Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:33, курсовая работа
Термин скриботерапия (от лат.: scribio — «писать» и therapia —
«лечение»), имея в виду, что в переписке отражаются как воздействие
консультанта (психотерапевта) на клиента, так и вербальное и невербальное
самовыражение клиента
Термин скриботерапия (от лат.: scribio — «писать» и therapia — «лечение»), имея в виду, что в переписке отражаются как воздействие консультанта (психотерапевта) на клиента, так и вербальное и невербальное самовыражение клиента.
Естественно, лучшим вариантом "скриботерапии" будет консультационная или психотерапевтическая переписка обычным письмом от руки, но сейчас возможна работа и по E-mail или соц. сети, это самая анонимная, доступная, и недорогая, и в тоже время довольно эффективная психологическая помощь и психотерапия при различных психологических, эмоциональных проблемах и расстройствах личности на сегодняшний день.
В наиболее общем виде работу консультанта-психолога (психотерапевта), занимающегося скриботерапией, то есть работающего с письмом, можно разделить на два этапа: (1) психодиагностика и (2) консультирование или психотерапия. Коротко остановимся на каждом из них.
Опыт, накопленный на
сегодняшний день практической
психологией и психотерапией, в
том числе опыт нашего центра,
позволяет говорить о
Во-первых, письмо дает
достаточно большую
а) подробнейшее изложение
истории психологического
б) стиль изложения, характер
построения фраз, само содержание
письма позволяют не только
разобраться в проблеме
в) зачастую в письмах
имеются и прямые указания
на предшествующую
Во-вторых, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы, такие как проективные техники, исследование продуктов творчества: рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов. Могут быть использованы и некоторые графические показатели: характер почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т.п., дающие, на наш взгляд, вспомогательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах.
Контент-анализ, более приемлемый для исследования писем от группы людей со сходными психологическими проблемами, может быть использован и как вспомогательное средство диагностики в работе с единичным клиентом, если с таковым ведется продолжительная переписка. Например, уменьшение в тексте таких категорий анализа, как слова, описывающие негативные эмоции, проблемы личности, и замена их на единицы положительного плана может косвенно свидетельствовать об эффективности скриботерапии. Ниже приводятся примеры из писем клиентки И., датируемые разными числами*. Письмо от 09.04.93: "Я их достала своим присутствием", "тоска", "очень больно", "потенциальный суицид". Письмо от 20.05.93: "Все-таки ты для меня довольно часто — врач... Скорей даже не врач, а лекарство. А наше общение своеобразный наркотик". Письмо от 04.06.93: "Я уже почти справилась с собой..., по Глобе я получилась очень плохая "дочь Луны"... Чуть не расплакалась. А потом подумала: а, по фиг! А зато я "добрая колдунья" и "драгоценная собеседница"". Письмо от 12.11.93: "Хорошо, что хорошо..., радуюсь..., видимо, я научаюсь любить людей. Кто любит, мудр".
Перспективным для скриботерапии представляется и фоносемантический анализ текстов
1) Пересказ—цитирование того, что было написано клиентом.
2) Уточнение — обращение к нему с просьбой что-то дополнить, разъяснить. Например: «Поясните, пожалуйста, что Вы имели в виду». Здесь возможно использование 12 вопросов метамодели, типа: «Как?», «Что именно?» и т.п. Скажем, клиент сообщает: «Я не могу рассердиться». Метавопросами здесь могут быть следующие: «Что Вам мешает рассердиться?», «Что случится, если Вы рассердитесь?».
3) Дальнейшее развитие
мыслей собеседника —
4) Сообщение о восприятии
консультантом состояния
5) Сообщение о восприятии
консультантом самого себя и
своих чувств в данной
6) Замечания о ходе
письменного диалога (при получении
повторных писем). Например: «Я думаю,
что мы с Вами нашли ряд
вариантов разрешения проблемы»
Эти приемы мало
отличаются от тех, что используются
в социально-психологическом
Принцип психологической
поддержки клиента, обязательного
предоставления ему обратной
связи мы используем и в
письмах с запросами на
Если же мы приходим к мысли
о необходимости более глубокой психотерапевтической
работы с данным клиентом, то следующим
моментом является выбор и применение
конкретной психотерапевтической тактики,
берущей начало от одного из традиционных
психотерапевтических направлений: психоаналитического,
бихевиористского или экзистенциально-
Стоит обратить внимание
и на некоторые специфические
особенности, отличающие консультативно-
Использование скриботерапии
(консультативно-
1. Дистантность помощи во многих случаях затрудняет диагностику, не позволяет опереться на невербальные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных сообщений.
2. При осуществлении переписки
затрудняется рефлексия
3. Известно, что многие
невротические проявления
Переписка в этом случае служит лишь начальным, передаточным звеном к помощи непосредственной — к работе лицом к лицу.
Список используемой литературы:
1.Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи: Буклет. СПб., 1996.
2. Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса, 1992.
3. Черепанова Н.Ю. Фоносемантический аспект суггестии // Фоносемантика и прагматика: Тезисы докладов Всероссийской конференции. М., 1993.
4. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.
5. Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М., 1984.