Фрустрация (понятие, причины возникновения, методы нейтрализации).....8
3. Аффект (понятие, условия возникновения, отличительные признаки)........11
4. Учет эмоциональных реакций при оценке субъективной стороны правонарушений.....................................................................................................................13
Заключение............................................................................................................
План
Введение......................
1. Стресс, причины возникновения, методы
профилактики..................
2. Фрустрация (понятие, причины возникновения, методы нейтрализации).....8
3. Аффект (понятие, условия возникновения,
отличительные признаки).......
4. Учет эмоциональных реакций
при оценке субъективной
Заключение....................
Введение
Значительный общественный резонанс в последнее время вызывают случаи девиантного поведения сотрудников правоохранительных органов: неправомерное применение табельного оружия; сверхнормативная реализация властных полномочий; причинение морального и физического вреда гражданам; коррупционное поведение. Они отмечены не только в экстремальных ситуациях, но и в условиях выполнения стандартных оперативно-служебных задач. Это имеет особое значение для силовых ведомств, поскольку подобные негативные явления подрывают доверие со стороны рядовых граждан, губительны для имиджа самой системы. В целом агрессивность социально-психологической атмосферы современного российского общества оказывает значительное влияние на распространение подобного стиля поведения у представителей власти и закона в стране1.
1. Стресс, причины возникновения, методы профилактики.
Особую форму переживания чувств представляют стрессовые состояния (от англ. слова stress - давление, напряжение), или эмоциональный стресс.
Сресс - чаще всего под ним понимаются отрицательные переживания, связанные с наличием стресс-фактора (неопределенность ситуации, опасность, ответственность, дефицит информации и т.п.). Отрицательные переживания, с которым связан стресс, вызывают у человека напряженность, депрессивные явления, негативно влияют на состояние здоровья и продуктивность деятельности. Поэтому каждый психологически грамотный человек должен уметь управлять стрессом и снимать отрицательные эмоциональные переживания.
Стрессорами могут быть не только сильные реально действующие раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.
Обычно в стрессе выделяют три фазы: реакция тревоги, фаза стабилизации и фаза истощения. На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору. На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза - истощение - становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно2.
Возникая, стресс первоначально до известных пределов мобилизует внутренние резервы психики, всего организма человека, его адаптивные возможности, волевую, познавательную активность и в силу этого является своеобразным стимулирующим фактором, положительно влияющим на эффективность его жизнедеятельности. За счёт этого, особенно на первых порах, обычно улучшаются показатели выполнения субъектом не только простых, но и более сложных для него задач. Именно в этом проявляется мобилизующий эффект стресса.
Однако, при длительном воздействии неблагоприятных факторов, по мере истощения защитных, адаптационных резервов организма стресс может привести к противоположному - отрицательному результату и оказать разрушительное, дезорганизующее влияние на психику, нередко приводящее к расстройству её деятельности, вплоть до полного срыва. С этой точки зрения можно говорить о деструктивном воздействии стресса на психику, сознание, общее самочувствие человека.
Значимое влияние на возникновение и развитие стресса оказывают индивидуальные различия, психофизиологические особенности человека, имеющийся у него запас устойчивости и приспособляемости к воздействующим раздражителям, адаптационные резервы психики, т.е. в конечном итоге - порог его индивидуальной стрессоустойчивости или уровень толерантности к стрессу.
Причины возникновения.
1. Факторы объективного (низкая
материальная стимуляция труда,
плохая организация и
2. Личностные особенности
3. Защитно-совладающее поведение
сотрудников ОВД в состоянии
профессионального стресса
Причиной профессионального стресса
часто является несоответствие того, что
требует конкретная ситуация, и того, что
может сделать в данной ситуации сотрудник,
имеющий определенный уровень способностей,
умений и навыков.
2. Фрустрация (понятие, причины возникновения, методы нейтрализации).
Фрустрация в буквальном переводе обман, расстройство, крушение планов. Это психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи, переживание неудачи. Она возникает, когда физическое, социальное или даже воображаемое препятствие мешает действию, направленному на достижению цели, или прерывает его.
Фрустрация может воздействовать на человека конструктивно или деструктивно. Нередко трудности, возникающие на пути к цели, приводят к мобилизации внутренних ресурсов для их преодоления, к активизации психической деятельности. Фрустрация может преодолеваться интенсификацией усилий, заменой средств достижения цели, изменением тактики, заменой цели или переоценкой ситуации и адаптацией к новой ситуации.
Деструктивное воздействие фрустрации проявляется в нарушении деятельности, в эмоциональном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией. В подобного рода конфликтных ситуациях типичными реакциями на действия фрустратора являются:
а) агрессия, в том числе в виде замещающих действий, нередко направленных на совершенно посторонние объекты;
б) депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий4.
У каждого человека свой порог индивидуальной толерантности к фрустрации. Сотрудник ОВД должен обладать высоким уровнем фрустрационной устойчивости, поскольку его деятельность нередко сопровождается большими нервно-психическими перегрузками, связанными с принятием ответственных решений, достижением значимых целей в условиях активного противодействия заинтересованных лиц.
Состояние фрустрации не освобождает виновных от ответственности за преступления. Воспитанный человек сумеет подавить свою агрессию. Однако знание психологических предпосылок возникновения фрустрации помогает понять причины, побудительные силы, мотивы некоторых опасных насильственных преступлений против личности, которые по своей жестокости могут казаться «немотивированными».
3. Аффект (понятие, условия возникновения, отличительные признаки).
Аффектами называются эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал.
Аффективное поведение человека - это целостное психическое явление. Знание диагностических признаков аффекта помогает сотрудникам собрать необходимую информацию на предмет установления с помощью судебно-психологической экспертизы состояния аффекта. Такими признаками являются:
-
субъективная внезапность
- кратковременный, взрывной характер эмоциональной разрядки;
- интенсивность, напряженность эмоциональных переживаний, проявляющиеся в мышечном напряжении, двигательном возбуждении в виде импульсивных, стереотипизированных действий (так называемые привычные автоматизмы);
-
специфические изменения
-
нарушение психических
-
внешне наблюдаемые признаки
расстройства вегетативной
-
снижение эмоционально-волевой
-
постаффективное истощение
Кроме этого исследуются характер аффектогенной ситуации, индивидуально-психологические особенности личности виновного, характер действий в момент совершения преступления и особенности поведения после.
Развитие аффекта характеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга.
4. Учет
эмоциональных реакций при
В уголовном законе предусматривается ответственность за совершение определенных действий в состоянии аффекта. Без учета этого признака субъективная сторона преступления в ряде случаев была бы неполно выраженной. Например, некоторые составы преступлений законодатель конструирует со смягчающими обстоятельствами, принимая во внимание именно эмоциональное состояние лица, совершающего преступление. К таким составам относится убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) (ст. 107 УК РФ), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Также и состав преступления, предусмотренный ст. 113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), сконструирован законодателем как состав со смягчающими обстоятельствами. Кроме того, согласно п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ, совершение преступления под влиянием сильного душевного волнения, вызванного противоправностью или аморальностью поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, является обстоятельством, смягчающим наказание.
Заключение.
Установление истины по уголовным делам, деятельность по охране правопорядка нередко сопровождается различными эмоциональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Вообще, познавая действительность, люди, так или иначе, относятся к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим лицам, к своей личности. Радость, печаль, гнев, восхищение, возмущение и другие – все это различные виды субъективного отношения людей к действительности, переживание ими того, что на них воздействует. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе к совершению противоправных действий насильственного характера.
1 Еремеев С.Г., Караваев А.Ф. Юридическая психология: Учебное пособие. М.: ДГСК МВД России, 2011
2 Лебедев И.Б., Родин В.Ф, Цветков В.Л. Юридическая психология: учебник. 2-е издание дополненное/Под ред. В.Я. Кикотя. – М.:ЮНИТИ-ДАНА. 2010.
3 Курбатов В.И. Юридическая психология: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2007.
Информация о работе Стресс, причины возникновения, методы профилактики