Скриботерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Термин скриботерапия (от лат.: scribio — «писать» и therapia —
«лечение»), имея в виду, что в переписке отражаются как воздействие
консультанта (психотерапевта) на клиента, так и вербальное и невербальное
самовыражение клиента

Файлы: 1 файл

Термин скриботерапия.docx

— 18.77 Кб (Скачать)

Термин скриботерапия (от лат.: scribio — «писать» и therapia — «лечение»), имея в виду, что в переписке отражаются как воздействие консультанта (психотерапевта) на клиента, так и вербальное и невербальное самовыражение клиента.

Естественно, лучшим вариантом "скриботерапии" будет консультационная или психотерапевтическая переписка обычным письмом от руки, но сейчас возможна работа и по E-mail или соц. сети, это самая анонимная, доступная, и недорогая, и в тоже время довольно эффективная психологическая помощь и психотерапия при различных психологических, эмоциональных проблемах и расстройствах личности на сегодняшний день.

В наиболее общем виде работу консультанта-психолога (психотерапевта), занимающегося скриботерапией, то есть работающего с письмом, можно разделить на два этапа: (1) психодиагностика и (2) консультирование или психотерапия. Коротко остановимся на каждом из них.

 Опыт, накопленный на  сегодняшний день практической  психологией и психотерапией, в  том числе опыт нашего центра, позволяет говорить о следующих  диагностических возможностях скриботерапии.

 Во-первых, письмо дает  достаточно большую психодиагностическую  информацию:

 а) подробнейшее изложение  истории психологического страдания, многих побудительных причин, мотивов, действий разных лиц и т.д. на  нескольких листах, а порой и  не в одном письме раскрывает  проблемы клиента, его личность  больше, чем единичный телефонный  контакт или очная консультация. Например, от одной нашей клиентки  мы получили в течение месяца 4 письма, подборку стихотворений  и несколько рисунков;

 б) стиль изложения, характер  построения фраз, само содержание  письма позволяют не только  разобраться в проблеме клиента, но и уловить явную психопатологическую  симптоматику. Например, один из  наших корреспондентов, мужчина  преклонного возраста, инвалид II группы, живущий в доме инвалидов, жалуется на преследование бывшей сожительницы, которая якобы, занимаясь проституцией, зарабатывает у турков и немцев по 200 долларов и подкупает пьяниц избивать его ("дабы все смеялись надо мной"); подкуплена у нее и милиция, которая его "уберет", а если это произойдет, "то у ней эти гробовщики и труп мой не увезут на кладбище, а выбросят дорогой". Нет сомнений, что в данном случае можно говорить о паранойяльном синдроме;

 в) зачастую в письмах  имеются и прямые указания  на предшествующую госпитализацию  в психиатрических учреждениях.

 Во-вторых, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы, такие как проективные техники, исследование продуктов творчества: рисунков, стихотворений, прозаических произведений клиентов. Могут быть использованы и некоторые графические показатели: характер почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т.п., дающие, на наш взгляд, вспомогательную информацию об эмоциональном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах.

Контент-анализ, более приемлемый для исследования писем от группы людей со сходными психологическими проблемами, может быть использован и как вспомогательное средство диагностики в работе с единичным клиентом, если с таковым ведется продолжительная переписка. Например, уменьшение в тексте таких категорий анализа, как слова, описывающие негативные эмоции, проблемы личности, и замена их на единицы положительного плана может косвенно свидетельствовать об эффективности скриботерапии. Ниже приводятся примеры из писем клиентки И., датируемые разными числами*. Письмо от 09.04.93: "Я их достала своим присутствием", "тоска", "очень больно", "потенциальный суицид". Письмо от 20.05.93: "Все-таки ты для меня довольно часто — врач... Скорей даже не врач, а лекарство. А наше общение своеобразный наркотик". Письмо от 04.06.93: "Я уже почти справилась с собой..., по Глобе я получилась очень плохая "дочь Луны"... Чуть не расплакалась. А потом подумала: а, по фиг! А зато я "добрая колдунья" и "драгоценная со­беседница"". Письмо от 12.11.93: "Хорошо, что хорошо..., радуюсь..., видимо, я научаюсь любить людей. Кто любит, мудр".

 Перспективным для  скриботерапии представляется и фоносемантический анализ текстов

1) Пересказ—цитирование  того, что было написано клиентом.

2) Уточнение — обращение  к нему с просьбой что-то  дополнить, разъяснить. Например: «Поясните, пожалуйста, что Вы имели в  виду». Здесь возможно использование 12 вопросов метамодели, типа: «Как?», «Что именно?» и т.п. Скажем, клиент  сообщает: «Я не могу рассердиться». Метавопросами здесь могут быть следующие: «Что Вам мешает рассердиться?», «Что случится, если Вы рассердитесь?».

3) Дальнейшее развитие  мыслей собеседника — письменное  изложение подтекста, сообщенного  клиентом (в рамках высказанного  им смысла), выдвижение гипотез  относительно причин произошедшего  или дальнейшего хода событий. Например: «Возможно, в этом случае  Вы сделаете...»

4) Сообщение о восприятии  консультантом состояния клиента, зеркальное отражение его чувств. Например: «Видимо, Вы этим очень  огорчены».

5) Сообщение о восприятии  консультантом самого себя и  своих чувств в данной ситуации. Например: «Меня беспокоит, что мы  с Вами...»

6) Замечания о ходе  письменного диалога (при получении  повторных писем). Например: «Я думаю, что мы с Вами нашли ряд  вариантов разрешения проблемы».

 Эти приемы мало  отличаются от тех, что используются  в социально-психологическом тренинге  и очном. Но их применение в  скриботерапии имеет свою специфику. Например, при пересказе выбираются лишь главные, ключевые слова, фразы для выражения отношения консультанта к отдельным частям текста. Широко используется подчеркивание, выделение большими буквами, восклицательные знаки и т.п.

 Принцип психологической  поддержки клиента, обязательного  предоставления ему обратной  связи мы используем и в  письмах с запросами на юридическую, врачебную и другую помощь  для снятия негативного эмоционального  фона, обязательно присутствующего  в такого типа посланиях. После  этого часто следует конкретная  рекомендация обратиться к соответствующему  специалисту (юристу, терапевту и  т.п.) с указанием нескольких конкретных  адресов и телефонов.

Если же мы приходим к мысли о необходимости более глубокой психотерапевтической работы с данным клиентом, то следующим моментом является выбор и применение конкретной психотерапевтической тактики, берущей начало от одного из традиционных психотерапевтических направлений: психоаналитического, бихевиористского или экзистенциально-гуманистического. Впрочем, в последнее время мы все больше склоняемся к терапевтическому эклектизму, к синтетическому подходу в консультировании и психотерапии. Спектр конкретных техник достаточно широк: от косвенной суггестии до парадоксальной интенции. Все они известны и поэтому не являются предметом нашего обсуждения.

 Стоит обратить внимание  и на некоторые специфические  особенности, отличающие консультативно-психотерапевтическое  письмо от письма обычного  или делового. Мы считаем, что  письмо в обязательном порядке  должно писаться от руки, а  не печататься, например, на машинке  — это делает контакт между  клиентом и консультантом более  доверительным и близким. Важным  является черновой вариант письма, который консультант (психотерапевт) может прочитать и внести необходимые  коррективы.  Черновик также дает возможность вспомнить уже написанное при получении повторного письма.

Использование скриботерапии (консультативно-психотерапевтической переписки) в работе социально-психологических центров чрезвычайно перспективно, так как расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не менее скриботерапия как консультативно-психотерапевтическая методика имеет и ряд ограничений:

1. Дистантность помощи во многих случаях затрудняет диагностику, не позволяет опереться на невербальные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных сообщений.

2. При осуществлении переписки  затрудняется рефлексия консультантом (психотерапевтом) своих собственных  действий; часто оы: н остается вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента.

3. Известно, что многие  невротические проявления требуют  прямого психотерапевтического  действия врача или психолога.

 Переписка в этом  случае служит лишь начальным, передаточным звеном к помощи  непосредственной — к работе  лицом к лицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи: Буклет. СПб., 1996.

2. Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса, 1992.

3.  Черепанова Н.Ю. Фоносемантический аспект суггестии // Фоносемантика и прагматика: Тезисы докладов Всероссийской конференции. М., 1993.

4. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.

5. Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М., 1984.

 


Информация о работе Скриботерапия