Социальная психика как предмет исследования социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 11:53, реферат

Краткое описание

С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики — поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях — хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и др.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

В отличие от манипуляторов, выраженный актуализатор способен сочетать, интегрировать различные роли в различных ситуациях. Он ценит эти многие стороны своей личности. Чем менее человек способен принять какие-либо стороны своей личности, чем меньше он их ценит, тем в большей степени он ощущает себя «вещью» (от такой позиции – один шаг к признанию других бездушными вещами, которыми не только можно, но и можно манипулировать).

Э. Шострем  приводит такой пример: «Когда мы недовольны собой или своими поступками, мы говорим: «Это на меня нашло» или же: «Это мне не нравится». Вскоре тенденция отрекаться от себя и черт своей личности распространяется на все области нашей жизни. И мы становимся манипуляторами». Принимая себя, человек исходит из полноценности себя и других, так что необходимость в манипуляции, контроле, приведении в норму и т.д. просто отпадает. Напротив, манипулятор исходит из допущения собственной неполноценности, распространяя ее на всех представителей рода человеческого, он полагает, что эта неполноценность может быть преодолена путем борьбы с собой и другими людьми.

И в  процессе работы, и в личной жизни  мы постоянно общаемся, или, говоря языком психологии, вступаем в межличностные  коммуникации. Коммуникации – это  средство обоюдного воздействия  людей друг на друга. Коммуникация возникает тогда, когда один человек оказывает влияние на поведение другого человека. Это может происходить даже тогда, когда они вообще не разговаривают. Но при этом важным моментом является существование обратной связи – то есть получатель коммуникационного сообщения должен иметь возможность так или иначе отозваться на сообщение отправителя.

Для эксперта умение правильно построить  процесс межличностных коммуникаций имеет особое значение. Для понимания  этого процесса крайне важно знать  основные законы коммуникации:

1-й  закон: Правда не в том, что  сообщает отправитель, а в том,  что понимает получатель.

Этот  закон основан на селективном  восприятии информации человеком. Такая  селекция производится на основе системы  оценок этого человека. Если сообщение проходит через эту систему оценок, или если оно способствует повышению уровня самооценки данного человека, то это сообщение принимается, а его ценность преувеличивается. Если же оно не проходит по системе оценок, или если оно способствует снижению уровня самооценки получателя, то оно полностью или частично отвергается, при этом его ценность преуменьшается. Стало быть, в процессе коммуникации существует положительная обратная связь между отправителем и получателем сообщения.

2-й  закон: Если получатель не правильно трактует сообщение, то вину несет отправитель.

Таким образом, ответственность за точную коммуникацию всегда лежит на отправителе  сообщения. 2-й закон имеет ряд  важных практических следствий:

Фразы: «Вы, наверное, не поняли», «как я уже  Вам сказал», «Вы, кажется, не расслышали» и т.д. – запрещенные фразы. Раз Вас не поняли, значит – Вы не неправильно объяснили, и сердиться здесь можно только на себя.

Можно ли достичь такого уровня личностного  развития, когда человек сам, без  чьей либо помощи может справиться со своими трудностями и обучиться методам эффективного разрешения конфликтов? Психолог А. Минделл считает, что да. Он предлагает использовать следующие стадии и методы разрешения конфликта.

1. Избежание конфликта или его  понимание. Первая стадия разрешения конфликта — это поступить так, как поступает большинство из нас, сталкиваясь с ним, — постараться избежать его. Забыть о нем. Постараться проигнорировать его и вести себя миролюбиво. Если это не помогает, а обычно так и происходит, следующие идеи дополнительно помогут желанию избежать конфликта. Человек не одинок в своем желании избежать конфликта. Многие из нас стараются сделать это. Но вера в то, что в конфликте заложена возможность роста и раскрытия своего «я», возможность лучше узнать еще неизведанные свои стороны, позволит преодолеть страх перед конфликтом и вызываемый им дискомфорт, побуждая к личному развитию. Конфликт — это нормально. Каждый неоднократно переживает внутренний или внешний конфликты. Направленность на разрешение конфликтов — это нормальное явление и признак стремления к внутреннему равновесию, признак развития и роста. Конфликт имеет много уровней. И, соответственно, путей разрешения. Конфликт — это не только выражение собственных трудностей, комплексов или личной психологии. Это сочетание внутренней напряженности, трудностей во взаимоотношениях с людьми, групповых и мировых проблем. Он содержит в себе потенциал для личного развития и взаимоотношения с людьми. Конфликт может породить общность. Она же может эффективно разрешить конфликт. Когда мы работаем над конфликтом в группе, для нее может оказаться полезной такая установка, что конфликт необходим для того, чтобы лучше понять себя. Быть может, разрешение конфликта — это способ, с помощью которого социальная группа познает и признает все свои стороны, способ полного ее самовыражения.

2. Признаки конфликта. После первых  попыток избежать конфликта, следующей  стадией работы по его разрешению  является выделение его признаков.  Иногда конфликт нелегко заметить, иногда он может быть скрытым. Вот некоторые характерные признаки и симптомы конфликта:

— словесное несогласие;

— отсутствие открытого и доверительного общения;

— сохраняющееся разделение во времени  или пространстве;

— сплетничанье о противнике;

— негативные образы или фантазии о противнике;

— подозрительность и недоверчивость по отношению к другому.

3. Степень злокачественности конфликта.  Некоторые конфликты серьезны, некоторые  — не очень. Конфликты, которые  угрожают разрушить чей-то дом,  жизнь, бизнес, семью и т. п.—  это злокачественные конфликты. Необходимо сразу же попытаться определить злокачественность возникшего конфликта.

4. Сделать сознательный выбор о  своем вступлении в конфликт. Если есть желание попытаться  решить данный конфликт, то к  нему необходимо подготовиться. Момент вступления в конфликт — это дело личного выбора. Тот, кто вступает в конфликт неподготовленным, может действовать хорошо, но тот, кто принял сознательное решение о своем вступлении в злокачественный конфликт, несомненно, будет действовать более успешно и большего в нем добьется. Далее, если в конфликт вовлекаются другие люди, не следует принуждать их к этому. Им тоже нужно время для подготовки.

5. Обращение к партеру конфликта.  Если замечен злокачественный  конфликт и имеется подготовка  ко вступлению в него, то можно обнаружить, что теперь есть готовность обратиться и к решению проблемы. Необходимо проверить свою готовность к разрешению конфликта.

Организация конфликта. Если нет готовности ко вступлению в конфликт, нужно организовать его. Не следует бросаться в него сломя голову, а постараться организовать церемонию, ритуал конфликта. необходимо помнить установку боевых искусств на тщательность подготовки к конфликту и его осознание. Установить место и время для разрешения конфликта, удобное для обеих сторон. Если начинать конфликт немедленно, не советуясь со своим оппонентом, то оба в конечном итоге будут препираться о методах его разрешения и никогда не добьются результата. Если противник не придет, можно поработать над проблемой самостоятельно. Следует о том, что все конфликты — это социальные феномены и только конкретная ситуация может подсказать, когда работать с напряженностью самостоятельно, вместе с противником или в групповом процессе. В любом случае будем считать, что партнер готов сесть за стол переговоров.

6. Осознание конфликта. Предположим,  что оба партнера по конфликту  (конфликтующие) готовы приступить  к вашему способу разрешения  конфликта, принадлежащему одной  из сторон конфликта. Следующим  шагом будет осознание этой  стороной того, в какой из стадий конфликта находятся стороны — нейтральны, на стороне противника или отстаивают собственную позицию?

7. Стоять на своем. Многие пропускают  эту стадию конфликта и сразу  принимают чью-либо сторону или  выражают свой нейтралитет. Однако, рано или поздно, независимо от того, что происходит, почувствуется необходимость отстоять свою позицию.

Осознать  свои ощущения. Многим из нас следует  научиться распознавать свои чувства. Необходимо констатировать свои ощущения немедленно. При этом следует быть точным в оценке своих эмоциональных переживаний. Если вы расстроены — расстраивайтесь. Не следует пытаться справиться с этим чувством. Следует показать его, проявить и затем дать ему уйти, когда это происходит. Следует быть земными, насколько это возможно в выражении своих потребностей, боли, страха, гнева, обиды или ревности.

8. Отход на нейтральную позицию.  Необходимо отметить возникающее  чувство дискомфорта при разрешении  конфликта. После того как занята  своя позиция и выражены свои  чувства полно и искренне, можно почувствовать себя в этой позиции неуютно из-за того, что чувствуется своя вина перед партнером, или из-за того, что чувствуется ограниченность своей позиции или возможно замечено, что больше не находитесь в согласии с самим собой.

Когда люди застревают на своих точках зрения, это происходит обычно из-за того, что или они не до конца выразили их, или потому, что оказались прикованными к ним и отождествились с ними, потеряв информацию о возникающих сигналах к отступлению.

9. Врожденный нейтралитет. Некоторые люди обнаруживают себя в позиции нейтралитета. Для этого имеется немало причин. Бывают люди, нейтральные по своей природе. Часто вы чувствуете себя безразличным к происходящему, так как ваши эмоции по этому поводу уже перегорели? Когда вы это почувствуете, остановитесь и признайтесь в этом; иначе ваш партнер заметит это и обвинит вас в равнодушии.

Нейтралитет — это все же позиция в поле взаимоотношений. Если вы стали нейтральным, оставьте свою позицию. В буквальном смысле оставьте, чтобы не быть связанным с прежним местом или чувствами. Посмотрите на себя и своего противника с нейтральной точки зрения. Помните ту женщину из приводимого примера? После того как она встала на место своего мужа и посмотрела на себя со стороны, она поняла, что надо делать дальше. Так что выйдите из своей роли, внимательно взгляните на себя и своего партнера со стороны и сообщите о том, как вы оба выглядите при этом.25

10. Занять позицию своего партнера. Этот прием будет работать  как метод разрешения конфликта  в том случае, если вы при этом будете искренни. Многие из нас принимали сторону другого, когда не чувствовали, что делают это искренне. Мы можем слишком быстро подчиниться и приспособиться к другому или же стать великодушным покровителем. Если вы несовместимым образом становитесь на сторону своего партнера, то рано или поздно обнаружите, что или остаетесь на своей позиции, или почувствуете себя нейтральным.

11. Пересмотр позиции при разрешении  конфликтов. После того как вы  использовали свое знание, чтобы  отстоять свою позицию, встать на сторону противника или занять нейтральную позицию, конфликт приостанавливается или возобновляется и переходит на новый уровень. Возможно, вы или ваш противник извинитесь за нанесенную обиду. Появляются новые проблемы, новые реакции или новые чувства. На этой стадии конфликта работа продолжается как и раньше. Применяйте свое знание, прислушиваясь к себе, проверяя свои чувства и то, чью сторону вы занимаете в конфликте Если вы не уверены в своих чувствах или вам кажется, что вы ведете себя бессознательно и неконгруэнтно, отступите на нейтральную позицию. Хорошенько посмотрите на себя со стороны и подскажите себе с этой позиции, как поступить.

12. Выход из поля конфликта. Отступление.  Если вы правильно определили, на чьей вы стороне, выразили  эту позицию и следовали всем изменениям, то вы и ваш партнер можете обнаружить, что автоматически отступаете. Надо не пропустить этот тонкий момент. Используйте свое знание, чтобы увидеть легкий момент расслабления, тень улыбки, тихий вздох облегчения. Если так, то покиньте поле.

13. Групповая работа во время  разрешения конфликта 
Простейшая ситуация — это когда стороны конфликта расходятся и все налаживается. Обычная ситуация — когда друзья или соседи продолжают обсуждать конфликт даже после того, как обе стороны закончили свою работу. Это означает, что еще присутствуют проявления, отличные от тех, над которыми в основном работали конфликтующие стороны. Конфликт становится социальной проблемой и требует для своего разрешения обращения к групповой работе. Наступает момент установления ролей и требование от членов группы их исполнения до тех пор, пока конфликт не будет разрешен на общественном уровне.

14. Индивидуальная работа. Если работа  в большой группе по разрешению  конфликта не достигает успеха, тогда проблема должна быть решена на индивидуальном уровне. Каждый, имеющий к этому отношение, должен рассматривать конфликтующие стороны как две внутренние части своего «я», которые требуют индивидуального решения.

Информация о работе Социальная психика как предмет исследования социальной психологии