Служебный этикет полицейского: сущность, содержание, основные принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:14, лекция

Краткое описание

Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения юриста при выполнении служебных полномочий (напр. , решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др. ). Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др. ) и эстетической (красота, изящество поведения).

Файлы: 1 файл

Тема9Лекц2СлужЭтикет.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

Воронежский институт МВД России

Кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин

УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры социально-гуманитарных и экономических
дисциплин
полковник полиции

_________________ Ю.С.Протасов 

« ____» ___________2012 г.

План

проведения лекции

по дисциплине «Профессиональная этика и служебный этикет»

 

 

 

 

Тема № 9. Служебный  этикет полицейского: сущность, содержание, основные принципы.

 

 

 

 

 

 

Разработал:

доцент кафедры СГ и ЭД,

доктор социологических наук, доцент,

В.Е. Талынёв

 

 

 

 

Воронеж – 2012 г.

 

Тема № 9. Служебный этикет полицейского: сущность, содержание, основные принципы.

 

Учебные и воспитательные цели:

  1. Раскрыть особенности, значение, сущность, содержание и основные принципы служебного этикета полицейского.
  2. Обосновать актуальность изучения сотрудниками органов внутренних дел основ служебного этикета полицейского и необходимость его соблюдения.
  3. Воспитывать у курсантов чувство необходимости выполнения требований служебного этикета полицейского как важнейшей составляющей профессионального мастерства специалиста правоохранительной деятельности.

Время: 2 часа

Учебные вопросы  и расчет времени:

1.

Организационная часть

3 мин.

2.

Учебные вопросы:

 

3.

Предмет, нормы и особенности  служебного этикета.

45 мин.

4.

Виды, задачи, принципы и социальные функции служебного этикета.

40 мин.

5.

Заключительная часть

2 мин.


Литература:

Основная:

  1. Современные проблемы профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел: учебно-методическое пособие / Морозова Н. М. и др.; Воронежск. ин-т МВД России. - Воронеж: ВИ МВД России, 2012. - 127 с.
  2. Профессиональная этика сотрудников ОВД / Составитель Харламов А.Н. – Воронеж: ВИ МВД России, 2007. – 150 с.
  3. Этикет сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие / С. Е. Кораблев. - Воронеж: ВИ МВД России, 2005. - 156 с.
  4. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. - М.: Б.И., 2009. - 48 с. 

 

Дополнительная:

  1. Аврамцев В.В. Профессиональное общение в деятельности юриста. - Нижний Новгород, 2000.
  2. Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы // Социс. 2005, № 2.
  3. Бычков В.В. Эстетика / В.В. Бычков. – М.: Гардарики, 2004. – 556 с.
  4. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие / Под общ. ред. Е.В. Охотского. - М.: Изд-во РАГС, 2006.
  5. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессиональная этика государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март Т», 2000.
  6. Мирзоян А. П. Мир этикета: энцикл. / А.П.  Мирзоян - 2-е изд. - Челябинск: Урал Л.Т.Д., 2001. - 405 с.
  7. Сафьянов В.И. Этика общения / В.И. Сафьянов. - М.: Юнити, 2001. – 346 с.
  8. Современный этикет: Золотые советы и правила. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 223с.
  9. Соловьев Э.Я. Современный этикет: Деловой протокол  / Э.Я. Соловьев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2001. – 272 с.
  10. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: учеб. пособие : доп. М-вом образования и науки РФ / Г. М. Шеламова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 188 с.
  11. Энциклопедия этикета. - М.: РИПОЛ Классик, 2004. - 640 с.
  12. Этика / Кондрашов В.А.; Эстетика / Чичина Е.А.: Учеб. пособие для вузов / В. А. Кондрашов. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 509 с.

 

 

Тезисы лекции

Введение 

1. Предмет, нормы и особенности служебного этикета.

Служебный этикет юриста - устойчивый порядок поведения  юриста при выполнении служебных полномочий (напр. , решении юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др. ).

Этикет имеет  правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др. ) и эстетической (красота, изящество поведения).

Этическое и  эстетическое в юриспруденции (с учетом их специфики), как и в иной науке, составляют неразрывное целое. Любое общественное явление, поступок или мотив человеческой деятельности обладают одновременно эстетической и этической ценностью (значением) и могут быть оценены:

как прекрасное или безобразное (область эстетики);

как добро или  зло (область морали).

Правовая эстетика рассматривает две важные проблемы, которые позволяют уяснить и  развить эстетическую культуру юриста-практика:

1. качества эстетических  форм (прекрасное, безобразное и т. п. ), вызывающих то или иное положительное или отрицательное воздействие на юриста в процессе его профессиональной деятельности;

2. выяснение  общих принципов организации  всей системы юридической практики  в соответствии с требованиями эстетики (идеал, эстетический вкус и т. п).

Эстетическая  культура юриста - это система эстетических требований как результата овладения  прекрасным, проявляющихся в форме (внешняя сторона) и содержании (внутренняя сторона) поведения юриста при выполнении профессиональных полномочий.

Эстетическая  культура юриста - результат нравственно-эстетического  воспитания личности юриста, призванного обеспечить всестороннее обогащение его духовного мира, сознательное отношение к общественному долгу и служебному этикету, развитое чувство прекрасного, помогающее восприятию и выполнению норм и правил правовой этики и деонтологии.

Эстетическая  культура юриста раскрывается через  анализ специфического - эстетического - проявления ценностного отношения юриста к себе, своей профессии, коллегам, клиентам.

Можно выделить три основные сферы эстетического  познания юриста, раскрывающие его  эстетическую культуру:

разнообразные факторы и явления окружающей действительности, созданные природой и самим человеком;

деятельность  юриста, его работа "по законам красоты";

внутренняя и  внешняя эстетическая культура работников юридического труда, а также произведения искусства (музыка, литература, живопись и др.), которые переживаются юристом  и вызывают соответствующие психофизиологические изменения.

По мере изменений  условий жизни человечества, роста  образований и культуры одни правила  поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Требования этикета  в юридической практике приобретают  особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Он выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах. Строгое соблюдение правил служебного этикета - важное условие высокой этической и эстетической культуры поведения юриста.

Специфика юридической  деятельности такова, что юристу ежедневно  приходится сталкиваться с большим количеством людей и поэтому очень трудно выбрать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист во время осуществления своей профессиональной работы.

Основные этико-эстетические правила взаимоотношений между  юристом и иными участниками решения юридического дела:

Чувство такта - чувство эмоционального сопереживания  с каждым из участников решения юридического дела.

Чувство такта  помогает определить должную меру в  выражениях и поступках.

Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, умение юриста корректно обойти по возможности вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.

Важно постоянно  помнить, что соблюдение этикета  и проявление такта - неотъемлемая часть  духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных, так как грубость и несдержанность роняет не только его авторитет, но и порождает конфликтные ситуации в коллективе.

Чувство такта  должно проявляться в различных формах делового общения юриста:

повседневное  служебное общение (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т. д. );

специфические формы служебного общения (руководитель и подчиненные, между коллегами);

экстремальные формы общения (во время обыска, задержания ит. п. );

невербальные  и неспецифические формы общения (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т. п. ).

Эти и другие формы делового общения юриста требуют  своих принципов, правил и норм, которые раскрывают и дополняют чувство такта. Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение нелепых вопросов, чрезмерной настойчивости и т. п.

Вежливость - внешнее  проявление доброжелательности, обращение  по имени и отчеству, душевное расположение.

Любезность - готовность оказать услугу тому, кто в этом нуждается. Точность - своевременность  выполнения обещанного или порученного  дела.

Высокая самоорганизованность – планирование деятельности и действия, направленные на выполнение плана и др.

Формула успеха юриста может быть представлена так:

G = (x + y + z) K,

где G - успех,

х - компетентность (профессионализм),

у - работоспособность,

z - умение быть  сдержанным,

К - коэффициент  такта (обаяния).

Нормы этикета, в отличие  от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются  люди с двойным стандартом поведения : один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных  мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.

 

2. Виды, задачи, принципы и социальные функции служебного этикета.

Различают несколько  видов этикета, основным из которых  являются:

- придворный  этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

- дипломатический  этикет - правила поведения дипломатов  и других официальных лиц при  контактах с друг другом на  различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

Информация о работе Служебный этикет полицейского: сущность, содержание, основные принципы