Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2015 в 05:21, отчет по практике
Объект исследования: школьная адаптация первоклассников.
Предмет исследования: социально-психологические условия адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Задачи исследования:
Анализ теоретических источников по проблеме адаптации детей младшего школьного возраста
Анализ средств и методов социально- психологических условий адаптации первоклассников к школе.
Введение………………………………………………………………………….…3
1Особенности адаптации первоклассников…………….………………………..5
2 Программа «Жизнь в школе»……………….………………………..……….11
Заключение…………………………………………………………………..…....16
Список использованных источников………
Другим следствием обобщения переживаний является возникновение внутренней жизни ребенка. Постепенно это влечет за собой развитие способности оценивать будущий поступок заранее с точки зрения его результатов и последствий. Благодаря этому механизму преодолевается детская непосредственность.
Кризисным проявлением разделе
Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.
Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им. Эта группа учеников, которые требуют повышенного внимания учителя.
В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.
Программа "Жизнь в школе" разработана с целью облегчения процесса вхождения в новую социальную ситуацию – школа; оказания помощи и коррекции школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста. Программа проводилась при моем участии 1 (а, б) классах. В 1 полугодии прошлого года.
Задачи:
1.Устранение причин дезадаптационного
поведения у детей младшего школьного
возраста в период адаптации в учебной
деятельности.
2.Обеспечение адаптации детей к школе, к классу, к учителю.
3. Обучение успешному взаимодействию
детей друг с другом, с учителем.
4.Развитие уверенности в себе, сосредоточенности,
умения выступать на группу.
5.Снятие страха перед школой.
Предлагаемая программа на детей 6-7 летнего возраста и составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников. Программа строится с учетом интересов детей. Ребятам предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей: развитие доверительных отношений, активизация и сближение класса, снятие страхов перед школой, развитие чувства полезности, причастности к классу, как к единому целому, к школе.
Организационная структура программы:
Программа рассчитана на детей младшего
школьного возраста (6,5-7 лет). Предполагаемый
вариант рассчитан на проведение его психологом, имеющим специальную подготовку
в области групповой психотерапевтической
работы. Программа состоит из 32 часов,
заключительное – родительское собрание.
Продолжительность одного занятия – 40
минут. Частота встреч 1 раз в неделю.
Данная программа разделен на 4 блока,
состоящих из определенного числа занятий.
1. Вводный этап
1 - 2 занятие направлены на снятие эмоционального напряжения, создание в группе атмосферы взаимного доверия и принятия, самопознания, формирование основ эмпатического взаимодействия.
2.Основной этап
1- 3- занятие направлено на снятие
тревожности, активизацию чувства
полезности, причастности к школе,
преодоление негативного
4 - занятие – диагностика уровня тревожности, изучение мотивации учения, выявление социальных позиций ребенка в классе.
5 и последующие - формирование и
развитие всестороннего
В занятия всех блоков включены упражнения и игры, направленные на коррекцию и развитие коммуникативной, эмоционально-волевой, речевой сфер учащихся, мелкой моторики, здоровье охранные упражнения.
3.Заключительный этап
Заключительное занятие в классе – направлено на осмысление представлений о своих достоинствах и недостатках, развитие умения анализировать свои действия, выработке позитивного отношения к самому себе.
4.Итоговое занятие – работа
с родителями – активизация
и сближение группы родителей,
направление родителей на
Данная форма работы выбрана потому, что в своём большинстве дезадаптация возникает из-за неумения контактировать с группой, из-за принятия пассивной позиции, ухода в себя. Работа в группе позволит ребенку раскрыться, найти правильные формы общения, поможет комфортно пройти социализацию.
Формы проведения занятий – работа в группе. Считаю, что при такой форме работы наиболее успешно происходит нейтрализация психологического барьера, как правило, имеющегося у учащихся начальных классов, что позволяет учащемуся чувствовать себя равным членом группы.
Групповая работа также предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных и деловых контактов с взрослыми и сверстниками.
Кроме того, групповая форма работы позволяет активно использовать приемы моделирования ситуаций взаимодействия, позволяющих акцентировать внимание членов группы на сильных качествах каждого ребенка, что является важным этапом в социализации каждого ребенка.
Для диагностики школьной дезадаптации используется следующие методики:
- социометрия;
-анкетирование родителей и
- тест тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена; (Приложение Г)
-Методика показывающая
-Выявления уровня психологических особенностей «Рисунок человека», «Образец и правило», «Графический диктант».(Приложение Е)
-проведена экспертная оценка
учителем и родителями ребёнка.
Очень важно, чтобы в занятиях активное участие принимали не только дети, но и учителя. Важно постараться выстроить партнёрские отношения между детьми и взрослыми, показать возможность существования этих отношений.
Занятия строятся с учетом следующих правил:
- доверительный стиль общения;
- персенификация высказываний;
- искренность в общении;
- конфидициальность всего
- определение сильных сторон личности каждого участника;
- активное участие в
- уважение к говорящему;
- постоянный самоанализ (рефлексия).
Общение и взаимодействие учеников и учителей происходит по определённым правилам. Эти правила должны быть приняты совместно и вывешены в классе:
Правила для занятий в группе:
1.Поднимай руку (если хочешь спросить).
2.Слушай (будь внимателен).
3.Не унижай других (не кривляйся, не смейся).
4.Будь на своём месте (не толкай, не прикасайся к другим).
Промежуточный контроль:
После проведения программы используется повторная диагностика. Выстраивается динамика изменений до проведения программы и после.
Форма участия других лиц в программе:
- работа с учителем – учитель является наблюдателем, отмечающим в бланках изменения, проявляющиеся в детях;
- работа с родителями –
Методическое обеспечение занятий.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие коммуникативных навыков, грамотной речи, но и упражнения на расслабление, формирование чувства коллективизма, выработке положительного отношения к самому себе.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Считаю, что необходимым условием плодотворной работы с учащимися класса является создание ситуации успеха на занятиях. С этой целью каждое занятие заканчивается упражнениями, помогающими ребенку поверить в свои силы, почувствовать себя успешным.
Использование в программе арт-терапевтических техник (упражнения, связанные с рисованием, телесными контактами и т. д.) создает положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию к товарищам, дает положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышении адаптационных способностей детей, способствует их самовыражению.
Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни. От ступени освоения им новой – учебной – деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
Актуальность данной проблемы состоит том, что не всегда опыт учебной деятельности на первоначальном этапе способствует позитивному восприятию ребенка установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого и нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым ребенок еще не готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению. Чем больше факторы дезадаптации (социального, психологического, физиологического характера) проявляются у ребенка в начальной школе, тем сложнее будет процесс его приспособления к окружающей среде. Особенно трудно детям, чье психическое развитие, в силу различных причин, отстает от нормы. При этом нельзя забывать, что дезадаптивные проявления у детей 6-7 лет сочетаются с явлениями кризисного характера, поэтому процесс вхождения в новую ситуация обучения может стать для детей болезненным процессом. Необходима система профилактических психолого-педагогических мер по предотвращению школьной дезадаптации. Это должно стать одной из важнейших задач начальной школы, поскольку занятия подобного характера, проводимые в начальной школе, направлены на преодоление возникающих трудностей, неготовности ребенка к новой ситуации обучения.
Первый, от кого зависит успех обучения и воспитания младших школьников, это учитель. Если ребенок учится в доброжелательной обстановке, если он полностью доверяет учителю, то ему легче переносить трудности учебы, пережить неудачи. Личность учителя играет главную роль в положительной социально-психологической адаптации первоклассника. Учитель должен быть добрым, но требовательным, не унижать его, а помогать.
Материнская любовь и забота, чуткость учителя, его терпение, педагогический такт, способность понять радость и облегчить трудности детей - все эти истины, собранные воедино, свидетельствуют о том, как трудно, почетно и ответственно вводить маленького человека в большой мир знаний.
1 |
http://videouroki.net/filecom. |
|
2 |
http://iamtiptop.ru/p/iam_49. |
|
3 |
http://bibliofond.ru/view. |
|
4 |
http://aleksandrova-el.ucoz. |
|
5 |
Сухов А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. |
|
6 |
Гуткина, Н. И. Педагогическая психология [Текст . Савина Н.Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины // Наука и школа. 2010. - №3. - С.118-121. |
|
7 |
Ишкильдина Р.Т., З.Ш. Касимова. Проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. - СГПА, 2010. |
|
8 |
Зимняя И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник / И.А. Зимняя. - М. : Литературное агентство "Университетская книга", 2008. ISBN: 978-5-33-045789-7 |
|
9 |
Симонов В.В. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.,1995. |
|
10 |
Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М., 2000. |
|
11 |
http://www.vashpsixolog.ru/ |