Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:35, курсовая работа
Британский нейрофизиолог Брайан Баттерворт получил доказательства того, что неспособность производить математические вычисления (дискалькулия) является признаком болезни и встречается гораздо чаще, чем дислексия - нарушение чтения.
Профессор Баттерворт обследовал 1500 детей на Кубе, где дискалькулия признается медицинскими властями, и выяснил, что от 3 до 6% детей обладают признаками этого заболевания. В то время как проблемы с чтением испытывают в среднем 2,5 - 4,3% учащихся детей.
Симптоматика
дискалькулии и акалькулии.
I. Британский нейрофизиолог Брайан Баттерворт получил доказательства того, что неспособность производить математические вычисления (дискалькулия) является признаком болезни и встречается гораздо чаще, чем дислексия - нарушение чтения.
Профессор Баттерворт обследовал 1500 детей на Кубе, где дискалькулия признается медицинскими властями, и выяснил, что от 3 до 6% детей обладают признаками этого заболевания. В то время как проблемы с чтением испытывают в среднем 2,5 - 4,3% учащихся детей.
По словам ученого, дискалькулия не получает должного внимания со стороны учителей и властей и редко диагностируется у детей. А если дискалькулия и выявляется, то таким учащимся трудно помочь, ведь в отличие от дислексии, благотворительных фондов, которые помогают больным с таким расстройством, нет.
Однако,
говорят специалисты, неспособность
производить расчеты может
II. Дискалькулия (лат. dis — отделение, calculia — счёт) — недоразвитие способностей к вычислительным операциям, патологическая затрудненность при выполнении вычислительных операций. Частота встречаемости дискалькулии в школьной популяции составляет примерно 5%. Дискалькулии встречается одинаково часто среди представителей обоих полов.
Выделяется два основных типа неспособности к вычислениям в зависимости от степени недоразвития и возраста, в котором она проявилась: акалькулия и дискалькулия.
Под акалькулией обычно понимаются трудности, приобретенные во взрослом возрасте человеком, который ранее не испытывал никаких трудностей при выполнении вычислительных операций и который сохраняет общие умственные способности. Акалькулия часто сопутствует сложным неврологическим заболеваниям (например, болезни Альцгеймера). Приобретенная или посттравматическая акалькулия является приобретенной неспособностью к вычислениям, развивающейся в результате травмы головного мозга, произошедшей на фоне нормальных общих математических способностей.
Под дискалькулией
обычно понимается специфическая форма
неспособности к обучению, а именно неспособность
к математике, являющаяся характеристикой
развития ребенка. В этиологии дискалькулии
важная роль принадлежит нарушению функционирования
систем головного мозга (преимущественно
левого полушария), результатом которого
является недоразвитие вычислительных
способностей.
Согласно
современному представлению о дискалькулии,
по крайней мере некоторые из ее форм имеют
генетическую этиологию. Результаты выполнения
вычислительных операций ребенком, страдающим
дискалькулией, значительно ниже уровня,
характерного для его возраста. Расстройства
как взрослого так и детского возрастов
характеризуются трудностями счета и
другими отклонениями, включающими неспособность
идентифицировать и выполнить некоторые
арифметические операции (например, сложения
или вычитания) и неспособность правильно
идентифицировать цифру и ее символику
(значение).
1. Арифмерия (неспособность оперировать числами) представляют собой расстройства, развивающиеся при отсутствии нарушений восприятия. Этот подтип описывает узких круг расстройств, связанных с нарушением процессуальных вычислительных способностей.
2. Цифровая алексия (неспособность распознавать цифры) диагностируется у людей, не имеющих возможности правильно опознавать или записывать цифры. В большинстве случаев, цифровая алексия сопровождается словесной алексией (неспособностью распознавать буквы). Цифровая алексия также известна под названием афазическая акалькулия.
3.Пространственная акалькулия характеризуется затруднениями, возникающими у человека при восприятии или зрительной организации арифметических проблем. Такой больной, например, характеризуется тем, что, выполняя вычислительное действие, он игнорирует часть задания, написанную на правой стороне листа. Однако этот же больной способен с легкостью выполнить счетное действие в уме в случае восприятия задания на слух. Таким образом, оба расстройства (цифровая алексия и пространственная акалькулия) включают аспекты нарушения зрительного восприятия.
4. Олигокалькулия (генерализованная дискалькулия) представляет собой общую неспособность, вызывающую расстройство широкого спектра математических функций. Олигокалькулия часто сопровождается умственой отсталостью в то время как остальные формы дискалькулии развиваются при сохранном уровне интеллекта.
5. Вербальная дискалькулия описывает случаи, когда вычислительные операции могут успешно выполняться, но при этом больной неспособен называть числа, символы, количества, понятия или математические операции. Одним из наиболее распространенных симптомов вербальной дискалькулии является неспособность к выполнению простой задачи пересчета.
6. Практогностическая
(апраксическая) дискалькулия характеризуется
неспособностью к использованию абстрактных
математических символов при выполнении
операций с объектами. Такие больные неспособны
пересчитать объекты или проранжировать
объекты на основе их размеров, форм, пространственных
характеристик или количества в группе.
7. Неспособность к концептуализации арифметических функций, основанных на операциях с символами (например, плюсом и минусом), уравнений и математических выражений, является ведущим симптомом лексической или цифровой дискалькулии. Эта форма дискалькулии часто сочетается с другими типами неспособности к математике и неспособности к обучению (например, неспособностью к чтению — см. дислексия). Предполагается, что лексическая дискалькулия является результатом нарушения визуально-пространственных процессов.
8. Графическая дисклькулия (графическая дислексия) характеризуется неспособностью конвертировать вербально предъявленную цифру в ее графический символ, заменить словесное представление чисел их символами или даже просто скопировать написанное число. Часто, однако, подобные люди способны конвертировать символическую репрезентацию числа в его словесную форму.
9. Идеогностическая дискалькулия (диссимболия) представляет собой неспособность к овладению основоположных математических понятий и их связей с другими понятиями. Например, страдающие идеогностической дискалькулией неспособны овладеть даже простыми операциями сложения.
10. Операциональной дискалькулией называется неспособность аккуратно применять математические операции. Найденные решения математических задач либо являются ошибочными в результате неправильного применения математических операций, либо, если решения правильны, являются случайным продуктом применения неадекватных математических операций. Операциональная дискалькулия считается наиболее труднодиагностируемой, поскольку логика, используемая больным при выполнении математических операций, является труднодоступной.
11. Псевдодискалькулия
представляет собой недоразвитие математических
способностей, возникающее в результате
необразованности, отсутствия мотивации
учиться, академического отставания или
неадекватности обучающих программ. На
поведенческом уровне псевдодискалькулия
может проявляться в формах, сходных с
акалькулией и дискалькулией, но при этом
этиологически им не соответствовать,
то есть не являться следствием травмы
головного мозга или нарушений функционирования
головного мозга, проявляющимися в процессе
развития. Дискалькулия диагностируется
с помощью специальных тестов математических
способностей и тестов достижения. Поскольку
этиология происхождения дискалькулии
не установлена, медицинские методы лечения
не применяются. Единственный эффективный
метод на сегодня — специальная индивидуализированная
поведенческая и педагогическая терапия.
III. Общие симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях:
Другими словами, счет в пределах десятка для ребенка не составляет трудностей, но действия с более крупными цифрами уже для него не доступны. Ребенку трудно осмыслить структуру числа, не может соотнести число с его цифровым обозначением. Из-за этого, ребенок, например, не ориентируется в показаниях часов, ему с трудом дается запоминание дат, чисел, формул, не поддаются такие предметы, как черчение, физика, химия.
При обнаружении симптомов, необходимо обращать на эту проблему более пристальное внимание. Математика неразрывно связана с нашей жизнью и ребенку будет достаточно трудно проводить математические задачи и вычисления, когда он вырастет. Это может стать препятствием для получения хорошего образования или причиной не сложившейся карьеры.
Кроме
того, у ребенка, в связи с отрицательным
опытом, из-за непоследовательности обучения,
отсутствия уверенности в себе развивается
«математическая фобия».
Используемые интернет – ресурсы:
1. http://gomeovra4.ru/
2. Е. Л. Григоренко
http://slovari.yandex.ru/~книг
3. http://www.moipodruzhki.ru/