Социальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:55, реферат

Краткое описание

Сущность социальной психологии как самостоятельной отрасли научного знания, ее основные этапы развития. Интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Социально-психологические  проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста.

В каждом нормальном человеке заложена тенденция  к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.).

Проблема  когнитивизма – принятие решений  человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм  (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения.

Основная  идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться  вне общества.

Особое  значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке  единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.

Весь  набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Последние относятся к специфической области  социальной психологии, к «психологии  воздействия».

Среди методов исследования различают  методы сбора информации и методы ее обработки.

Методы  обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку  большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы  сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Наблюдение  – «старый» метод социальной психологии. Главная проблема – обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю.

Изучение  документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста.

Для преодоления  «субъективности» (интерпретации документа  исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ».

Это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления.

Метод контент-анализа  есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации.

Опросы – распространенный прием в социально-психологических исследованиях.

Обычно  критические замечания по этому  методу выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов.

Среди видов опросов наибольшее распространение  получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь – логика построения.

Чаще  всего в социальной психологии применяют личностные тесты, реже – групповые тесты.

Тест  – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет  или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер.

Смысл последующей обработки состоит  в том, чтобы при помощи «ключа»  соотнести полученные ответы с определенными  параметрами.

Эксперимент – один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Для обоих  видов существуют некоторые общие  правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором  независимых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной  и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. 

Краснодарский гуманитарно-технологический колледж 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по  «Социальной психологии»

на  тему:

Социальная  психология 
 
 
 
 
 
 

Выполнила  

студентка 4 курса

группы 11-24

ЕРМОЛАЕВА

Дарья Александровна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краснодар

2011г.

Информация о работе Социальная психология