Словесно-логические игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:12, реферат

Краткое описание

Дошкольное детство - это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Вступая в разнообразные отношения с окружающим, осуществляя практическую деятельность, ребенок познает и запоминает многие предметы. Большое значение при этом имеет речевая деятельность детей. Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает, которыми оперирует, в том случае, когда он их называет. Следует отметить, что память делится на два основных вида: произвольную и непроизвольную. Качественные изменения в памяти ребёнка – это переход от непроизвольных к произвольным её процессам.

Файлы: 1 файл

словесно-логические игры в детском саду.docx

— 24.82 Кб (Скачать)

1

Дошкольное  детство - это период интенсивного развития всех психических процессов, которые  обеспечивают ребенку возможность  ознакомления с окружающей действительностью. Вступая в разнообразные отношения с окружающим, осуществляя практическую деятельность, ребенок познает и запоминает многие предметы. Большое значение при этом имеет речевая деятельность детей. Ребенок лучше запоминает предметы, которые воспринимает, которыми оперирует, в том случае, когда он их называет. Следует отметить, что память делится на два основных вида: произвольную и непроизвольную. Качественные изменения в памяти ребёнка – это переход от непроизвольных к произвольным её процессам. Произвольная память характеризуется прежде всего тем, что она направлена на запоминание определенных объектов, связана с тем, что человек ставит перед собой цель запомнить — вспомнить. С точки зрения способов произвольное запоминание делится на механическое и логическое. Механическое запоминание основано на многократных повторениях без проникновения в сущность предметов и явлений. Воспитание логической памяти предполагает развитие мыслительной деятельности детей. Научить детей думать — это значит научить их анализировать, т. е. выделять в предметах определенные свойства и признаки; сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие; осуществлять обобщение, объединяя различные объекты по каким-либо общим признакам; классифицировать, т. е. группировать предметы и явления на основании произведенного обобщения и т. д. Большое значение в развитии у детей логической памяти принадлежит речи. На специальных занятиях для лучшего запоминания детям предлагалось подбирать к словам картинки. Затем они должны были вспомнить по картинкам те слова, к которым их подбирали.

Оказалось, что успешное воспроизведение слов наблюдалось в том случае, если, устанавливая связь между словом и картинкой, ребенок мог ее словесно сформулировать (от детей требовалось  словесное обоснование своего выбора). Например, подбирая к слову кошка картинку с изображением собаки, ребенок приводил такое объяснение: «Это потому, что кошка тоже домашнее животное и тоже маленькое». Если же, подбирая к словам близкие по смыслу картинки (к слову обед — изображение тарелки, к слову кошка — изображение собаки), ребенок не мог словесно обосновать свой выбор, то он затруднялся и в воспроизведении потом этого слова. Однако словесное обозначение смысловой связи доступно лишь детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Важным способом логического запоминания, который  доступен детям дошкольного возраста, является классификация.  Итак, классификация — это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове — названии группы — общих признаков. Классификация, следовательно, содержит в себе такие операции, как соотнесение, обобщение и обозначение.

    Наибольшие трудности в овладении классификацией испытывают дети младшего дошкольного возраста.

   Дети 5 лет значительно быстрее и легче осваивают классификацию, чем дети младшего дошкольного возраста, хотя вначале они также недостаточно хорошо группируют картинки по содержанию. Особенно легко овладевают они операцией отнесения, т. е. умением относить картинки к заданным им группам.

   Все старшие дошкольники научились самостоятельно намечать группы классификации, мысленно распределять по ним картинки, т. е. осуществлять классификацию с опережающим словесным обобщением.

 

2

 

 

    Большое внимание в детском саду должно быть уделено усвоению детьми обобщенных названий. С обобщающими словами дети знакомятся на занятиях, во время экскурсий и бесед, в быту при выполнении ими трудовых поручений, в процессе игровой деятельности. При этом они узнают многочисленные общие названия (игрушки, животные, посуда, одежда, обувь, мебель, фрукты, овощи, деревья, цветы и т. д.).   И овладение общим понятием предполагает работу мысли детей в двух направлениях: от единичного к общему (корова, лошадь, собака - это животные) и от общего к единичному (животные - это корова, лошадь, собака и т. д.). После определенного количества игр, в которых дети осуществляли практическое действие отнесения и группировки, следует вводить различные словесные игры, где дети действуют уже в форме внешней речи, опираясь на имеющиеся у них знания. Но и в этих играх обобщающее слово вначале указывается воспитателем. В игре «Назови, что знаешь» детям предлагается раскрывать то или иное родовое понятие. Аналогично содержание игры «Продолжай». Для усиления игровой ситуации время на обдумывание может ограничиваться (например, воспитатель считает до трех, затем участник платит фант за неправильно сказанное слово) В игре «Кто больше назовет» дети называют растения поля, леса, огорода, сада; домашних и диких живот ных, птиц, рыб и т. д.

За правильный ответ ребенок получает фишку, победителем  становится ребенок, набравший большее  количество фишек. В этой игре, как  и во всех других, воспитатель должен особенно внимательно и терпеливо  относиться к детям робким, неуверенным, молчаливым, вовлекая их в игру и  побуждая их к активной мыслительной деятельности и произвольному воспроизведению.

Запоминанию обобщающих слов и упражнению детей  в операциях отнесения и обобщения  служит игра «Будь внимательным»: «Воспитатель спрашивает у детей можно ли ездить на машине, затем он просит перечислить, на чем еще можно ездить. Дети перечисляют: «На автобусе, троллейбусе, трамвае» и т. д.

После этого  воспитатель читает рассказ и  предлагает детям хлопать в ладоши, когда они услышат названия средств передвижения.

Используя описанную  игровую ситуацию, можно варьировать  названия групп и отдельных предметов.

В играх «Что вам нужно»?, «Нужно - не нужно» также происходит закрепление обобщенных названий и усвоение детьми содержания тех или иных родовых понятий. Игру «Нужно - не нужно» Е. И. Удальцова описывает следующим образом: «Дети сидят полукругом. Ведущий говорит: «Я хочу засадить огород. Капуста нужна?» Дети отвечают: «Нужна». Затем ведущий называет неогородное растение. Кто из детей ошибется и скажет нужно, когда надо сказать не нужно, платит фант. Очевидно, что эта игра может быть видоизменена с целью употребления различных обобщающих слов. В игре «Что вам нужно?» у детей вырабатывается умение самостоятельно находить слова, входящие в заданное родовое название.

В игре «Что вы задумали?» дети могут загадывать предметы из разных групп. Отгадывающему  ребенку сообщается, что задумано, например предмет из мебели, и затем  дается описание этого предмета. Для  того чтобы правильно ответить, ребенок  вспоминает известную ему мебель и соотносит описание с имеющимися у него представлениями.

В играх «Назови  правильно» или «Не ошибись» дети сидят или стоят в кругу, ведущий  бросает мяч и называет соответствующее  слово. Ребенок, поймавший мяч, называет соответствующий единичный предмет, например: «животное - собака»; «игрушка - кукла» и т. д. Поскольку в игре используются два или несколько родовых названий, то это повышает у детей интерес к игре, а вместе с тем предъявляет значительные требования к их мышлению и памяти.

 

     Для того чтобы научиться объединять картинки одним словом, ребенку недостаточно лишь воспринимать ответ другого, ему нужно самому действовать, отыскивать предметы соответствующей группы и называть их один за другим.

     Дальнейшей задачей педагога является научить ребенка находить те общие признаки, по которым предметы могут быть отнесены к одной группе, т. е. научить их операциям самостоятельного обобщения и обозначения.

    В играх с «Чудесным мешочком», «Угадай, что в мешочке» в мешочек помещаются предметы какой-либо группы (или овощи, или игрушки, или машины, или животные и пр.). Вначале воспитатель поясняет детям (затем можно обходиться и без такого предварительного пояснения): «У нас в чудесном мешочке лежит то, что мы едим. Что же это такое? Как это одним словом называется?» Своим вопросом воспитатель вносит элемент загадочности, занимательности. Затем вызывает ребенка, он достает один предмет за другим, называет каждый из них и дает группе обобщающее название. Или дети вызываются по очереди, и каждый достает лишь один предмет, в остальном игра протекает таким же образом.

В игре «Угадай, что в мешочке» узнавание каждого  предмета производится на ощупь, после  этого дети угадывают, как называется группа.

Игра «Назови  одним словом» по содержанию аналогична предыдущей, только здесь дети сами не создают группу, практически не действуют, а называют обобщающим словом уже готовую совокупность однородных предметов. Эта игра рекомендуется  детям с целью употребления и  усвоения ими обобщенных названий, и ее следует использовать наряду с теми играми, в которых ребенок  сам практически образует группу однородных предметов.

      После того как дети научатся хорошо группировать предметы или картинки, с ними проводят различные словесные игры на обобщение и классификацию. В игре «Назови одним словом» воспитатель перечисляет несколько однородных предметов (например, корова, свинья, теленок, лошадь), ребенок должен быстро найти соответствующее родовое название.

   В играх «Назови, что знаешь», «Продолжай» воспитатель называет какой-либо один предмет, а дети должны припомнить другие предметы этой группы. Например, воспитатель произносит слово роза, каждый ребенок по очереди быстро называет известный ему цветок. Прежде чем перейти к другой группе однородных предметов, воспитатель, обращаясь к кому-либо из детей, спрашивает: «Какая группа?» - и тот должен назвать обобщающим словом те предметы, которые перечислялись до него. Затем педагог называет предмет из иной группы, и игра продолжается. Важно следить за тем, чтобы требование обозначить группу каждый раз обращалось к другому ребенку. Это требование может предъявляться в различной форме: «Не продолжай, группу называй» и т.п. Игровая ситуация очень активизирует детей.

   В этой игре упражняются внимание, память, мышление ребенка. Этим же целям служит дидактическая словесная игра «Что это?» или «Не ошибись». Ведущий называет единичный предмет, а ребенок в ответ должен указать соответствующее обобщающее слово, например: капуста - овощ, кукла - игрушка, стол - мебель и т. д. Эти же игры можно проводить с мячом. Дети стоят по кругу. Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит слово, обозначающее предмет, а ребенок, поймавший мяч, отвечает родовым названием, например: пальто - одежда, лиса - животное и т. д.

 

3

 

    Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью  словесных игр у детей воспитывают  желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает  активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Игра становится методом обучения и принимает  форму дидактической, если в ней  четко определены дидактическая  задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять.

  С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития

Прежде чем  начать игру, необходимо вызвать у  детей интерес к ней, желание  играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора  на игру, напоминания об игре, в которую  дети охотно играли раньше. Воспитатель  должен так направлять игру, чтобы  незаметно для себя не сбиваться  на другую форму обучения – на занятия. Секрет успешной организации игры заключается  в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как  деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что  их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.

   Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

  В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра не терпит принуждения, скуки.

    Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, приучать детей пользоваться своими знаниями в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей, чтобы их знания не лежали мертвым грузом.

Научить ребенка  думать, приучить его к умственному  труду – нелегкая задача, стоящая  перед педагогом. Педагогу необходимо помнить, что умственный труд очень тяжел.

Информация о работе Словесно-логические игры