Социальное и биологическое в психическом развитии человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:53, реферат

Краткое описание

Моё мнение как будущего юриста: когда речь идет о личности, о роли биологических факторов, можно говорить лишь о личностном, психологическом уровне. Личность, ее психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их соотношение понять невозможно. Интенсивность проявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того, какова сама личность. Однако и здесь я имеем в виду именно личность, т.е. субъекта и объекта общественных отношений, социальное качество человека, сформированное воспитанием, средой.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………………3-4
1. Проблемы биологического и социального в развитии психики и поведении человека……………………………………………………………………………………………………..5-9
2.Психофизиологическая проблема………………………………………………………..9-11
3.Социальное и биологическое в психическом развитии человека…….11-15
Заключение………………………………………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат по псилогии и педогогики!.docx

— 50.96 Кб (Скачать)

Говоря о социальной обусловленности  нейрофизиологии человека, важно  отметить, что здесь вряд ли имеет  место прямое, непосредственное влияние  социального на физиологическое. Оно — это влияние — опосредствуется психикой человека.  

Второй момент касается одной из очень важных тенденций в изучении нейрофизиологических механизмов психических процессов.

Попытки поэлементного сопоставления  нейрофизиологического и психического и прямого выведения второго  из первого, как уже отмечалось, не увенчались успехом. Однако сама проблема этим не была снята. Сейчас в ее решении  наметилась линия, направленная на изучение не самих по себе процессов, взятых изолированно, а их организации, их системного строения. В этой связи возникли представления об общемозговых системных процессах, о функциональных связях ,о функциональном органе, о «паттернах мультиклеточной активности, выступающих в виде композиционных форм нейродинамического кода», о системном характере нейрональных сдвигов и межнейронных перестройках и др.

Психическое в отношении к нейрофизиологическому рассматривается как системное качество. Психические явления сопоставляются не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а со способом организации этих процессов. При этом (что важно подчеркнуть) способ организации нейродинамики рассматривается как детерминируемый не внутримозговыми отношениями, а взаимодействием организма со средой, прежде всего поведением.  

С другой стороны, в исследовании нейрофизиологических механизмов деятельности сформировалась концепция «функционального органа» «динамической локализации функций».3

То есть и в этом направлении исследований — на пути от психологии к физиологии — развивается концепция системности нервных процессов. По существу сложившиеся в разных науках и в разных направлениях исследований понятия «функциональная система», «функциональный орган», «динамическая локализация психических функций» во многих отношениях близки между собой. Здесь как бы намечается общая для нейрофизиологии и психологии зона.

Таким образом, разработка психофизиологической проблемы требует изучения, с одной  стороны, того, как «по заказу»  психического организуется система  нервных процессов, а с другой — того, какая организация этих процессов необходима для реализации тех или иных психических функций.

 

 

 

            3. Социальное и биологическое в психическом развитии человека.

 

Второй комплекс вопросов, разработка которых немыслима без изучения биологического и социального, относится  к психическому развитию человека. Здесь рассматриваемая проблема выступает преимущественно как проблема «организм и личность». Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое — социальных наук, но и то и другое относится к человеку, к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем каждое из этих понятий отражает разные системы свойств человека. В понятии «организм» отражается структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии «личность» — его включенности в социальное. 

     Как бы детально мы ни анализировали анатомию человека, динамику протекающих в его организме физиологических процессов, его свойства как личности остаются неуловимыми. Они могут быть раскрыты только тогда, когда мы рассматриваем человека в системе общественных отношений.

Они, эти свойства, относятся к  категории так называемых «системных свойств - качеств» (В.П. Кузьмин). Их основание  — принадлежность индивида к социальной системе. Всякие попытки вывести  эти свойства из организма ведут  в биологизаторской трактовке личности. Они могут быть поняты только на основе изучения той системы общественных отношений, в которую включен  индивид. При этом важно иметь в виду, что отношения «личность — общество» множественны, а поэтому многообразны и свойства личности.  

В контексте психологического исследования важное значение принадлежит понятию «образ жизни индивида». Речь идет о том комплексе реальных конкретных условий, которые характеризуют место конкретного индивида в системе общественных отношений. Этим определяются виды и характер, выполняемых им, деятельностей, сфера, средства и способы его общения с другими людьми. Вместе с тем самый образ жизни индивида, конкретного человека определяется структурой общества, всей системой общественных отношений.

Личность — это категория  общественных наук, и в раскрытии ее свойств решающая роль принадлежит, конечно, средствам и методам, сформировавшимся в этих науках. Но вместе с тем разработка некоторых аспектов проблемы личности требует психологического анализа.

Конкретные психологические свойства личности выступают как форма проявления общественных отношений, они формируются и проявляются в его поведении. Именно этот аспект — как в процессе индивидуального развития формируется и развивается конкретная личность — и составляет, прежде всего, предмет психологического исследования. В общем можно рассматривать процесс формирования и развития конкретной личности как процесс усвоения индивидом программ социального наследования, сложившихся в данном конкретном обществе.

 При этом нужно иметь в  виду, что этот процесс направляется  обществом и осуществляется через специально социальные институты, выполняющие функции образования и воспитания. Общество, по выражению А.С. Макаренко, проектирует личность.  

Психологию интересует, прежде всего, то, как, каким образом социальная программа отражается и трансформируется в сознании конкретного индивида (точнее, формирует индивидуальное сознание); как эта программа становится внутренним фактором развития личности. Иначе говоря, основной для психологии является проблема механизма ассимиляции индивидом социальных программ.  

Проблема воспитания, формирования личности смыкается с проблемой  психического развития индивида. В  этой области мы нередко сталкиваемся с дуалистическим представлением о  человеке. Между тем процесс развития индивида — это единый процесс. Понятия «развитие личности», «развитие организма», «развитие психологии» — это лишь научные абстракции, охватывающие разные стороны единого, но вместе с тем много качественного в своих проявлениях процесса. Взаимное опосредствование биологического и социального выступает в этом процессе, пожалуй, в наиболее развернутой и полной форме. И здесь опять-таки, как и в явлениях, рассмотренных выше, это взаимное опосредствование осуществляется через систему психологических свойств человека.

Представление о линейном, одномерном детерминизме в изучении индивидуального  развития не соответствует современным  научным данным. Более перспективным  представляется изучение причинно-следственных связей в процессе индивидуального  развития как многомерных и многоуровневых, охватывающих всю совокупность существенных условий и факторов этого развития. В этой связи представляется перспективной  концепция гетерохронности развития различных свойств индивида, согласно которой существует закономерный порядок, «определяющий возникновение в процессе социального развития личности сложных образований индивидуальности и природных свойств индивида»1 .

Существенными для разработки теории онтогенетического развития человека являются понятие «возраст» и  периодизация возрастных фаз.  

Нужно отметить, что процесс становления  личности в психологии нередко рассматривается  односторонне: только в плане социальном. Спора нет, социальные связи являются в этом процессе ведущими, определяющими.   Но вместе с тем формирование тех или иных личностных свойств возможно только при определенных уровнях нервно-психического развития человека. И эти уровни являются необходимым внутренним условием становления личности. Формирование личности и созревание человеческого организма — это не два разных, параллельных или даже взаимодействующих процесса, а единый процесс онтогенетического развития человека. Когда речь идет о личности, то нас интересует не только вопрос о том, как человек ассимилирует социальную программу, но и то, какой вклад и каким образом он в эту программу вносит. Ценность личности для общества определяется, прежде всего, именно по этому вкладу. Иначе говоря, важнейшим качеством личности является ее творческий потенциал, творческие возможности.

Проблема творчества, как и большинство  проблем, относящихся к человеку,— комплексная. Те специфические аспекты этой проблемы, которые интересуют психологию, относятся, прежде всего, к механизмам творческой деятельности человека и к его способностям.

Центральным в изучении способностей является вопрос об их природе и  происхождении. Одна из сложившихся крайних точек зрения состоит в утверждении о врожденности способностей, о том, что они полностью определяются «генетическим снаряжением» индивида. Процесс их развития есть лишь процесс развертывания генетической программы, с которой человек рождается.  

Сторонники другой столь же крайней  точки зрения утверждают, что способности  полностью определяются социальными условиями жизни индивида, и что генетическая программа не оказывает на их развитие никакого влияния. Путем целенаправленного воспитания и обучения у любого человека можно сформировать любой комплекс способностей.

Формирование представлений о  природе способностей в советской  психологии началось в условиях борьбы с этими крайними (биологизаторской и социологизаторской) концепциями. Выработанная в этой борьбе позиция заключается в том, что способности индивида формируются и развиваются в процессе его жизни в условиях общества. Однако предпосылки способностей — или задатки — являются генетически обусловленными. Важно отметить при этом, что связь между задатками и способностями неоднозначна. На базе различных по структуре задатков могут сформироваться сходные способности, и, наоборот, на базе сходных задатков — различные способности. Таким образом, «генетическое снаряжение» индивида, являясь предпосылкой способностей, не предопределяет однозначно их развитие.

К рассматриваемому комплексу проблем  примыкает также проблема индивидуальности. Нужно отметить, что в психологии довольно широко исследуются понятия «личность», «психологический склад личности», но гораздо меньше внимания уделяется проблеме индивидуальности. Между тем если личность — это в основном проблема общественных наук, имеющая, конечно и психологические аспекты, то проблема индивидуальности — это в основном проблема психологии. Имеются в виду дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология, основным вопросом которых — как отмечал В.Д. Небылицын — является вопрос о том, чем каждый из нас отличается от других людей.4

И.П.Павлов, как известно, говорил о трех основных свойствах: силе, подвижности и уравновешенности. Работами школы Теплова — Небылицына выявлены такие свойства, как лабильность и динамичность показано, что свойства нервной системы должны рассматриваться не абстрактно, а относительно процессов возбуждения и торможения. В этой связи сформировано представление о первичных и вторичных свойствах. К первичным относятся сила, лабильность, динамичность и подвижность по возбуждению и по торможению, а ко вторым — уравновешенность по этим параметрам. Следовательно, можно говорить, по крайней мере, о двух порядках свойств нервной системы. Можно ожидать, что в дальнейшем, могут быть выявлены свойства третьего и более высоких порядков и построена «пирамида свойств»2. Что касается личностных свойств индивида, то и здесь, видимо, можно говорить об их разных порядках. Вопрос о порядках психофизиологических, психологических и социально-психологических свойств представляется нам принципиально важным.  

 

Таким образом, человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального  уровней, которые формируются из двух - природного и социального, наследственного  и прижизненно приобретенного. При  этом человеческий индивид - это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение

 

Итак, подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет то и другое

Проблема личности - проблема необъятная, значимая  и  сложная,  охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к  числу сложнейших  в человекознании. До сих пор ещё не  сложилось достаточно  обоснованного и общепринятого   определения   многозначность   содержания   этого    понятия обусловлена многоаспектностью   проявлений   личности,   многообразием   её

становления  и  развития.  Но   конституирующий   характеристикой личности

человека является его  субъективность. Взгляд на личностное  в человеке  как

проявление его субъективности не является  прерогативой  философской  мысли.

Такое  представление  о  личности  в  психологии,  социологии,   педагогике;

литература. Искусство, политика, да и  сам  язык  обыденной  жизни  наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен.  В  этом  сходятся научные и  интуитивные концепции личности  в  сознании  людей.  «То  чего  не достаёт рабу, -  писал  Гегель-  это признания его личности;  принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не  как личность,  а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится  «Я»,  его « Я» есть господин».

Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного  осмысления феномена личности в культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Список используемой литературы

1.Ананьев Б.Г. «Индивидуальное развитие человека и константность восприятия». М., 1968

2.Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С.115 – 150)

Информация о работе Социальное и биологическое в психическом развитии человека