Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:09, реферат
Кроме деловых бесед и коммерческих переговоров в предпринимательской практике
широко распространены деловые совещания, которые представляют собой способ
открытого коллективного обсуждения тех или иных вопросов. Формы такого
обсуждения очень разнообразны. Это съезды, конференции, симпозиумы, собрания,
заседания, семинары. Решения, принимаемые на этих мероприятиях, обычно
эффективнее тех, что принимаются узким кругом управленцев. Суть делового
совещания заключается в том, чтобы обеспечить свободную дискуссию и
выработать общее решение на основе учета самых разных мнений
часто ведут к нарушению плановых сроков.
Независимо от плановости проведения совещания руководителем должно быть
выполнено основное правило по подготовке мероприятий такого типа: ознакомить
заранее всех участников с целями, задачами, перечнем рассматриваемых
вопросов, списком выступающих. Невыполнение этого правила ведет к снижению
эффективности совещания, нарушению взаимоотношений в коллективе.
Одним из самых сложных и важных вопросов в подготовке совещания является
планирование собственного выступления руководителя. Делая наброски сообщения,
необходимо помнить, что при нормальном темпе речи за две минуты можно
пересказать не более одной страницы машинописного текста. Очень осторожно
необходимо использовать цифровую информацию. Как правило, хорошо
воспринимается и анализируется не более 20 цифр за 40 минут выступления.
Лучше преподносить цифровую информацию в письменном виде: в таблицах и
графиках.
От оратора требуется, чтобы суть дела излагалась по памяти или с частичной
опорой на текст, а не читалась. Усвоение при свободном изложении достигает
95%, а при чтении всего 35%. Выступающий должен исключить излишнюю
растянутость или чрезмерную поспешность речи, контролируя ее ритм. Приемлемым
считается темп 240 слогов в минуту. Особое внимание поэтому необходимо
уделять паузам. Они в речи занимают 10-20%. По своему назначению паузы бывают
разных видов и продолжительности. Так, существуют эмоциональные паузы,
необходимые выступающему, когда он сильно взволнован, для того, чтобы
успокоиться, дырявые - если не знает, что сказать, люфтпаузы - для выдоха и
вдоха, драматические
- подчеркнуть молчанием
грамматические - делаются на знаках препинания, мобилизационные - придают вес
сообщению, педагогические - для лучшего усвоения материала.
Большое значение имеет и правильность самого изложения материала.
Грамотность, логичность, эмоциональная окраска - все это обязательное условие
любого служебного контакта. Нужно следить за правильным употреблением слов,
их произношением, ударением (договор, эксперт, обеспечение, одновременно,
созвонимся, валовой, оптовый и др.). Не рекомендуется использовать обороты,
содержащие лишние слова: "абсолютно новый" вместо "новый", "предварительное
планирование" вместо "планирование", "сотрудничать вместе" вместо
"сотрудничать", "каждый в отдельности" вместо "каждый" и т.п. Большую
осторожность необходимо соблюдать при употреблении иностранных слов.
Неправильное или параллельное употребление иноязычной лексики ведет, как
правило, к ненужным повторениям. Так, например, "промышленная индустрия" -
слово "индустрия" и заключает в себе понятие промышленной; "форсировать
строительство ускоренными темпами" - "форсировать" и означает "вести
ускоренными темпами". Необходимо также помнить, что безличные конструкции
часто прикрывают нежелание выступающего брать на себя ответственность,
самостоятельно думать ("представляется целесообразным" - "я считаю
целесообразным", "думается, что..." - "я думаю, что...), а употребление
словесных "красивостей",
преувеличение говорит о
показушничеству ("высказывать критику" - "высказывать пожелания", "что-то
сделать" - "достигнуть целей, рубежей, горизонтов").
Большое значение при проведении делового совещания играет тон разговора.
Психологические исследования показывают, что люди часто ориентируются не на
содержание высказывания, а на тон выступающего. Эмоциональное возбуждение
оратора передается и слушателям. Психолог П. Вацлавек определил, что в
процессе решения любой проблемы межличностные отношения играют доминирующую
роль. Если отношения между людьми нарушены, то даже наилучшие аргументы не
приводят к положительному результату. Этот феномен принято называть "моделью
айсберга". Если все параметры, влияющие на решение проблемы, принять за
"большую льдину" - 100%, то "часть над водой" (10-20%) - занимает предметная
область, а "в воде" (80-90%) - область взаимоотношений. Во избежание действия
данного феномена, а также просто для его снижения одним из правил в учебных
материалах Образовательного института компании "Фольксваген" является
ориентация на цель переговоров, беседы, совещания, а не на проблему, на
распознавание и выработку общих интересов, терпение и искренность.
Проанализировав не эффективно проведенные деловые беседы,
совещания,заседания,
мешающих продуктивному общению, выделяют следующие:
а) использование обидных, некорректных слов, различных колкостей;
б) попытки интерпретировать слова другого человека (например: "Ты молчишь,
потому что тебе нечего сказать");
в) использование различного рода метафор (например: "Ты краснеешь, как
помидор", а в ответ: "А ты ни с чем лучше не мог меня сравнить");
г) использование слов "всегда", "никогда"; д) приписывание другому
невысказанных им мыслей (например: "Ты думаешь..."); е) использование прямых
указаний.
Систематизировав весь материал, необходимый для проведения совещания,
проанализировав все нюансы эффективности своего выступления, руководитель
должен определить стиль предстоящего мероприятия.
2. Два стиля проведения деловых совещаний .
Ведущий совещания обычно выбирает один из двух основных стилей его ведения:
дипломатический или авторитарный.
Дипломатический стиль предполагает учет мнений всех участников совещания, а
также то, как различные идеи согласуются между собой.
При этом неизбежны компромиссы.
При авторитарном
стиле руководства некоторые
участники стремятся «
свои проекты, действуют напористо. При таком ведении совещания руководитель
уверенно держит бразды правления, подает множество предложений, сообщает
новую информацию, формирует свое мнение категорично, не допуская возражений.
Авторитарное ведение совещание допустимо, если по каким-либо причинам нельзя
обратиться к помощи партнеров. Это возможно в том случае, если необходимо как
можно быстрее принять решение.
Психологи утверждают, что оба стиля поведения – дипломатический и
авторитарный – могут приводить к успеху. Однако авторитарное ведение
совещания следует
отнести к нежелательным
участниками придется работать и дальше. Поэтому есть смысл подробно
рассмотреть лишь дипломатический стиль ведения делового совещания как
наиболее предпочтительный
в условиях, когда административно-
осталась в прошлом.
2.1 Стиль руководства.
Выделяют следующие стили
1. Диктаторский - когда руководитель ведет совещание и фактически
единственный пользуется правом голоса. Примером такого совещания может быть
ознакомление с приказом, новым направлением в работе.
2. Автократический - руководитель задает вопросы поочередно каждому участнику
и выслушивает их ответы. Регулярное использование данного стиля способствует
выработке устойчивой неприязни к руководителю.
3. Псевдодискуссионный
- сначала руководитель или кто-
делает сообщение, потом проводятся прения, в которых участвуют несколько
работников по выбору руководителя.
4. Дискуссионный
характеризуется свободным
общего решения.
5. При свободном
стиле проведения совещания
повестку дня и решения не принимаются.
Хотелось бы отметить,
что систематическое
стиля проведения совещания негативно влияет на межличностные взаимоотношения
сотрудников, статус руководителя и эффективность работы.
Следующий аспект, без рассмотрения которого невозможно быть хорошим
руководителем, - это искусство слушать. Психологи определяют слушание как
важнейшее средство общения. В деловых кругах и в организациях часто
допускаются ошибки и промахи, причины которых заключаются в неумении слушать
рекомендации, предложения, указания.
Непонимание намерений и желаний собеседника влечет за собой потерю
драгоценного времени, повышает эмоциональную напряженность, осложняет
дальнейшее развитие деловых отношений.
Существует ряд условий, которые должен соблюдать хороший слушатель. Во-
первых, не отвлекаться на посторонние мысли. А так как скорость мышления
примерно в четыре раза больше скорости речи, то необходимо очень жестко
использовать "свободное время" на критический анализ и выводы из услышанного.
Во-вторых, нельзя обдумывать последующий вопрос, а тем более не следует
говорить контраргументы. Это одна из наиболее часто встречающихся ошибок,
которая нередко очень дорого обходится слушающим. В-третьих, следует
сконцентрироваться на сущности предмета, а не на второстепенном. Особенно
сложно следить за выступлением, стержнем проблемы неподготовленных ораторов
из-за путаницы в терминах и понятиях, бессистемности изложения и большого
количества второстепенных и маловажных фактов.
Многие, прочитав
эти условия правильного
простого. Но существует ряд ошибок, которые встречаются в процессе слушания и
у профессионалов в проведении совещаний. Так, например, дегрессия - удаление
от предмета разговора. Эта ошибка обычно свойственна интеллектуальным
слушателям, использующих превышение скорости мышления над скоростью речи для
собственных размышлений. В результате таких размышлений человек полностью
теряет нить изложения. Нередко встречается и другая ошибка - заострение
внимания на "голых" фактах. Типичной является ошибка запоминания длинного