Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:35, контрольная работа
Каждый из нас на протяжении жизни подвергается стрессам, возникающим из-за множества причин: финансовых и семейных проблем, загруженности на работе и так далее. Стресс также вызывается воздействием среды обитания, - недостатком естественного освещения и чистого воздуха, химикатами из пищи, приемом стимулянтов, в том числе кофе, табака и алкоголя. Зачастую люди даже не задумываются о том, что они находятся в постоянном состоянии стресса.
Введение
1. термин «стресс».
2.Фазы стресса.
3. Выявить причины и последствия стресса.
4. Регулировка стресса.
Вывод
В некоторых условиях стресс может оказать положительное влияние на работоспособность человека. Например, в отдельных видах творческой деятельности, а также спорте личность переживает состояние эмоционального стресса, который сопровождает деятельность и вызывает специфические ощущения: от бодрости до восторга.
Человек может даже испытывать чувство эйфории, которая является следствием действия гормона серотонина, активное выделение которого корой, надпочечников представляет собой важнейшую психофизиологическую реакцию на стресс. Этот гормон усиливает чувство оптимизма, ощущение, что человеку «море по колено». Опасность состоит в том, что это состояние может породить чувство собственного совершенства, что нередко приводит к просчетам.
Регулировка стресса.
Важнейшим условием защиты человека от психических стрессов является его жизненная стратегия, в частности, система ценностей.
Мудрость долгожителей состоит в том, что они довольны своей жизнью: "Все, чем я обладаю, прекрасно, а, если у меня чего-то нет, это не имеет значения".
Д. Карнеги (1980) приводит меткое высказывание А. Шопенгауэра: "Мы редко думаем о том, что у нас есть, зато всегда - о том, чего нет".
Только разумом человек может взвесить истинную цену того или иного события дня для его собственной жизни. Однако для того, чтобы сформировать антистрессорную стратегию жизни, человеку нужен не только разум.
В глубокой древности на Востоке люди говорили: "Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне мужество, чтобы бороться с тем, что я должен изменить, и дай мне мудрость, чтобы суметь отличить одно от другого". Селье (1979) советует избегать стрессов сознанием "собственного потолка достижений", сосредоточением на светлом в жизни, воспоминаниями о своих успехах и радостях.
Формирование оптимизма и психологической устойчивости способствует развитие "смеховой культуры". Видимо, следует пересмотреть отношение к юмору, иронии, остроумию, балагурству как к чему-то второстепенному: это защита человека от самого себя, своего уныния и отчаяния. Недаром говорится: "Веселье от всех бед спасенье", "Шутка - минутка заряжает на час", "Веселого болезнь боится", "Улыбка дарит нам продленье века, злоба старит человека". Было отмечено, что юмористические стимулы повышают, а плач угнетает иммунитет. Так или иначе, стрессы развиваются у каждого человека, даже устойчивого к ним. Тем не менее уже возникший стресс можно ограничить определенными методами.
Внезапное и сильное эмоциональное
возбуждение (аффект) можно снизить
плотным сжатием губ и
Велико успокаивающее действие редкого дыхания, которого можно добиться, удлиняя выдох и делая паузы между выдохами и вдохами.
Практически каждый человек может при желании научиться управлять своим организмом. Так, слюноотделение можно повысить, представив ломтик лимона во рту. Вызвать учащение дыхания и сокращений сердца можно увеличением напряжения мышц рук, ног, спины. Несколько сложнее, но тем не менее доступно большинству людей мышечное расслабление и сосредоточение внимания на ощущениях тепла, тяжести в конечностях, покоя и отдыха, создающих состояние самогипноза.
Такие упражнения являются основой аутотренинга — учения, которое развито немецким психотерапевтом Шульцем (1932) и в настоящее время широко используется для снятия волнения и тревоги, усталости и неуверенности, развития воли, интеллекта и памяти. Методики аутотренинга, медитации и ряда других традиционных способов воздействия на психическое состояние человека подробно изложены в соответствующих руководствах.
При возникновении стресса и, особенно, его большой продолжительности хороши и такие средства, как музыка. Автор "музыкальной фармакопеи" П.Г. Шеффлер, рекомендует слушать при меланхолическом настроении оду "К радости" Л. Бетховена, при депрессии - "Короля гномов" Ф. Шуберта, шум прибоя, леса, дождя, птичьи голоса. Около 14% всех записей классической музыки, продающихся в Европе, принадлежит В. Моцарту.Тихая и плавная музыка успокаивает, а громкая и радостная - тонизирует. Вокальное исполнение, перенося человека в другой образ, помогает ему познать себя и - за счет бессловесного контакта с внешним миром - ощутить себя его частью, идентифицировать себя в нем.
Женщинам, возвращающимся расстроенными с работы домой, специалисты советуют лечь в теплую ванну с ароматной пеной. Мир покажется лучше, "смоются" стрессы дня. Механизмы такого воздействия включают психологический эффект имитации защищенности периода внутриутробной жизни и, конечно, влияния перераспределения кровотока: за счет увеличения кровотока кожи, снижается кровоток в мозгу, что ограничивает эмоциональное напряжение и способствует засыпанию.
Цветовая культура человека также является фактором, способным повлиять на его настроение и психические стрессы. Известно, что белый цвет может уменьшить психическое напряжение, но быстро утомляет; серый - успокаивает; черный - "давит", страшит, но в малых дозах помогает сосредоточиться. Красный - возбуждает, воодушевляет, при этом учащает дыхание, но на лиц слабых и уставших он действует раздражающе. Коричневый - защищающий, "уютный", но в большой дозе может вызвать апатию. Зеленый и синий - успокаивают и усыпляют, снижают артериальное давление и частоту дыхания. Желтый - возбуждает, создает надежду, способствует мечте и фантазии. Голубой - делает человека более миролюбивым и безмятежным. Фиолетовый - вызывает скрытую активность, повышает внушаемость.
В общении людей друг с другом кроется великий источник психического влияния. Сегодня очень остро стоит проблема одиночества. Одиночество - младшая сестра депрессии. Одинокие люди в 2 раза чаще погибают от рака и болезней сердца, в 4 раза - от дорожных катастроф и самоубийств.
Дейл Карнеги (1992), крупный специалист в области человеческих отношений, подчеркивал, что в общении с другими людьми не следует забывать, что человека от животных отличает стремление к собственной значимости, поэтому надо поощрять людей говорить о себе и научиться слушать.
Имя человека - говорит Карнеги - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке, поэтому следует стремиться запомнить как можно больше имен и использовать их в общении.
"Не судите, да не
судимы будете" - гласит библейская
мудрость, которую Карнеги
Г. Селье (1979) считает, что для ограничения стрессов следует не демонстрировать свои достижения и избегать дружбы с "трудными" людьми.
Одним из регуляторов общения
человека с другими людьми, животными
и природой в целом является совесть
- своеобразная внутренняя самооценка,
само предупреждение и самоосуждение.
По сути своей это явление
"С горем переспать
- горя не видать" - говорит русская
пословица. Великую
3.1 Методы защиты от стресса
Чаще говорите о своих проблемах с близкими. Многие эксперты считают, что общение с семьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияет на нервную систему.
Не изменяйте привычный ритм жизни. Очень часто люди, находящиеся в состоянии стресса, бывают не в состоянии выполнять свои ежедневные обязанности. Очень важно, чтобы человек не бросал привычных дел, монотонность и обыденность которых могут благотворно повлиять на настроение.
Начните день с физических упражнений. Эксперты считают, что физическая нагрузка значительно улучшает настроение. Если вы не владеете йогой, вам стоило бы этим заняться. Йога прекрасно концентрирует мысли и расслабляет тело.
Откажитесь от кофе или
алкоголя или значительно уменьшите
их употребление. Кофе, алкоголь и стресс
несовместимы, так как эта «гремучая»
смесь может породить бессонницу
и сильное эмоциональное
Старайтесь больше отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, подумайте о чем-нибудь приятном.
Следите за питанием. Пища должна быть свежей, богатой витаминами.
Не пропускайте приемы пищи.
Чаще бывайте в общественных местах. Обед в ресторане или кафе, дансинг, посещение кинотеатра – все это может существенно помочь.
Перестаньте засиживаться на работе дольше обычного. Постарайтесь организовать свой рабочий день так, чтобы на все хватило времени. Сегодня надо заниматься только теми делами, которые необходимо закончить в срок. Остальные дела можно или вообще не начинать, или ограничиться тем, что разработать концепцию, наметить план последующих действий. Имейте в виду, что, оставаясь на службе после рабочего дня, вы не только серьезно утомляетесь, но, как правило, и резко снижаете свою работоспособность на следующий день. В итоге этот конечный результат частенько не только не меняется в лучшую сторону, но и ухудшается.
После работы лучше сразу не идти домой, а встретиться с давним приятелем, поговорить где-нибудь за чашкой кофе.
В выходные полезней всего отправиться куда-нибудь за город, дабы переключиться и подышать свежим воздухом.
Заключение
Стресс и стрессовые ситуации в любой сфере деятельности неизбежны. Руководитель и работники могут только контролировать и уравновешивать уровень стресса в целях не потерять уровень производительности и межличностных отношений
В работе даны несколько определений понятия «стресс». Стрессовые ситуации возникают как дома ,так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес для нас представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности.
Стресс может проявляться в организациях, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительные стороны (свадьба, повышение по службе, неожиданный значительный доход). Отрицательные стороны (смерть, развод, понижение по службе и т.д.) Стресс в основном отражается на здоровье человека, а значит, и на производительности организации (пониженное количество и качество выпускаемой продукции), если сотрудник находится в отрицательном стрессовом напряжении, то это негативно сказывается на реализации (сбыта) продукции.
На основе проведённых исследований можно прийти к выводу, что существуют различные способы управления собой в стрессовой ситуации и способы управления другими, которые предполагают большую работу над собой, развитие коммуникативных умений, навыков, воспитание такого волевого качества как : выдержка (самообладание), умение использовать различные методики релаксации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога/А.А. Баранов – Ижевск, 1997. - 108с.
2. Бачериков Н.Е. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических и психосоматических заболеваний/Н.Е. Бачериков - Харьков: Основа, 1995.- 276 с.
3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы/В.А. Бодров - М.: Ин-т психологии РАН, 1995. - 128 с.
4. Обознов А.А. Система психической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора /А.А. Обознов- Психологический журнал. – т.21. 2000, №4. – С.32-40
5. Кокс Т. Стресс /Т. Кокс - Пер. с англ.. - М., 2001.
7. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса/В.Л. Марищук , В.И. Евдокимов – СПб., 2001. – 260с.
8. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия/ А.Л. Пушкарев, В.А. Доморацкий, Е.Г. Гордеева - М.: Изд-во Института психотерапия, 2000.
9. Селье Г. Стресс без дистресса/Г. Сельсе — М: Прогресс, 1979. — 123 с.
10. Соколова Е.Д. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия/Е.Д. Соколова - MateriaMedica. 1996. N 1(9). С. 5—25
11. Тамарская Н.В.Самоуправление (управление собой): Учебное пособие по факультативному курсу/Н.В. Тамарская - Калининград: Изд-во КГУ, 2003. - 167 с.
12. Щербатых Ю. В. Психология стресса/Ю.В. Щербатых — М.: Эксмо, 2006. — 304 с.
13. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции/Ю.В. Щербатых — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.
Информация о работе Стресс. Как работать со стрессом. Фазы стресса. Регулировка стресса