Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:10, лекция
В работе рассмотрены процессы и индивидуально-психологические свойства личности.
Человек как личность также обладает такими свойствами, которые непосредственно определяют его индивидуальность, индивидуальную неповторимость, — темпераментом, характером, направленностью и способностями.
Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность».
Индивид — это человек как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве наследственные, биологические факторы, социальная сфера и воспитание, собственная активность человека как личности.
Личность — это сознательный индивид, то есть человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью.
Человек как личность также обладает такими свойствами, которые непосредственно определяют его индивидуальность, индивидуальную неповторимость, — темпераментом, характером, направленностью и способностями.
Человек всегда проявляет свои индивидуальные качества в процессах трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая каждого работника организации с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности, то есть личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же время своеобразной и неповторимой.
Каждый человек как личность обладает системой индивидуальных качеств, но одним людям удается ярко и продуктивно проявить индивидуальность в своей деятельности, у других же индивидуальность проявляется весьма скромно. Знание и учет индивидуальных качеств людей необходимы руководителю, для реализации индивидуального подхода к сотрудникам.
Рассмотрим процессы и
индивидуально-психологические
Познавательные процессы,
- это система психических
1. Сенсорные процессы (ощущение и восприятие). Ощущение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость, звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в пространстве, двигательные и болевые реакции и т.д. Восприятие отражает целостные образы объектов - человека, животных, растений, технических объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных образов и т.п.
Материал, лучше усваивается человеком, когда он связан с личным опытом, примерами.
В целом познавательные процессы играют важную роль в профессиональном обучении, деятельности.
2. Память — это процесс,
который служит для
По временному параметру различают мгновенную (сенсорную),
кратковременную (оперативную) и долговременную память, которые образуют единую систему переработки информации человеком.
3. Мышление — это система
процессов, осуществляющих
Мышление включает в себя
такие операции, как анализ и синтез,
сравнение и различение, абстрагирование,
обобщение, систематизация, конкретизация.
Благодаря мышлению человек познает
законы природы и общества, способен
планировать свою деятельность, сознательно
управлять техникой, воздействовать
на природу, сознательно управлять
своей деятельностью и
4. Речь — это система процессов, обеспечивающих передачу и усвоение информации, социальное управление людьми, самосознание и саморегуляцию деятельности. Обязательным качеством руководителя должна быть высокая культура речи, владение устной и письменной речью, умение использовать речь как средство общения, убеждения и руководства людьми.
5. Внимание — это особая форма ориентировочной деятельности, которая позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной деятельности выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды. При организации профессиональной деятельности важно учитывать свойства внимания человека: объем, устойчивость, помехоустойчивость, распределение, переключение, которые могут выступать в качестве профессиональных способностей (например в деятельности спортсменов, операторов и др,).
6. Воображение — это процесс формирования новых образов на основе переработки образа памяти, то есть прошлого опыта субъекта. Воображение — основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий.
Система познавательных процессов образует сферу интеллекта и является определяющим компонентом сферы сознания личности.
Индивидуально-психологические свойства личности и их учет в управлении персоналом
К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности.
1. Темперамент — это
сочетание индивидуальных
Холерик — сильный, неуравновешенный,
возбуждаемый тип. Он наиболее продуктивен
там, где требуется высокая
Люди холерического
Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип, малотревожный экстраверт. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает текущие оперативные задачи, обладает быстрой переключаемостью внимания, высокой эмоциональностью, контактностью, коммуникативностью. Его можно использовать для разрядки конфликтных ситуаций в группе, организации совместных действий, лидерства. Сангвиники мало подвержены нервным срывам, стрессоустойчивы. Однако они малопродуктивны в условиях монотонной деятельности, требующей длительного напряженного внимания, склонны к перемене обстановки и видов деятельности.
Люди сангвинического темперамента быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны, компромиссны и гибки, У них доминирует инстинкт свободы, они ориентированы на риск, темп, быстрый результат, свободу действий. А стало быть, и на соответствующую судьбу, профессию, как правило, в сфере бизнеса, политики, обслуживания. Среднее телосложение и средний рост, сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов.
Флегматик — сильный, уравновешенный инертный тип, малотревожный интроверт. Он незаменим в ситуациях, требующих пристального внимания, обстоятельности в делах, терпения, неторопливости, продуктивен в монотонных условиях деятельности. Однако он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого ориентирования на изменение ситуаций, быстрого принятия решений, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях. Мало пригоден он и для скоростной переработки учебной и производственной информации; социально пассивен, не претендует на лидерство в группах, малообщителен и малоэмоционален.
Люди флегматичного
Меланхолик — слабый тип нервной системы, высокотревожный интроверт. Это сложный, высокочувствительный тип, требующий тактичного подхода и «щадящего» образа жизни. Мало пригоден к нервным перегрузкам, к преодолению стрессовых ситуаций, в которых часто теряется, затормаживается; не конфликтен, но беззащитен перед конфликтами, старается их обходить, а не разрешать. Не претендует на лидерство, но в хорошем коллективе исполнителен, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В спокойной жизненной ситуации, не требующей перенапряжения, может проявлять высокую интеллектуальную и практическую работоспособность, вдумчивость, ответственность, исполнительность.
Люди меланхолического темперамента
склонны к обостренным
2. Характер — это результат
взаимодействия человека с
Структура характера рассматривается прежде всего по сложившимся у человека типам отношений:
— отношение к другим людям (например доверчивость—недоверчивость, сочувствие—безразличие, щедрость—скупость и т.п.);
— отношение к самому себе (самооценка и уровень притязания, самокритичность, скромность, гордость и др.);
— отношение к деятельности
(трудолюбие—лень, ответственность—
— отношение к коллективу, к
обществу в целом (общительность-замкнутость,
принципиальность—
3. Направленность личности - это проявление личностных, деловых, жизненных устремлений и побуждений человека.
Структура направленности складывается из следующих компонентов:
- потребности (естественные и социальные как выражение нужды человека в определенных объектах, необходимых для его физического существования и культурного развития);
- мотивы — «опредмеченная потребность» (А.Н. Леонтьев) — предмет, материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор деятельности, ради которого он и осуществляется; осознаваемая или неосознанная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности;
- интересы — форма
познавательной направленности, влияющей
на выбор профессии, занятие
определенной должности в
- идеалы — ориентация
на конкретные образцы
4. Способности — это свойство личности, определяющее ее пригодность и готовность к усвоению и осуществлению определенных
видов деятельности, успешному решению учебных, производственных и творческих задач.
Выделяют различные виды способностей. По отношению к деятельности различают:
- общие способности (