Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:53, реферат
Моё мнение как будущего юриста: когда речь идет о личности, о роли биологических факторов, можно говорить лишь о личностном, психологическом уровне. Личность, ее психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их соотношение понять невозможно. Интенсивность проявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того, какова сама личность. Однако и здесь я имеем в виду именно личность, т.е. субъекта и объекта общественных отношений, социальное качество человека, сформированное воспитанием, средой.
Введение…………………………………………………………………………………………………3-4
1. Проблемы биологического и социального в развитии психики и поведении человека……………………………………………………………………………………………………..5-9
2.Психофизиологическая проблема………………………………………………………..9-11
3.Социальное и биологическое в психическом развитии человека…….11-15
Заключение………………………………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………………
Говоря о социальной обусловленности нейрофизиологии человека, важно отметить, что здесь вряд ли имеет место прямое, непосредственное влияние социального на физиологическое. Оно — это влияние — опосредствуется психикой человека.
Второй момент касается одной из очень важных тенденций в изучении нейрофизиологических механизмов психических процессов.
Попытки поэлементного сопоставления
нейрофизиологического и
Психическое в отношении к
С другой стороны, в исследовании нейрофизиологических механизмов деятельности сформировалась концепция «функционального органа» «динамической локализации функций».3
То есть и в этом направлении исследований — на пути от психологии к физиологии — развивается концепция системности нервных процессов. По существу сложившиеся в разных науках и в разных направлениях исследований понятия «функциональная система», «функциональный орган», «динамическая локализация психических функций» во многих отношениях близки между собой. Здесь как бы намечается общая для нейрофизиологии и психологии зона.
Таким образом, разработка психофизиологической проблемы требует изучения, с одной стороны, того, как «по заказу» психического организуется система нервных процессов, а с другой — того, какая организация этих процессов необходима для реализации тех или иных психических функций.
3. Социальное и биологическое в психическом развитии человека.
Второй комплекс вопросов, разработка которых немыслима без изучения биологического и социального, относится к психическому развитию человека. Здесь рассматриваемая проблема выступает преимущественно как проблема «организм и личность». Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое — социальных наук, но и то и другое относится к человеку, к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем каждое из этих понятий отражает разные системы свойств человека. В понятии «организм» отражается структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии «личность» — его включенности в социальное.
Как бы детально мы ни анализировали анатомию человека, динамику протекающих в его организме физиологических процессов, его свойства как личности остаются неуловимыми. Они могут быть раскрыты только тогда, когда мы рассматриваем человека в системе общественных отношений.
Они, эти свойства, относятся к категории так называемых «системных свойств - качеств» (В.П. Кузьмин). Их основание — принадлежность индивида к социальной системе. Всякие попытки вывести эти свойства из организма ведут в биологизаторской трактовке личности. Они могут быть поняты только на основе изучения той системы общественных отношений, в которую включен индивид. При этом важно иметь в виду, что отношения «личность — общество» множественны, а поэтому многообразны и свойства личности.
В контексте психологического исследования важное значение принадлежит понятию «образ жизни индивида». Речь идет о том комплексе реальных конкретных условий, которые характеризуют место конкретного индивида в системе общественных отношений. Этим определяются виды и характер, выполняемых им, деятельностей, сфера, средства и способы его общения с другими людьми. Вместе с тем самый образ жизни индивида, конкретного человека определяется структурой общества, всей системой общественных отношений.
Личность — это категория общественных наук, и в раскрытии ее свойств решающая роль принадлежит, конечно, средствам и методам, сформировавшимся в этих науках. Но вместе с тем разработка некоторых аспектов проблемы личности требует психологического анализа.
Конкретные психологические
При этом нужно иметь в
виду, что этот процесс направляется
обществом и осуществляется
Психологию интересует, прежде всего, то, как, каким образом социальная программа отражается и трансформируется в сознании конкретного индивида (точнее, формирует индивидуальное сознание); как эта программа становится внутренним фактором развития личности. Иначе говоря, основной для психологии является проблема механизма ассимиляции индивидом социальных программ.
Проблема воспитания, формирования личности смыкается с проблемой психического развития индивида. В этой области мы нередко сталкиваемся с дуалистическим представлением о человеке. Между тем процесс развития индивида — это единый процесс. Понятия «развитие личности», «развитие организма», «развитие психологии» — это лишь научные абстракции, охватывающие разные стороны единого, но вместе с тем много качественного в своих проявлениях процесса. Взаимное опосредствование биологического и социального выступает в этом процессе, пожалуй, в наиболее развернутой и полной форме. И здесь опять-таки, как и в явлениях, рассмотренных выше, это взаимное опосредствование осуществляется через систему психологических свойств человека.
Представление о линейном, одномерном
детерминизме в изучении индивидуального
развития не соответствует современным
научным данным. Более перспективным
представляется изучение причинно-следственных
связей в процессе индивидуального
развития как многомерных и
Существенными для разработки теории онтогенетического развития человека являются понятие «возраст» и периодизация возрастных фаз.
Нужно отметить, что процесс становления личности в психологии нередко рассматривается односторонне: только в плане социальном. Спора нет, социальные связи являются в этом процессе ведущими, определяющими. Но вместе с тем формирование тех или иных личностных свойств возможно только при определенных уровнях нервно-психического развития человека. И эти уровни являются необходимым внутренним условием становления личности. Формирование личности и созревание человеческого организма — это не два разных, параллельных или даже взаимодействующих процесса, а единый процесс онтогенетического развития человека. Когда речь идет о личности, то нас интересует не только вопрос о том, как человек ассимилирует социальную программу, но и то, какой вклад и каким образом он в эту программу вносит. Ценность личности для общества определяется, прежде всего, именно по этому вкладу. Иначе говоря, важнейшим качеством личности является ее творческий потенциал, творческие возможности.
Проблема творчества, как и большинство проблем, относящихся к человеку,— комплексная. Те специфические аспекты этой проблемы, которые интересуют психологию, относятся, прежде всего, к механизмам творческой деятельности человека и к его способностям.
Центральным в изучении способностей является вопрос об их природе и происхождении. Одна из сложившихся крайних точек зрения состоит в утверждении о врожденности способностей, о том, что они полностью определяются «генетическим снаряжением» индивида. Процесс их развития есть лишь процесс развертывания генетической программы, с которой человек рождается.
Сторонники другой столь же крайней точки зрения утверждают, что способности полностью определяются социальными условиями жизни индивида, и что генетическая программа не оказывает на их развитие никакого влияния. Путем целенаправленного воспитания и обучения у любого человека можно сформировать любой комплекс способностей.
Формирование представлений о природе способностей в советской психологии началось в условиях борьбы с этими крайними (биологизаторской и социологизаторской) концепциями. Выработанная в этой борьбе позиция заключается в том, что способности индивида формируются и развиваются в процессе его жизни в условиях общества. Однако предпосылки способностей — или задатки — являются генетически обусловленными. Важно отметить при этом, что связь между задатками и способностями неоднозначна. На базе различных по структуре задатков могут сформироваться сходные способности, и, наоборот, на базе сходных задатков — различные способности. Таким образом, «генетическое снаряжение» индивида, являясь предпосылкой способностей, не предопределяет однозначно их развитие.
К рассматриваемому комплексу проблем примыкает также проблема индивидуальности. Нужно отметить, что в психологии довольно широко исследуются понятия «личность», «психологический склад личности», но гораздо меньше внимания уделяется проблеме индивидуальности. Между тем если личность — это в основном проблема общественных наук, имеющая, конечно и психологические аспекты, то проблема индивидуальности — это в основном проблема психологии. Имеются в виду дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология, основным вопросом которых — как отмечал В.Д. Небылицын — является вопрос о том, чем каждый из нас отличается от других людей.4
И.П.Павлов, как известно, говорил о трех основных свойствах: силе, подвижности и уравновешенности. Работами школы Теплова — Небылицына выявлены такие свойства, как лабильность и динамичность показано, что свойства нервной системы должны рассматриваться не абстрактно, а относительно процессов возбуждения и торможения. В этой связи сформировано представление о первичных и вторичных свойствах. К первичным относятся сила, лабильность, динамичность и подвижность по возбуждению и по торможению, а ко вторым — уравновешенность по этим параметрам. Следовательно, можно говорить, по крайней мере, о двух порядках свойств нервной системы. Можно ожидать, что в дальнейшем, могут быть выявлены свойства третьего и более высоких порядков и построена «пирамида свойств»2. Что касается личностных свойств индивида, то и здесь, видимо, можно говорить об их разных порядках. Вопрос о порядках психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств представляется нам принципиально важным.
Таким образом, человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух - природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид - это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.
Итак, подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое
Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её
становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности
человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как
проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли.
Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике;
литература. Искусство, политика,
да и сам язык обыденной жизни
наделяют личность силой активности.
Кто не активен. Тот обезличен.
В этом сходятся научные и
интуитивные концепции
Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре.
Список используемой литературы
1.Ананьев Б.Г. «Индивидуальное развитие человека и константность восприятия». М., 1968
2.Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С.115 – 150)
Информация о работе Социальное и биологическое в психическом развитии человека