Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:41, реферат
Вряд ли кто-то усомнится в том, что в современном мире жить не просто. Еще труднее его понять. Многие даже и не пытаются это делать, «плывя по воле волн». Иные борются с этими «волнами», стремятся либо их обуздать, либо нырнуть под них. Часто это делается без понимания того, как лучше и легче преодолеть препятствия и трудности продвижения вперед. Иногда люди даже не пытаются осмыслить мир своего бытия потому, что застают его уже «готовым», находящимся в «полном порядке». Они рождаются, а затем живут в нем таком, каким он сохраняется долгие годы, и кажется, что изменить его невозможно.
Введение 2
Социализация личности. Механизмы и институты социализации 3
Заключение 5
Литература 6
Оглавление
Введение 2
Социализация личности. Механизмы и институты социализации 3
Заключение 5
Литература 6
Вряд ли кто-то усомнится в том, что в современном мире жить не просто. Еще труднее его понять. Многие даже и не пытаются это делать, «плывя по воле волн». Иные борются с этими «волнами», стремятся либо их обуздать, либо нырнуть под них. Часто это делается без понимания того, как лучше и легче преодолеть препятствия и трудности продвижения вперед. Иногда люди даже не пытаются осмыслить мир своего бытия потому, что застают его уже «готовым», находящимся в «полном порядке». Они рождаются, а затем живут в нем таком, каким он сохраняется долгие годы, и кажется, что изменить его невозможно. Когда же наступают кризисные переломные периоды и в обществе становится трудно и плохо многим, люди, далеко не всегда зная, что делать, полагают, что лучше не читать газет, не знать новостей, не смотреть телевизор, а попытаться уйти в свою личную жизнь. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что личная жизнь не менее сложна, чем жизнь общества, хотя бы потому, что испытывает на себе его воздействие. Когда не выдается зарплата, не выплачиваются отпускные, трудно сохранить ровное и спокойное состояние духа. И тогда приходится признать, что личная жизнь не такая уж «личная». Люди в своих тревогах и беспокойствах не одиноки, наоборот, они их объединяют, и каждый человек становится по необходимости частью сложного общественного организма, который он должен осмыслить, понять. Социальный мир, в котором живут люди, не заморожен. Он представляет собой процесс постоянного производства, воспроизводства, изменения, в котором каждый из нас принимает участие. Мы не всегда это осознаем, тем не менее выбираем, как, в какой форме участвовать в процессе преобразования общества. Условия, в которых мы это делаем, тесно связаны с его характером. Чаще всего наше общество определяют как индустриальное. Пища, которую мы едим, вода, которую мы пьем, одежда, которую мы носим, книги, которые мы читаем, токсичные вещества, которые попадают в наш организм, — все это зависит от окружающей нас природной, производственной и социальной среды. Следовательно, каждая сторона нашей жизни связывает нас с широким и природным, и социальным миром, которые мы едва начинаем понимать. Наше общество — это огромный океан, где есть своя надводная, наблюдаемая, и подводная, не видимая невооруженным глазом, жизнь. Вероятно, было бы уместно, продолжая сравнения такого рода, уподобить общество айсбергу, у которого 2/5 находится над водой, а 3/5 — под ней. Чтобы ориентироваться в такой сложной жизненной системе, знать, что в ней происходит, и использовать это знание в собственной деятельности, необходимо опираться на научные представления, теории, доказательства. Их созданием занимаются сегодня многие социально-гуманитарные науки. Одна из наиболее популярных среди них — социология [1, c.9].
Особое значение придается
факторам и институтам социализации, наиболее
важные из них: 1) биологические (в частности,
биологическая наследственность индивида);
2) психологические (влияние на процесс
социализации темперамента, характера,
способностей формирующейся личности
и т. п.); 3) социальные (экономические, политические,
в частности государственное устройство,
культурные).
В качестве основных институтов
социализации функционируют: семья, дошкольное
детское учреждение, школа, компания сверстников,
трудовой коллектив, социокультурная
общность. Первоначальным
и очень важным из этих социальных
агентов является семья, представляющая
собой не только первичную группу (по терминологии
американского социолога Ч. Кули), характеризующуюся
тесными, непосредственными связями и
сотрудничеством и
заключающую в себе тот особый тип сопереживаний
и взаимного отождествления, для которого
«мы» является естественным выражением,
но и естественную модель, микромир широкого
социального макромира. В силу своей относительной
устойчивости и стабильности, наличия
эмоционально насыщенных взаимодействий,
основанных на дружбе и любви,
наличия определенной организации в ней
человеческого общежития с определенными
правилами, обязанностями, нормами поведения,
соответствующей системой ценностей и
оценок, семья получает широкие возможности
для формирования личности как
живой целостности, как существа индивидуального
и одновременно социального. Школа является вторым
важнейшим агентом социализации, ибо она
выводит передачу знаний, умений и навыков
за пределы первоначального непосредственного
контакта родителей и детей, осуществляет
силами учителя (ряда учителей) продуктивное
обучение и образование
большой группы учеников, передавая им
единые для всех, но индивидуально усваиваемые
каждым знания и ценности, нормы поведения,
необходимые для самостоятельной и
творческой жизнедеятельности личности
в обществе. Важным агентом
социализации является и трудовой коллектив, который специализирует
и профессионализирует социализирующее воздействие
социальной среды на личность, развивая
и поддерживая не только ее приверженность
усвоенным ценностям, нормам, традициям,
но и ее индивидуализированное их воспроизводство, приводящее
к новаторству, к обновлению, расширению
и обогащению социального опыта как
индивида, так и социальной группы (общности).
Очень важную социализирующую роль в формировании
личности выполняет система культуры. Представляя
собой саморазвивающуюся систему
творческой человеческой деятельности
и продуктов этой деятельности в виде
ценностей, норм, правил, образцов поведения,
- культура оказывает определяющее влияние
на формирование и
развитие личности. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский
усматривал важную социализирующую миссию
художественной литературы и в целом культуры
в том, что она делает два шага навстречу
человеку. Первый ее шаг состоит в том, чтобы сделать из
индивида личность, обладающую собственным неповторимым, уникальным
«Я», ибо, прежде чем стать кем-нибудь: крестьянином,
инженером, врачом, писателем и т.п., человек
сначала должен стать самим собой (позже
американский социолог Ч. Кули назвал
это «самостью»). Но если культура ограничится
только этим шагом, то сформировавшееся
«Я» сможет самовозгордиться, вознестись
в своих вожделениях выше всех людей, что проявляется
в индивидуализме, нарцисизме, может даже
в своем самомнении и самовознесении «переступить
закон», т.е. стать преступником. Поэтому,
считал Ф.М. Достоевский, необходим второй
шаг культуры к человеку, заключающийся
в том, чтобы сформировать у него привычку
и потребность относиться к другому человеку
именно как к человеку, уважать
его стремления, мысли, взгляды, убеждения,
его позицию. Только идя таким путем, культура способна сформировать
социально развитую, духовно богатую личность,
в которой органически соединены стремления
к истине, добру и
красоте. Эта идея Ф.М. Достоевского
нашла свое преломление и конкретизацию
в деятельности американских социологов,
поборников культурного детерминизма
(Ф. Боаз, Р. Бенедикт, М. Мид). Р. Бенедикт,
в частности, утверждал, что личности -
это крошечные копии окружающей их культуры,
поэтому «культура- предписание личности».
Обосновывая решающую роль культуры в
социальном становлении индивида, М. Мид
сделала вывод: «культура - это источник
личности».Разумеется, культура
оказывает социализирующее влияние
на формирование личности не обособленно
от других институтов социализации, а
вместе с ними и через них, что резко усиливает
воспитательный результат этого процесса.
Все институты социализации, взаимодействуя
друг с другом, оказывают мощное воздействие на две
основные тенденции в формировании личности
и ее социальном развитии:
1) тенденцию усвоения индивидом социального
опыта, ценностей и норм культуры и 2) тенденцию
творческого их воспроизводства, обогащения
и преобразования в деятельности личности
как активного субъекта общественно-исторического
процесса [2, c. 143].
Существуют следующие
механизмы социализации (по Тарду):
1) Закон подражания (повторения): дети
подражают взрослым, подчиненные – руководителям.
Моды, традиции и ритуалы зиждятся на подражании.
2) Закон противопоставления. Это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения.
3) Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.
Заключение
Институты социализации взаимодействуют между собой в реальной жизни. В действительности все они суммарно, а не каждый по отдельности оказывают воздействие на познавательный процесс, создают тот самый «социальный контекст», который трудно ухватывается в социально-психологических исследованиях, но именно от которого зависит реальный путь освоения человеком социального мира. Своеобразным «полигоном», где взаимозависимость различных социальных институтов в их воздействии на познание может быть прослежена, является процесс социализации. Другая ситуация, раскрывающая возможности такого анализа, - особые периоды в жизни общества, когда ломаются привычные структуры общественной жизни, возникают радикальные социальные преобразования .
Информация о работе Социализация личности. Механизмы и институты социализации