Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 11:29, контрольная работа
Важнейшей характеристикой жизнедеятельности людей является то, что она протекает в форме социального взаимодействия. Социальное взаимодействие людей побуждается индивидуальными, групповыми и общественными потребностями. Эти потребности удовлетворяются в pамках основных форм взаимодействия – общения и совместной деятельности. Если брать человеческое общество в целом, то именно благодаря общению и совместной деятельности развиваются и совершенствуются условия жизни и сами индивиды, обеспечивается их взаимопонимание и согласуются отдельные действия, формируются общности – большие и малые социальные группы.
Введение…………………………………………………………………………3
История становления социальной психологии как науки……………………4
Предмет социальной психологии………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………...19
К концу 30-х гг. социальная психология достигла своего наибольшего развития в США. В эти же годы начинает проявляться все более отчетливая тенденция привлечения социальных психологов к решению прикладных задач, главным образом, в сфере деятельности индустриальных организаций. В последующем огромное влияние на развитие социально-психологического знания оказала Вторая мировая война. По заданиям нескольких военных ведомств США было проведено большое количество социально-психологических работ, охвативших широкий круг проблем. Можно отметить исследования лидерства, морального состояния войск, природы паники, первичных военных групп, отношений между представителями различных рас и культур, действия слухов с целью контроля над их распространением и ряд других проблем «психологической войны».
В последние десятилетия в США отмечается дальнейшее расширение сферы социально-психологических работ (и теоретических, и прикладных), возникновение новых научных центров, увеличение выпуска дипломированных социальных психологов. Так, к 1970 г. секция социальной психологии и психологии личности стала самым многочисленным подразделением Американской Психологической Ассоциации. Социальные психологи составляли одну четверть всех университетских психологов. Выход в свет в 1968 г. пятитомного «Руководства по социальной психологии» считается важной вехой в ее развитии. Этот фундаментальный труд до сих пор выполняет свою роль наиболее полной энциклопедии социально-психологического знания. Его последнее дополненное издание вышло в свет в 1985 г.
В
течение двух последних десятилетий
наблюдается активизация социально-психологической
науки в ряде стран Западной Европы. Все
большее число исследователей начинают
отходить от научных стандартов, заданных
американской социальной психологией,
демонстрируя свою теоретическую и методологическую
самостоятельность. Начинается поиск
альтернатив развития социальной психологии
на иных, чем в США, основаниях. Стараясь
преодолеть свойственный американской
социальной психологии «ползучий эмпиризм»,
делающий акцент на лабораторном эксперименте,
европейские ученые провозглашают необходимость
осуществления исследовательской работы,
исходя из более широкого «социального
контекста», который включал бы в себя
актуальные проблемы современного общества.
Настоящий этап развития социальной психологии
как науки на Западе оценивается неоднозначно.
Накоплен огромный эмпирический (в том
числе, экспериментальный) материал. Однако
высказывается неудовлетворенность качеством
теоретического его осмысления. В прикладной
сфере социальная психология также не
оправдывает многих ожиданий. Не случайно
в западных публикациях двух последних
десятилетий порой говорится о «кризисе»
социальной психологии. Однако современное
состояние социальной психологии (даже
если согласиться с термином «кризис»)
можно рассматривать как своеобразную
«болезнь роста».
Предмет социальной психологии
С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики - поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях - хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и др.
Почему
различные люди по-разному воспринимают
и оценивают одни и те же явления?
Как формируются убеждения
На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается ответить такая отрасль научного знания, как социальная психология. Это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.
Предметом исследования в социально-психологической науке являются различного рода контакты между людьми. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, «лицом к лицу». Они бывают и опосредствованными: например, путем использования средств массовых коммуникаций - прессы, радио, телевидения, кино, Интернета. Таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, и общества в целом. Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, как разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И, наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер - в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом социальной психологии выступают не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории лиц. Это нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравним, например, огромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии. Те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер - от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации.
В ходе развития социально-психологической практики происходило уточнение и предмета науки. Его понимание различными авторами исходило из понимания места социальной психологии в системе научного знания, а также круга, решаемых практических задач. Все разнообразие дискуссионных взглядов можно представить в виде следующих позиций:
Социальная психология – часть социологии (основной акцент делается на необходимости изучения массовидных явлений, больших социальных общностей, отдельных сторон общественной психологии – нравов, традиций, обычаев и т.д.).
Социальная психология – часть психологии (главный предмет исследования – личность, ее положение в коллективе, межличностные отношения, система общения);
Социальная психология – это наука на стыке психологии и социологии, причем пограничной областью социальной психологии с социологией является изучение проблем массовой коммуникации, общественного мнения, социологии личности. Относительная граница же социальной психологии с общей психологией затрагивает проблемы детерминации и проявления индивидуально-психологических качеств личности в условиях ее действия в реальных социальных группах.
Обозначение границ, исследуемых социальной психологией, проблем позволяет выделить отдельные стороны предмета данной науки. Ими являются:
1)
Социально-психологические
Для социально-психологического подхода, в отличие от общепсихологического, характерно отчетливое понимание обусловленности поведения человека, его личностных характеристик конкретной ситуацией взаимодействия: ролями, которые исполняют участники, нормами общения и деятельности, социокультурным, историческим фоном, и даже пространственно-временными параметрами (где и когда происходит взаимодействие). Важнейшими социально-психологическими механизмами возникновения социальности, то есть свойств общности и взаимопонимания людей являются процессы подражания, внушения, заражения, убеждения.
2)
Закономерности социально-
Это – так называемые «массовидные» социально-психологические явления, то есть психические явления, возникающие в сфере общественной психологии как составной части общественного сознания, а также специфические характеристики каждой из больших социальных групп. К ним относятся, например, классовые и этнопсихологические особенности, нравы, обычаи и привычки различных больших социальных (национальных, классовых, возрастных, профессиональных групп). Особый интерес представляют особенности поведения толпы и неорганизованной массы людей. Соответственно, различаются отдельные предметные области социальной психологии: этнопсихология, психология классов и социальных слоев, психология профессиональных групп, а также – психология политики, религии, искусства и других форм общественного сознания.
Можно
сказать, что социальную психологию
интересует то, каким образом в
межличностных отношениях людей
проявляются отношения
3)
Групповые социально-
4)
Социально-психологические
Предметом социально-психологического анализа при этом становятся структура мотивации социального поведения, социальных установок и ценностных ориентаций личности, действие психологических защитных механизмов в процессе общения. Понимание личности в социальной психологии предполагает рассмотрение человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Это системное качество индивида, определяемое его включенностью в совместную деятельность и общение. Особый интерес представляют относительно устойчивые и ситуативные социально-психологические характеристики личности – ее социально-типичные и индивидуально-своеобразные особенности, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, – стили общения и различных форм социальной деятельности (например, организационно-управленческой) или ролевого поведения.
Основными задачами социальной психологии являются:
- исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности (проблемы социальной установки, социализации и т.п.);
- выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития;
- разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями;
- непосредственное применение методов социально-психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.
Таким
образом, предмет социальной психологии
– это структурно-динамические особенности
и закономерности психологических
явлений, возникающих в процессе
общественного взаимодействия, то есть
в ситуациях общения и совместной деятельности
людей, а также обоснованные способы управления
этими явлениями. Эти явления, в форме
социально-психологических процессов,
состояний и свойств больших и малых групп,
а также отдельной личности побуждают,
регулируют и отражают социальное взаимодействие.
Заключение
Подводя итог нашему исследованию выделим, что социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, то есть особенности психической регуляции поведения, общения и деятельности людей, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы.
Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое она занимает в системе других наук. История формирования социальной психологии тесно связана с потребностью объяснения такого класса фактов, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук.
Само
по себе название науки - социальная психология
- уже говорит о ее тесной связи и с социологией,
и с психологией. Это положение обусловливает
различное понимание проблематики социальной
психологии и ее места в системе наук как
отечественными, так и зарубежными исследователями.
Одни из них считают, что социальная психология
целиком входит в систему психологических
наук. Другие, наоборот, включают ее в состав
социологии. Третьи полагают, что социальная
психология - это наука пограничная, рассматривающая
проблематику, которая должна изучаться
и психологами, и социологами, но с различных
методологических и теоретических позиций.
Дискуссии о предмете социальной психологии,
ее месте в системе наук продолжаются.
Все это говорит о сравнительной молодости
социальной психологии как науки.