Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:48, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы личности, всегда затрагивали умы выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой обособленный духовный мир.

Оглавление

Введение
Человек
Понятие личности
Индивид
Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации.docx

— 53.53 Кб (Скачать)

Если  по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования  она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

 

 

Заключение

 

Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые  формируются из двух: природного и  социального, наследственного и  прижизненно приобретенного. При  этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение.

Особым  компонентом личности является ее нравственность.

Личность — это мера цельности человека. Без внутренней цельности нет личности.

Понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в  постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Человек формируется и видоизменяется под  влиянием совместной деятельности, и  в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия  социальных сил и общественных отношений.

Человеческое  общество — это высшая ступень организации живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Степень свободы человека зависит от характера  и уровня развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека тесно связана  со свободой общества. С другой стороны  свободное развитие общества зависит  от свободного развития каждого из его членов, «свободное развитие каждого  является условием свободного развития всех».

Смысл жизни  человека раскрывается в многообразных  видах деятельности– в труде, воспитании, семейной жизни, увлечении  наукой, литературой и искусством, в активной общественной деятельности и т. д. При этом труд и производство — не самоцель, а необходимая предпосылка и реальная основа создания объективных условий для того, чтобы каждый человек мог проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, то есть чтобы он имел реальную возможность свободно развиваться как творчески деятельная личность.

Призвание, назначение каждого человека не в  том, чтобы готовить себя к «потусторонней жизни», но и не в том, чтобы стремиться к неограниченному удовлетворению своих биологических потребностей и инстинктов, а в том, чтобы  всесторонне развивать свои физические и духовные силы, все свои способности. В борьбе за земные цели, за создание достойных человека условий жизни, в борьбе с многоликими формами  зла формируется человек большой  души и светлой мечты, преисполненный веры в значительность выбранных  им ценностей, ради которых стоит  жить.

 

 

Список литературы

 

  1. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов н./Д, 2004.
  2. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного человека. М., 2000.
  3. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2000.
  4. Ильенков Э. В., Что же такое личность? Философия и культура. М., 2001.
  5. Карсавин Л. П. О личности. Религиозно-философские сочинения: В 2 т. М., 2002. т. 1.
  6. Стенин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 2002.

Информация о работе Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность