Старость

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 15:09, доклад

Краткое описание

Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 30.72 Кб (Скачать)

В-третьих, у старого  человека   своеобразное   ощущение времени. Пожилой человек    всегда живет в настоящем. Его  прошлое, воспоминания, также  как  и будущее всегда  с ним, в   настоящем.    Отсюда    появляются    такие    черты    как осторожность,    бережливость,     запасливость.       Подобному сохранению    подвергаются     и   духовный   мир,    интересы, ценности.    Бег    времени    становится    более    плавным. Заблаговременно  планируется то или иное действие: сходить в аптеку, магазин,   к    друзьям,     в  больницу.    К  ним пожилой  человек готовится морально. 

В-четвертых, у пожилых  людей часто ярче  проявляются  отдельные     черты    характера,    которые    в  молодости маскировались,   не проявлялись отчетливо.   Такие  черты как обидчивость,    раздражительность,    капризность,    сварливость, жадность, вспыльчивость  и др. 

Обратимся к выводам  американских психологов, которые на   основе   исследований  выделили   5  основных   видов жизненной  позиции пожилых людей.[6] 

1. «Конструктивная   позиция».   Люди  с такой  позицией  всю жизнь были спокойными,   довольными   и   веселыми.   Они сохраняют эти черты и  в старости,   радостно относятся  к жизни, активны,   стремятся  помогать друг  другу. Из своего  возраста   и   недомогания    не  делают    трагедии,    ищут развлечений  и контактов   с другими   людьми. Такие люди, скорее   всего,     благополучно    проживут    свой   «третий  возраст». 

2. «Зависимая   позиция».   Она присуща людям,  которые всю жизнь не очбень   доверяли   себе,   были   слабовольными, уступчивыми,    пассивными.    Старея,  они   с еще большим усердием    ищут   помощи,   признания,   а не получая   их, чувствуют  себя несчастными и обиженными. 

3. «Защитная   позиция».   Формируется у людей, которые  как бы «покрыты броней».  Они  не стремятся   к   сближению   с людьми,   не желают  получать    от кого бы  то ни было  помощь,   держатся    замкнуто,     отгораживаются от людей, скрывая  свои чувства. Старость они  ненавидят, так как она вынуждает   их  быть   зависимыми, отказаться  от работы и активности. 

4. «Позиция  враждебности  миру».    Характерная для  людей, обвиняющих окружение и  общество, которые, по их мнению, виноваты во всех неудачах  их прошлой жизни. Люди такого  типа  подозрительны   и агрессивны, никому    не верят,   не  хотят  от кого-либо  зависеть,   испытывают   отвращение   к  старости, цепляются за работу  как за спасательный круг. 

5.  «Позиция враждебности  к себе  и своей жизни».   Люди этой позиции пассивны, склонны  к депрессии и фатализму, у  них   отсутствуют   интересы   и   инициативы. Они   чувствуют  себя    одинокими    и   ненужными,   свою    жизнь    считают неудавшейся,   к смерти    относятся    без боязни,   как   к избавлению от несчастного  существования.[7] 

Данная   типология  отражает реальную картину поведения  и   жизнедеятельности     пожилых    людей.    Она    позволит объективно подходить к  оценке действий пожилого человека к  выбору  форм  и методов  общения  с ним.   Заметим, что отдельные  элементы  перечисленных позиций  могут выступать в смешанных  взаимосочетаниях. 

В   старости   у людей   редко   вырабатывается    новая жизненная    позиция.   Часто   жизненная    позиция    зрелого возраста   к   старости   обостряется   под   влиянием   новых обстоятельств. Знание особенностей поведения, психологических и эмоциональных  черт необходимо   социальным   работникам, чтобы  принять  их душевное,   физическое и психологическое состояние.   Перечислим   некоторые    характерные     признаки поведения   пожилого человека, которые важно  предвидеть при общении. (См. Приложение, вопрос – 5, 7). 

Главное - не попасть  в ситуацию одиночества, не попасть  в самоизоляцию. Пожилому человеку  необходимы  социальные контакты, даже,   если   он   не  работает;   не   поддаваться апатии,   бездеятельности; не настраивать себя на ожидание несчастья. Личностно- бытовой  уход за собой,   за   близкими людьми   вызывает  сознание   определенной    полезности   и важности для пожилого человека. 

Не проникаться  жалостью к себе. Лучше отдавать силы и время другим людям. 

Очень     тяжелое     состояние    пожилых     людей - безнадежность  и отчаяние.  Важно у таких  лиц формировать установку:   жизнь   продолжается,    пусть     с трудностями, болезнями,    лишениями,    но продолжается   и   надо жить сегодняшним днем и радоваться имеющемуся. 

Практика     показывает,   что    существуют     различные категории пожилых  людей: 

- не нуждающиеся  в помощи; 

- частично утратившие  трудоспособность; 

- нуждающиеся в  обслуживании; 

- требующие ухода. (См. Приложение, вопрос - 5 ). 

В зависимости от принадлежности  к той   или   иной категории   разрабатываются   программы   социальной   помощи, выбираются методы и приемы  работы с пожилыми  людьми. Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми является   уважение   к  личности.     Необходимо   принимать клиента  таким каков он есть   со всеми   достоинствами   и недостатками.   Профессиональная   компетентность   социального работника    заключается   в   знаниях    геронтологических   и психологических      особенностей      возраста,           учете, принадлежности   клиентов   к  определенной   социальной   и профессиональной  группе.   Потребности,   интересы, увлечения, мировоззрение,    ближайшее   окружение,    жилищно- бытовые, материальные    условия,    уклад   жизни    клиентов      дают возможность выбрать оптимальную  технологию     социальной помощи, грамотно определить проблему и путь   ее   решения. У пожилых людей  должна быть сформирована надежда быть нужным людям,   социуму, быть им уважаемым. 

Для этого используются    различные   приемы:   выяснив  проблему,   помочь   установить   контакт    с родственниками, оформить необходимые запросы, принять  меры  к конкретной помощи действием:  навести   порядок   в комнате   немощной старушки,   доставить  медикаменты,    слабослышащим - новый слуховой аппарат,   - пригласить   к участию   в   конкурсах  творческих  работ  (по   пошиву,    вязанию,  цветоводству   и т.д.) 

Интерес  к  личности  пожилого клиента,   акцент   надо ставить  на   нужность  и полезность  его опыта,   вызывает подъем   энергии  у  такого   человека   и     могут   быть полезными   для   окружающих,    особенно   подростков    и молодых людей. 

В    социальной      работе    с   пожилыми     следует руководствоваться   принципами   корректности   и  тактичности. «Не   навреди!», «Не   лезь   в чужую душу».   Пусть   висят портреты  и старые   картины    в комнатах  пожилых,  пусть их окружают  любимые  вещи до тех пор, пока они  сами с ним не расстанутся. 

Важной   установкой   в   работе   с   пожилыми   людьми является принятие их не только в качестве ее объекта, но и как  субъекта. Это помогает определить и подключить их внутренние     резервы,     способствующие     самореализации, самоподдержке, самозащите. 

Наблюдения  подтверждают,   что такой   метод   служит импульсом для улучшения как  физического, так и духовного  самочувствия  людей  «третьего  возраста».  Особое  внимание следует   уделить   приему   пожилых  клиентов. При   первой встрече   предпочтителен   нейтральный   стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходимые наблюдения о чертах   характера   клиента.   Сдержанность   в   интонации, аккуратность   в   одежде,    внимание,    чуткость,   отсутствие резкости, суетливости в движениях,   многословности, дефектов речи  импонируют пожилому клиенту,  помогают расслабиться, доверительно вести беседу. 

Каждая   встреча   -   беседа   с   пожилым   человеком индивидуальна, но  можно  дать  некоторые  наиболее  общие  рекомендации,    которые     целесообразно     учитывать     в практической  деятельности,    определить   выбор   места  для приема пожилого человека. 

Идеальный вариант - клиент   садится спиной к двери, напротив или чуть   наискосок  к сотруднику,  ведущего  прием, чтобы  видеть  лицо собеседника. Слишком близкая  посадка, как  и излишняя отдаленность, мешают контакту. 

Необходимо       проявить      доброжелательность      и заинтересованность с первых минут  встречи избегая при .этом суетливости  и заигрывания, нежелательна и «бурная   атака» в   начале беседы.   Уместно   применять   некоторые   приемы аттракции (расположения клиента к  себе). 

Контакт   становится    оптимальным,   если    социальный работник при общении  использует улыбку,  заинтересованное выражение  лица, спокойные жесты, ободряющую  мимику. 

Обращаться к клиенту  уместно по имени и отчетву, тем  самым  поддерживая его  достоинства,   и   подчеркивая  свое уважение.  Иногда   можно   начать   беседу   с комплимента, который  также  позволит  расположить   пожилого человека к беседе, диалогу, выяснению   проблемы и поиску путей его решения. 

Существенной стороной общения социального работника  с клиентом   выступает  перцепция,  т.е. восприятия друг друга в качестве   партнера   по отношениям   и  установление на этой   основе более  глубокого  взаимоотношения. 

Часто  пожилой   клиент   излишне   застенчив   в своих просьбах, затрудняется их   высказать.   Важно   помочь   ему в общении:   стимулировать,   поддержать,   предоставлять ему  инициативу  и возможность   выразить  себя,    изложить  свои просьбы. 

Положительно     действует      обращение     социального работника к клиенту: «Давайте  познакомимся,   как  мне Вас называть?»,     но   если   клиент   растерян,     его   можно подбодрить   репликами:   «Слушаю Вас,   Иван Дмитриевич», «какие   у Вас  проблемы?»  и   т.д.   Социальный   работник должен обладать   такими   коммуникативными качествами как наблюдательность,    эмпатия,  умение  слушать   и «строить» диалог.    Не   следует    советовать,     указывать,     делать назидания. Эти   меры   не   располагают  к откровенности   и доверительности. 

В последние   годы   созданы   социальные    надомные службы,   помогающие   пожилым   и   престарелым (одиноким людям) организовывать свою жизнедеятельность. 

Занятые   здесь   социальные   работники     должны владеть    умениями    и   навыками срочной     доврачебной медицинской    помощи,  хорошо   психологические  особенности своего клиента,   его проблемы,  интересы,   увлечения.   При контакте   следует     определить     и  учитывать       тапы личности      пожилого   человека:      семейный,     творческая личность,   религиозный,   больной    и увлекающийся   своими болезнями и др.  при   встрече   желательно не иметь   о клиенте   дополнительной,   особенно негативной    информации, чтобы    не   создавать      предвзятую   установку   об этом человеке. Но  знать имя,   отчество   и фамилию,   наличие  родственников и другие объективные  характеристики    нужно, чтобы    проявить     определенную     заинтересованность    к проблемам, возникшим у клиента. 

Мир   пожилых  людей   своеобразен.   К нему придет большинство людей нашего общества. 

Здесь   существуют   свои  критерии,  свои оценки,  свои законы. 

Помочь   пожилому человеку сегодня - это прежде  всего  воспринять   и понять   его  мир,  мир   человека   «третьего  возраста». 

Социальная служба принимает все   необходимые   меры для повышения благосостояния народа и в первую очередь лиц  пожилого возраста. 

3. Одиночество людей  пожилого возраста, как социальная  проблема. 

В  преклонном   возрасте   реальность    старения  влечет за собой    много   причин   одиночества.   Умирают    старые друзья,  и  хотя   их   можно   заменить  новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь  свое существование, не служит 

достаточным    утешением.   Взрослые   дети   отдаляются  от родителей,   иногда    лишь     физически,    но   чаще    из эмоциональной   потребности   быть   самим   собой   и иметь время и  возможность  заниматься   собственными   проблемами и  взаимоотношениями. Со старостью  приходят   опасения  и одиночество,   вызванное   ухудшением   здоровья   и  страхом смерти. 

В  целях наилучшего  приспособления  к среде  человек  должен иметь   и того,   к  кому   он   лично   привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит  каждого из этих   различных  типов   отношений   может  привести   либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству. 

Все исследователи  сходятся на том, что одиночество  в самом  общем приближении  связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей,  семьи,   исторической реальности, гармоничного природного  мироздания. Но это не означает, что   пожилые  люди,   живущие   в одиночку,   все испытывают одиночество. Можно  быть одиноким и в толпе и в  кругу семьи, хотя одиночество среди  старых людей и может быть связано  с уменьшением числа социальных  контактов с друзьями и детьми. 

Исследования,  проведенные  Перланом  и  его  коллегами, вывели  гораздо больше фактов одиночества  среди  старых одиноких людей, которые  проживали с родственниками,   чем среди других стариков, которые  жили одни.   Оказалось  что  социальные   контакты с друзьями или   соседями   оказывают  большое на благополучие, чем контакты с родственниками.[8] 

Контакты  с друзьями  и соседями снижали  их  чувство  одиночества и повышали чувство  собственной пригодности и ощущение, что тебя уважают и другие. 

Информация о работе Старость