Стадии психического развития в психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Научно-исследовательский подход к изучению психики надёжно вывел психологию на новый уровень развития. Зигмунд Фрейд первым исследовал явления бессознательного, его природу и формы проявления психического. Психоаналитическая теория позволила не только периодизировать психическое развитие личности, но и создала базовые предпосылки для дальнейшего развития психологической науки. Фрейд рассматривает факторы, влияющие на формирование и развитие психики, начиная с пренатальных воздействий, влияния родов и далее - до становления характера у взрослых. В своих работах: «Психопатология обыденной жизни» (1901); «Три статьи по теории сексуальности» (1905); «Тотем и табу» (1913); «По ту сторону принципа наслаждения» (1920); «Массовая психология и анализ человеческого "Я"» (1921); «Я» и «Оно» (1923); «Неудовлетворенность культурой» (1930); и др., З. Фрейд выдвинул гипотезу о важнейшей роли сексуальности в возникновении неврозов, о роли бессознательного и возможности его познания через анализ, интерпретации, толкование сновидений.

Оглавление

Введение
Психоаналитическая теория личности
Стадии психосексуального развития личности
Заключение
Ссылки
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 76.00 Кб (Скачать)

Заключение

Итак, одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек уже рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как стадии психосексуального развития.  

По Фрейду -  психосексуальное  развитие это биологически детерминированная  последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня.  Он считал, что половое влечение, или либидо является основной  силой, мотивирующей поведение и оно существует с младенческого возраста. Однако Фрейд различал  сексуальность в младенчестве и детстве и сексуальность взрослых людей. Он предполагал ряд прогнозируемых последовательных изменений, которые необходимы для формирования личности взрослого человека и его поведения. Фрейд, в связи с этим, предложил свою модель различной конституции человека, в зависимости от различия в развитии эрогенных зон, источников полового возбуждения. «Мы можем допустить, что хотя эти источники имеют значение у всех людей, но не у всех они одинаково сильны и что предпочтительное развитие отдельных источников сексуального возбуждения способствует дальнейшей дифференциации различных сексуальных конституций».[6]

Либидозная энергия является по Фрейду основой для развития личности и формирования его характера. Фрейд создал свою периодизацию такого развития. Человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга по способу фиксации либидо. При этом Фрейд уделял большое внимание тому, как происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах реализации. На этих основаниях он выделял три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий.  З.Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях психосексуального развития: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий следует дополнительно учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом.

Фрустрация - одно из психических состояний, в ситуации невозможности удовлетворения потребностей. В периоды фрустрации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения.

Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями.  В любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к неосознаваемому, «остаточному» поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустрация или к которому регрессирует индивид. В этом суть фиксации.  

Регрессия это возврат в наиболее раннюю стадию психического развития или проявление инфантильного поведения,  характерного для этого периода. Регрессию считают особым случаем фиксации - задержкой или остановкой развития на определенной стадии. Последователи З.Фрейда считают регрессию и фиксацию взаимодополняющими понятиями.  Наиболее объемлющая, учитывающая био-психо-социальные факторы, 8-стадийная теория психического развития Э.Эриксона практически совпадает с периодами детского психического развития Фрейда.   

Здесь уместно упомянуть, что согласно Фрейду, впервые постулировавшему психологическое  значение процесса рождения, организм при рождении переходит из относительно спокойного и мирного окружения  в сокрушающую ситуацию. На новорожденного обрушивается поток стимулов, а он не обладает адекватным способом их переработки. Новорожденный не может использовать защитные механизмы, чтобы оградить себя и оказывается перевозбужденным. Эта первая и опасная ситуация становится моделью для более поздней тревоги. Также, актуальным звеном становится "отделение", которое при рождении носит биологический характер, однако впоследствии выражается уже в психологической и символической форме.

В чем  же еще секрет огромного влияния  З. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней?

    • Во-первых, это динамическая концепция развития.
    • Во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

По словам современных американских психологов Дж. Уотсона и Г. Лидгрена, З. Фрейд был впереди своего века и, подобно Ч. Дарвину, разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени и расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения. 
          "Необычайное развитие учения З. Фрейда - мы не ошибемся, если назовем этот успех необычайным, - писал современник З. Фрейда Освальд Бюмке, - стало возможным только потому, что официальная наука была так далека от действительности; она, по-видимому, так мало знала о действительных душевных переживаниях, что желающему узнать что-нибудь о "душевной жизни" подавала камень вместо хлеба". "Старая "мозаичная" экспериментальная психология исследовала лишь отдельные элементы душевной жизни и мало занималась их функциональным единством в реальной человеческой личности; она почти не изучала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики", - писал А.Р. Лурия.

Ссылки:

[1]Фрейд,  З. Основной инстинкт.  М., 1997. С.431

[2]Фрейд,  З. «Я» и «Оно». М.:  ООО  АСТ-ЛТД, 1997. 320с.

[3]Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М. 1992.

[4]Фрейд З. Лекции по психоанализу. М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, 1997. - 349 с.

[5] Фрейд, З. Основной инстинкт.  Я и Оно. М., 1997. – С.320.

[6] Фрейд, З. Основной инстинкт.  М., 1997. - С.86.

 

Список использованной литературы

  1. Фрейд, З. Основной инстинкт.  М., 1997.
  2. Фрейд, З. «Я» и «Оно». М.:  ООО  АСТ-ЛТД, 1997. 320с.
  3. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М. 1992.
  4. Фрейд З. Лекции по психоанализу. М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, 1997.
  5. Сайт: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/3.html
  6. Сайт: http://www.oppl-ural.ru/node/170
  7. Макаров, В.В. , Г.А.Макарова. Прогулки с Фрейдом – М.: ПЕРСЭ, 2004. – 462. 
  8. Петрушин С.В. учеб. пособие / Методы и техники практической психологии [и др.]. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

Информация о работе Стадии психического развития в психоаналитической концепции Зигмунда Фрейда