Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:39, реферат
Первое документированное свидетельство успешного индивидуального обучения
глухих детей относится к 1578 г. Испанский монах Педро Понсе де Леон представляет
родителям глухих учеников письменный отчет о результатах специального обучения. С
начала XVI века в странах Западной Европы появляются первые пособия по обучению
детей-инвалидов и с середины XVII века начинают открываться специальные школы.
Фактически до середины XX века дети с психофизическими нарушениями обучались
изолированно от нормально развивающихся детей в специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях.
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ
Первое документированное
свидетельство успешного
глухих детей относится к 1578 г. Испанский монах Педро Понсе де Леон представляет
родителям глухих учеников письменный отчет о результатах специального обучения. С
начала XVI века в странах Западной Европы появляются первые пособия по обучению
детей-инвалидов и с середины XVII века начинают открываться специальные школы.
Фактически до середины XX века дети с психофизическими нарушениями обучались
изолированно от нормально развивающихся детей в специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях.
В подавляющем большинстве стран Европы и Америки государственные системы
получения образования детьми с особыми образовательными потребностями могут быть
представлены тремя моделями: сегрегационная, интеграционная и инклюзивная. История
организации обучения детей с особыми образовательными потребностями в системе
образования стран Западной Европы и Америки может быть условно разделена на три
периода:
· середина XVII века – 60-е год XX века – сегрегационная («медицинская»)
модель;
· середина 60-х – 80-е годы – интеграционная («модель нормализации»);
· 80-е годы по настоящее время – инклюзивная («модель включения»).
· Охарактеризуем все три модели.
Создание сегрегационной, или медицинской, модели организации процесса
обучения детей с
ребенке, которому для успешного обучения необходимы особые условия:
· специальные материально-технические средства (возможность обучения по
системе Брайля незрячими детьми; звукоусиливающая аппаратура для детей с
нарушениями слуха);
· наличие специальных педагогов (сурдопедагоги для глухих детей,
тифлопедагоги для слепых детей, олигофренопедагоги для детей с
интеллектуальными нарушениями);
· специальные программы, учитывающие возможности ребенка;
· медицинское сопровождение;
· предпрофессиональная и профессиональная подготовка.
Эти условия, на определенном этапе развития государства, можно было создать
только в специальном учреждении. Все вышеперечисленное, несомненно, относится к
плюсам сегрегационной модели обучения детей с ОВЗ. Но есть и минусы. Прежде всего,
эта система предусматривает изоляцию ребенка от нормально развивающихся
сверстников и от семьи, т.к. часто специальные (коррекционные) учреждения находятся
далеко от места проживания ребенка, общение с детьми одного уровня отнюдь не
способствует полноценному развитию речи, и социализация ребенка в общество, за
отсутствием его, также не происходит. За рубежом сегрегационная модель в полном
объеме была представлена примерно до конца 60-х годов прошлого века.
Необходимо отметить, что после окончания второй мировой войны нарастает
стремление общества к гуманизации, как движение за гражданские права любого
человека, независимо от его национальности, пола, возраста и состояния здоровья. Одним
из средств формирования общемировых тенденций развития государств было создание
Организации объединенных наций (ООН) и разработка и подписание ряда
международных конвенций и соглашений, в частности, Всеобщей декларации прав
человека (1948) и Декларации прав ребенка (1959).
3
Концепция нормализации (интеграции), пришедшая на смену интеграции
вследствие активности гражданского общества, делала упор на воспитание ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в духе культурных норм, принятых в том
обществе, в котором он живет. Это понятие было принято в США и Канаде и стало
катализатором формирования так называемых «паттернов культурно нормативной жизни»
тех, кто ранее был исключен из общества» [Бут Т., 2003]. Вначале речь шла о пациентах
психиатрических больниц и домов-интернатов, в том числе и детских домов системы
социальной защиты населения. Параллельно развивался процесс интеграции детей с
особенностями развития в среду обычных сверстников. Само понятие «нормализации»
(интеграции) появилось в Норвегии. Интеграция в этом контексте обычно
рассматривалась как процесс ассимиляции, требующий от человека принять нормы,
характерные для доминирующей культуры и следовать им в своем поведении.
Для модели интеграции основополагающими являются следующие принципы:
· ребенок с особенностями развития – человек развивающийся, способный
осваивать различные виды деятельности;
· общество должно обеспечивать ребенку условия жизни, максимально
приближенные к нормальным (отсюда и название модели).
Развитие модели «нормализации» приводит:
· к изменению государственной политики в отношении людей с инвалидностью
через подписание международных
конвенций и изменение
государств;
· к изменению позиции самого человека с ОВЗ в части ответственности и права
на самостоятельную жизнь.
Постепенно эта концепция стала тоже представляться не вполне совершенной. Она
по существу предполагала, что ребенок должен быть готов для принятия его школой и
обществом. Однако меняться быстро общество не способно, и при таких условиях можно
говорить только о физической составляющей интеграции и отсутствии социальной
составляющей. Кроме того, как подчеркивают некоторые исследователи, нормализация не
предполагала учета широкого спектра индивидуальных отличий, существующих в
обществе. К тому же неизбежно возникает вопрос, что есть «норма» и кто, по каким
критериям ее будет определять.
Конец 80-х годов прошлого столетия ознаменовался принятием ряда
международных документов, способствующих изменениям отношения к детям с
ограниченными возможностями здоровья. В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН
была единогласно принята Конвенция о правах ребенка, которую, на сегодняшний день,
подписали 193 страны, в том числе и Россия.
Всемирная конференция «Образование для всех», проходившая в марте 1990 года в
Джомтьене (Тайланд), положила начало международному движению по обеспечению
базового образования для всех детей, молодежи и взрослых. К ключевым аспектами и
принципам Джомтьенской Конвенции относят: всеобщий доступ к обучению; содействие
обеспечению равенства; привлечение внимания к учебным результатам; расширение
средств и масштабов базового образования; улучшения условий для образования и
укрепления партнерских связей.
Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были
зафиксированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» в 1994 году,
провозгласившей, что:
· каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь
возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
· каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и
учебные потребности;
4
· необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные
программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое
разнообразие этих особенностей и потребностей;
· лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь
доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на
основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с
целью удовлетворения этих потребностей;
· обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее
эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания
благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и
обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное
образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном
счете, рентабельность системы образования и предложившей тактику по
влиянию на политику и практику обучения, для того, чтобы они действительно
соответствовали этим декларациям.
13 декабря 2006 года Генеральная
ассамблея ООН одобрила
инвалидов и 24 сентября 2008 года Российская Федерация ее подписала. Каждая статья
Конвенции направлена на защиту от дискриминации и на включение лиц с инвалидностью
в общество.
Статья 24 прямо соотносит право лиц с инвалидностью на образование с
обеспечением этого права через инклюзивное образование на всех уровнях: «При
реализации этого права
государства-участники
а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего
образования, а дети-инвалиды – из системы бесплатного и обязательного
начального образования или среднего образования;
b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и
бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего
проживания;
c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные
потребности…».
Международное движение «Образование для всех» основано на идее, что каждый
ребенок должен иметь доступ
к основному качественному
необходимости создания в школах и в системе основного образования такой среды,
которая позволяет детям получать знания и способствует этому. Такая среда должна быть
инклюзивной по отношению к детям, эффективной и дружественной, здоровой и
безопасной. Создание такой дружественной для обучения детей среды является важной
частью стремлений разных стран мира увеличить доступ и улучшить качество работы
школ.
Таким образом, в англоязычных странах термин «включение» стал заменять
термин «интеграция». Такая замена, по-видимому, кажется естественной жителям этих
стран, если понимать этимологический смысл слов integrate как объединять в единое
целое и include – как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе. Тогда
слово "inclusion" представляется термином, в большей степени отражающим новый взгляд
не только на образование, но и на место человека в обществе.
Современные исследователи отмечают, что на сегодняшний день среди стран с
наиболее совершенными законодательствами можно выделить Канаду, Кипр, Данию,
Исландию, Индию, Мальту, Нидерланды, Норвегию, ЮАР, Испанию, Швецию, Уганду,
США и Великобританию.