Современная психология личности. Использование индивидуальных особенностей личности в процессе управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 09:10, лекция

Краткое описание

В работе рассмотрены процессы и индивидуально-психологические свойства личности.
Человек как личность также обладает такими свойствами, которые непосредственно определяют его индивидуальность, индивидуальную неповторимость, — темпераментом, характером, направленностью и способностями.

Файлы: 1 файл

1 вопрос Microsoft Office Word.docx

— 23.96 Кб (Скачать)
  1. Современная психология личности. Использование индивидуальных  особенностей личности в процессе управления организацией.

Личность рассматривается  в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Индивид — это человек  как представитель вида, то есть в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве наследственные, биологические факторы, социальная сфера и воспитание, собственная активность человека как личности.

Личность — это сознательный индивид, то есть человек, способный  к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного подхода личность рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью.

Человек как личность также  обладает такими свойствами, которые  непосредственно определяют его индивидуальность, индивидуальную неповторимость, — темпераментом, характером, направленностью и способностями.

Человек всегда проявляет  свои индивидуальные качества в процессах  трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая каждого работника организации с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности, то есть личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же время своеобразной и неповторимой.

Каждый человек как  личность обладает системой индивидуальных качеств, но одним людям удается  ярко и продуктивно проявить индивидуальность в своей деятельности, у других же индивидуальность проявляется весьма скромно. Знание и учет индивидуальных качеств людей необходимы руководителю, для реализации индивидуального подхода к сотрудникам.  

Рассмотрим процессы и  индивидуально-психологические свойства личности.

Познавательные процессы, - это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание явлений объективного мира. В эту систему включены следующие процессы:

1. Сенсорные процессы (ощущение  и восприятие). Ощущение обеспечивает  отражение отдельных качеств  объектов: цвет, яркость, звук,  температура,  запах, вкус, величина образов,  перемещение в пространстве, двигательные  и болевые реакции и т.д.  Восприятие отражает  целостные  образы объектов - человека, животных, растений, технических объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных образов и т.п.

Материал, лучше усваивается  человеком, когда он связан с личным опытом, примерами.

В целом познавательные процессы играют важную роль в профессиональном обучении, деятельности.

2. Память — это процесс,  который служит для запоминания,  сохранения и последующего воспроизведения  в форме словесных отчетов  и действий тех знаний, которые  были усвоены в прежнем опыте  человека. Память позволяет человеку  в пределах его субъективного  пространства соединять прошлый,  текущий и предстоящий планы его деятельности и тем самым участвует в процессах прогнозирования.

По временному параметру  различают мгновенную (сенсорную),

кратковременную (оперативную) и долговременную память, которые  образуют единую систему переработки информации человеком.

3. Мышление — это система  процессов, осуществляющих отражение  объектов в их закономерных связях и отношениях, их понимание, прогнозирование, принятие решений.

Мышление включает в себя такие операции, как анализ и синтез, сравнение и различение, абстрагирование, обобщение, систематизация, конкретизация. Благодаря мышлению человек познает  законы природы и общества, способен планировать свою деятельность, сознательно  управлять техникой, воздействовать на природу, сознательно управлять  своей деятельностью и действиями других людей. Мышление — это всегда решение каких-то проблем, поэтому  для его развития необходимо уметь  создавать проблемные ситуации в  профессиональной деятельности как  руководителей, так и подчиненных.

4.         Речь — это система процессов, обеспечивающих передачу и усвоение информации, социальное управление людьми, самосознание и саморегуляцию деятельности. Обязательным качеством руководителя должна быть высокая культура речи, владение устной и письменной речью, умение использовать речь как средство общения, убеждения и руководства людьми.

5.         Внимание — это особая форма ориентировочной деятельности, которая позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной деятельности выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды. При организации профессиональной деятельности важно учитывать свойства внимания человека: объем, устойчивость, помехоустойчивость, распределение, переключение, которые могут выступать в качестве профессиональных способностей (например в деятельности спортсменов, операторов и др,).

6.         Воображение — это процесс формирования новых образов на основе переработки образа памяти, то есть прошлого опыта субъекта. Воображение — основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий.

Система познавательных процессов  образует сферу интеллекта и является определяющим компонентом сферы  сознания личности.

Индивидуально-психологические  свойства личности и их учет в управлении персоналом

К индивидуально-психологическим  свойствам личности относятся темперамент, характер, направленность и способности.

1. Темперамент — это  сочетание индивидуальных психофизиологических  характеристик нервной системы  человека, определяющих динамическую  сторону поведения. Темперамент  — это совокупность свойств,  характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, изменение и прекращение.

Холерик — сильный, неуравновешенный, возбуждаемый тип. Он наиболее продуктивен  там, где требуется высокая активность, увлеченность, концентрация внимания, лидерство, высокая ролевая активность и т.п. Но его следует по возможности  отстранить от конфликтных ситуаций, строго объективно оценивать его  успехи и тактично указывать на недостатки, воспитывать выдержку и самообладание.

Люди холерического темперамента — активные, целеустремленные, эмоционально страстные, «несдержанно-горячие», отважные, бескомпромиссные. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты доминирования, сохранения достоинства и исследовательский. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами, а в целом — героями и рыцарями. Они по телосложению сухощавы, жилисты, выносливы, обладают сильной неуравновешенной («безудержной») нервной системой, поэтому бывают опрометчиво поспешны в словах и действиях, конфликтно несдержанны, с перепадами настроений и работоспособности.

Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный тип, малотревожный экстраверт. Он быстро приспосабливается к новым  условиям, быстро решает текущие оперативные  задачи, обладает быстрой переключаемостью внимания, высокой эмоциональностью, контактностью, коммуникативностью. Его  можно использовать для разрядки конфликтных ситуаций в группе, организации  совместных действий, лидерства. Сангвиники мало подвержены нервным срывам, стрессоустойчивы. Однако они малопродуктивны в условиях монотонной деятельности, требующей длительного напряженного внимания, склонны к перемене обстановки и видов деятельности.

Люди сангвинического  темперамента быстры, легко переключаемы, общительны, оптимистичны, компромиссны и гибки, У них доминирует инстинкт свободы, они ориентированы на риск, темп, быстрый результат, свободу действий. А стало быть, и на соответствующую судьбу, профессию, как правило, в сфере бизнеса, политики, обслуживания. Среднее телосложение и средний рост, сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечивают быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов.

Флегматик — сильный, уравновешенный инертный тип, малотревожный интроверт. Он незаменим в ситуациях, требующих пристального внимания, обстоятельности в делах, терпения, неторопливости, продуктивен в монотонных условиях деятельности. Однако он испытывает значительные трудности при необходимости быстрого ориентирования на изменение ситуаций, быстрого принятия решений, при ориентации в конфликтных и стрессовых ситуациях. Мало пригоден он и для скоростной переработки учебной и производственной информации; социально пассивен, не претендует на лидерство в группах, малообщителен и малоэмоционален.

Люди флегматичного темперамента медлительны, замкнуты, терпеливы, миролюбивы, стабильны. У них доминируют альтруистический инстинкт и инстинкты самосохранения, продолжения рода. Они природой предназначены быть создателями, хранителями, опорой жизни. По телосложению они широкоплечи, широкогруды, среднего или малого роста, обладают сильной уравновешенной инертной нервной системой, обеспечивающей уравновешенное настроение, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе; и если в войны ввязываются сангвиники, воюют холерики, то восстанавливают города и села после войны флегматики.

Меланхолик — слабый тип  нервной системы, высокотревожный  интроверт. Это сложный, высокочувствительный тип, требующий тактичного подхода  и «щадящего» образа жизни. Мало пригоден к нервным перегрузкам, к преодолению стрессовых ситуаций, в которых часто теряется, затормаживается; не конфликтен, но беззащитен перед конфликтами, старается их обходить, а не разрешать. Не претендует на лидерство, но в хорошем коллективе исполнителен, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В спокойной жизненной ситуации, не требующей перенапряжения, может проявлять высокую интеллектуальную и практическую работоспособность, вдумчивость, ответственность, исполнительность.

Люди меланхолического темперамента склонны к обостренным переживаниям, размышлениям, повышенной чувствительности и утомляемости, погружены в свой мир переживаний, мыслей, обладая высокими интеллектуальными, творческими, порой художественными способностями. Это мыслители, писатели, художники, мечтатели, созерцатели и просто люди со сложной чувствительной натурой. По телосложению они чаще астеники — хрупкие, изящные, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, обладают слабой нервной системой, которая в напряженных стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, конфликт, опасность) часто приходит в состояние растерянности, замедленности, ухудшения результатов деятельности или ее прекращения, стопора.

2. Характер — это результат  взаимодействия человека с миром,  совокупность относительно устойчивых  приобретенных качеств, выражающих  отношение человека к себе, другим  людям, вещам, обществу и проявляющихся  в устойчивых, привычных формах  поведения. Чтобы формировать  характер, нужны определенные усилия; нужен другой человек (родитель, образец, идеал для подражания); нужны средства формирования — внешние воспитательные средства, культурные средства, внешний приказ, а также внутренние средства: самоуговоры, самообманы, собственные усилия самосовершенствования.

Структура характера рассматривается  прежде всего по сложившимся у  человека типам отношений:

—        отношение к другим людям (например доверчивость—недоверчивость, сочувствие—безразличие, щедрость—скупость и т.п.);

—        отношение к самому себе (самооценка и уровень притязания, самокритичность, скромность, гордость и др.);

—        отношение к деятельности (трудолюбие—лень, ответственность—безответственность и др.);

—        отношение к коллективу, к обществу в целом (общительность-замкнутость, принципиальность—беспринципность, целенаправленность, убежденность и др.).

3.         Направленность личности - это проявление личностных, деловых, жизненных устремлений и побуждений человека.

Структура направленности складывается из следующих компонентов:

- потребности (естественные  и социальные как выражение  нужды человека в определенных  объектах, необходимых для его  физического существования и  культурного развития);

- мотивы — «опредмеченная  потребность» (А.Н. Леонтьев) — предмет,  материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор деятельности, ради которого он и осуществляется; осознаваемая или неосознанная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности;

- интересы — форма  познавательной направленности, влияющей  на выбор профессии, занятие  определенной должности в коллективе  и т.д.;

- идеалы — ориентация  на конкретные образцы поведения,  на эталоны профессиональной деятельности.

4.         Способности — это свойство личности, определяющее ее пригодность и готовность к усвоению и осуществлению определенных

видов деятельности, успешному  решению учебных, производственных и творческих задач.

Выделяют различные виды способностей. По отношению к деятельности различают:

- общие способности (работоспособность,  настойчивость, активность и т.д.);

Информация о работе Современная психология личности. Использование индивидуальных особенностей личности в процессе управления организацией