Способы совершенствования памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:40, доклад

Краткое описание

Человек вынужден ежедневно перерабатывать большое количество информации и воспринимать массу различных впечатлений. Огромная лавина сведений обрушивается на каждого из нас из печатных изданий, интернета и телевидения. Для каждого человека память уникальна, т. к. предопределяет нашу индивидуальность и вынуждает действовать тем или иным способом.

Файлы: 1 файл

Память.docx

— 28.22 Кб (Скачать)

Человек вынужден ежедневно перерабатывать большое количество информации и воспринимать массу различных впечатлений. Огромная лавина сведений обрушивается на каждого из нас из печатных изданий, интернета и телевидения. Для каждого человека память уникальна, т. к. предопределяет нашу индивидуальность и вынуждает действовать тем или иным способом.

Память – важнейшая особенность психики, определенная характеристика психической жизни личности; это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание человеком его опыта.

Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей, как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала.

Хранение - это процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека, кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь.

Воспроизведение – это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным.

Забывание также является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания).

Эффективность запоминания изменяется на протяжении всего дня. Известно, что лучше всего память работает между 8 и 12 часами дня, потом ее эффективность постепенно спадает. После пяти часов дня запоминание вновь улучшается и к 19 часам достигает апогея, если конечно человек не очень устал.

Память делится на три вида:

-слуховая память. Она в ответе за звуковые ощущения, которые испытал наш организм;

-зрительная память. Она отвечает за информацию, полученную путем наблюдений;

-моторная память. Это автоматическое запоминание процессов любых действий, совершаемых нами.

Около 60 процентов людей пользуются в основном зрительной памятью. Они легко восстанавливают в воображении виденные некогда места, предметы, лица, страницы газет. Другие люди как будто с большей легкостью запоминают звуки и слова.

В зависимости от временной установки человеческую память подразделяют на непосредственную, кратковременную, долговременную и скользящую.

Непосредственная (сенсорная) память — это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим. Примером такого процесса служит печатание на машинке: как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.

Кратковременная память — это оперативная (рабочая) память, способная одновременно удерживать до семи элементов в течение максимум тридцати секунд. Она действует, например, когда вы набираете номер телефона. Без оперативной памяти многие привычные действия совершались бы гораздо медленнее. Этот вид памяти позволяет выбрасывать из сознания информацию, как только она стала ненужной.

Долговременная память должна оставлять заметные следы в сознании на дни, месяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующие на нескольких уровнях: чувственном, эмоциональном и интеллектуальном

Скользящая память — самая короткая из всех видов памяти. Такого рода память развита, например, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточить внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забыть о ней, переключив внимание на следующую точку.

Умственная способность человека становится хуже из-за ухудшения связи между головным мозгом и нервными клетками. Однако эта связь восстанавливается при регулярных умственных тренировках. Существует огромное количество способов улучшения и развития памяти, которые будут особенно полезны организованным людям, а так же специальные тренинги, обеспечивающие улучшение памяти.

Правила развития памяти

-Правильное питание. Для  полноценного функционирования  мозга необходимо насыщать организм  достаточным количеством витаминов  и микроэлементов. Необходимо присутствие  в рационе рыбы жирных сортов, грецких орехов, льняного масла. Употребляя картофель, гречку, молочные  продукты, злаки, яйца, свежие фрукты  и овощи проще будет добиться  желаемого результата.

-Кровь должна быть  насыщена кислородом для обеспечения  высокой мозговой активности. Умственная  работа должна прерываться на  несколько минут для «кислородных»  пауз, не нужно забывать проветривать  помещение.

-Отказ от алкоголя. Прием  пищи, сопровождающийся употреблением  не большого количества вина  или пива, значительно снижает  способность запоминания информации.

-Отказ от курения. Проведя  ряд многочисленных исследований, ученые утверждают, что при употреблении  табака память ухудшается.

-Чтобы обеспечить полноценную  работу мозга, нужно высыпаться. Сон взрослого человека 7-8 часов, подростка – 9 часов в сутки. Так  как человеческий мозг имеет  настройки биологических ритмов, лучше спать ночью. Это будет  способствовать полному восстановлению  мозговых клеток.

-Регулярная физическая  нагрузка укрепляет память. Выполнение  несложных физических упражнений  вызывает улучшение памяти, так  как является отличным стимулятором  роста нервных окончаний. Благодаря  физической нагрузке активизируется  мозговое кровообращение.

Общие способы развития памяти

-Одним из лучших способов  развития памяти, по мнению психологов, является изучение иностранных  языков.

-Чтение книг. При чтении  мозг концентрируется и происходит  непроизвольное запоминание деталей.

-Заучивание стихов. Способ  является проверенным временем  и очень надежным, ведь не зря  школьной программой предусматривается  изучение большого количества  стихотворений, начиная с начальных  классов обучения. Только учить  лучше, что больше нравится, например, тексты понравившихся песен.

-Повторение вызывает  улучшение памяти, но желательно  повторять не десять раз сразу  после того, как прочитали, а один  раз в день в течение десяти  дней.

-Мозг лучше запомнит  информацию, если ее проговаривать.

-Запоминание различных  предметов и мест. Например, если  вы работаете в офисе, запомните  что лежит на столах ваших  коллег, их одежду. Потом, закрыв  глаза, попытайтесь представить  картинку со всеми деталями. Желательно  записать запомнившееся.

-Тренировка различных  видов памяти одновременно: заучивание  любого текста, предварительно переписав  его и проговорив вслух. Таким  образом, будут задействованы все  виды памяти. Заучивая по 15-20 предложений  в день, произойдет не только  тренировка памяти, но и увеличение  словарного запаса.

-Комбинирование различных  видов работ. Выполняя физические  упражнения во время запоминания, происходит ослабление нагрузки  на мозг. Так, при хождении по  комнате или выполняя приседания, значительно легче будет запомнить  изучаемый конспект или выучить  стихотворение.

-Применение ассоциаций. Изучив новый текст, представлять  его в виде картинки. Это позволит  надолго запомнить усвоенную  информацию.

-Просмотр телевизионных  передач затормаживает работу  мозга, что делает его ленивым. Для активного сознания необходимо  изучать новое, принимать участие  в беседах и дискуссиях на  различные темы, чаще путешествовать.

-Плетение фенечек, вышивание крестиком, нанизывание бусин – все эти действия активизируют работу головного мозга и память.

К общим способам развития и тренировки памяти можно отнести такие рекомендации: чаще решайте ребусы, играйте в лото, шашки, шахматы, разгадывайте кроссворды, рассматривайте картинки, с предложением найти отличия.

Загадки и ловушки памяти

-Эффект края. При запоминании  однородной информации лучше  всего по памяти воспроизводится начало и конец. Например, после лекции эксцентричного преподавателя по зарубежной литературе аудитории навечно запомнились его первые слова, оглушившие сонную аудиторию: "Мрачное средневековье – эпоха варварства и мракобесия!”, и последнее высказывание: "Кто не будет ходить на лекции – экзамен не сдаст”. Все остальное – как в тумане.

-Незавершенное действие помнится лучше. Нерешенная задача, недочитанная книга будоражат нашу память гораздо дольше, чем то, что удалось осуществить и довести до конца. Как говорится, сделал и забыл.

-Эффект реминисценции. Часто более позднее воспроизведение выученного оказывается полнее и подробнее, чем раннее. Полученная информация должна отлежаться, отстояться в памяти. Фраза ученика через пару дней после неудачно сданного экзамена: "Эх, спросили бы меня теперь – все знаю!” – именно об этом.

-Не помним то, что не хотим. Очень часто мы забываем то, что наше подсознание считает ненужной или маловажной информацией, хотя вслух высказываем прямо противоположное мнение: "Как я могла забыть об этом поручении?!”, "Я почему-то каждый год забываю поздравить тетю Лену с днем рождения” и т. п.

-Не помним то, на чем специально не фиксируем внимание. Например, постарайтесь, не глядя на свои домашние часы, в которые вы буквально впиваешься глазами по нескольку раз в день, точно описать, как они выглядят: с римскими или арабскими цифрами, какого цвета циферблат, каковы стрелки и т. п. Наверняка описание получится очень приблизительным, ведь вы никогда целенаправленно не обращали внимания на все эти мелочи, всегда интересуясь лишь информацией, откладывающейся в кратковременной памяти – который час?

-Ошибки памяти или дежавю (от фр. – "уже видел”). Иногда мы испытываем странное переживание: кажется, что что-то подобное и до боли знакомое уже было. Например, незнакомое место кажется знакомым, а новая ситуация – уже когда-то происходившей. Здесь нас подводят ассоциации – похоже только кое-что, например планировка квартиры, или нечто увиденное по телевизору и отложившееся в воспоминаниях как собственное впечатление, к которому память бессознательно подгоняет ситуацию дежавю. Хотя порой воспоминания некоторых людей о местах, в которых они никогда не бывали, и событиях, которые ранее не переживали, настолько точны, что ничем, кроме мистики, объяснить это невозможно.

-То, что оставляет след в душе, запоминается гораздо лучше. Этот эффект памяти хорошо известен актерам, которые не просто зубрят роль, а пропускают ее через себя, отождествляя чувства и мысли героя с собственными эмоциями и переживаниями.

-Тяжелые воспоминания порой забываются надолго или навсегда. Зигмунд Фрейд называл это свойство памяти вытеснением. Память может "помочь” ребенку забыть случай грубого обращения с ним, травму на детской площадке и т. п., а взрослому, пережившему, например, внезапную смерть близкого человека, обстоятельства, предшествующие трагедии.

Тренировка зрительной памяти

Как уже было отмечено, зрительные образы запоминаются большинством людей гораздо лучше, чем слуховые или тактильные, так как нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Поэтому развитие визуального запоминания является важнейшей составляющей тренировки памяти. Фотографическую память и способность быстро запоминать визуальные образы можно развивать при помощи выполнения следующих полезных упражнений.

Упражнение 1. Таблицы Шульте

Как известно, таблицы Шульте полезны для развития скорочтения. Они отлично тренируют периферийное зрение, внимание и наблюдательность, а если засекать время, то появится стимул побить личный рекорд, что придаст занятию с этими таблицами дополнительный азарт. Таблицы Шульте полезны не только для развития навыка быстрого чтения, но и для тренировки зрительной памяти. При поиске последовательно идущих чисел в таблице наше зрение мгновенно фиксирует несколько ячеек. В результате происходит запоминание места нахождения не только нужной ячейки, но и ячеек с другими числами.

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можем пользоваться и мы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Информация о работе Способы совершенствования памяти