Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

шпора конфликт.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

Особенностью внутриполитического конфликта является борьба того или иного слоя общества за свой политический интерес. Среди внутриполитических выделяют классовые конфликты, конфликты между политическими партиями, конфликтны между политическими группировками.

 

42. Технология предупреждения конфликтов

Предупреждать конфликт можно двумя формами поведения: влияя на свое поведение и воздействуя на психику оппонента.

Что можете лично вы:

1. уметь оценивать ситуацию как предконфликтную.

С этой целью составляется карта потенциального конфликта, т.е. карта, отражающая устремления сторон в конфликтной ситуации. Эта же карта позволяет и структурировать существующий уже конфликт для того, чтобы определить эффективность той или иной стратегии в конфликте:

2. После такого анализа необходимо принять решение о принципиальном участии или неучастии в конфликте.

Необходимо следовать следующим принципам:

1. не идти на конфликт, если не уверены, что оппонентом правильно поняты ваши мотивы.

2. Снижать по возможности личный фон устойчивой тревожности и агрессии (многочисленные тренинги)

3. Избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении и перевозбужеднии. (суточные колебания)

4. Чаще практиковать в конфликтных ситуациях сотрудничество, компромисс, избегание и уступку. Сначала это трудно, но со временем ваше Я начнет воспринимать это поведение как естественное.

5. Не давать предварительных оценок и не ожидать единственно желаемого результата.

Способы и приемы воздействия на оппонента:

1. Не требуйте от окружающих того, что они не в состоянии дать (не в состоянии, а не «не хотят»). Учитывайте способности и возможности людей. Ставьте реальные сроки.

2. Не перевоспитывайте человека (до 5 лет). Все новое в природе и обществе создается достаточно медленно. Если вас в человеке не устраивает какая-либо черта характера, имеются две стратегии по ее устранению: вы начинаете периодически указывать ему на эту черту, говорить, что она мешает вам и другим членам коллектива, или в ходе беседы, сделав человеку комплемент, вы мягко говорите ему о недостатке, подчеркивая, что с ним вполне можно жить, но без него человек стал бы еще лучше. Вы не стремитесь заставить человека, а стремитесь сформировать у него убеждение, что что-то нужно сделать.

3. Оценивайте психологическое состояние партнера по общению и избегайте острых тем, если оно нестабильно.

4. Занимайте твердую позицию по отношению к проблеме и мягкую по отношению к оппоненту.

5. Заранее информируйте людей о ваших решениях, затрагивающих их интересы.

6. Не увеличивайте число обсуждаемых проблем в ходе беседы.

Процесс эффективного общения в предконфликтной ситуации непосредственно связан с уровнем рациональности поведения. Известно, что всплеск эмоций в предконфликте обязательно переводит его в конфликтную фазу. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий предупреждения конфликт.

Существует большое число техник эмоционального контроля.

Одна из таких техник – визуализация. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-то.

Вторая техника – заземление. В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии. Затем вы представляете себе, что эта энергия спускается вниз и спокойно уходит в землю.

Еще одна техника предлагается Д.Скоттом. Это проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и уничтожаете проекцию (это дает выход желанию насильственных действий) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

Еще один способ – очищение энергетической ауры. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что так вы очищаете энергетическую оболочку тела.

Все эти способы действуют только на уровне вашей психики и, безусловно, не претендуют на реальное энергетическое воздействие. Однако конфликт – это продукт вашей психической деятельности. Поэтому бороться с ним необходимо по его же правилам и на его территории.

Если вас упорно втягивают в нежелательный конфликт, лучший способ не вступить в него – прибегнуть к технике анализа. Задавайте себе вопросы: «Почему он так себя ведет? Чего он хочет на самом деле?» Ищите ответ. Если вам удастся его найти, вы почувствуете себя выше конфликта. Но даже и в случае неудачи вы отстранитесь от ситуации. Однако ваш оппонент не должен догадаться о проделываемых манипуляциях. Такая тактика называется еще рационализацией эмоций. Закрепите ее глубоким дыханием. Когда человек волнуется, кислород перестает поступать в тормозящие отделы мозга. Вспомните фразу: «Дышите глубже! Вы взволнованы».

Не используйте конфликтогены.

 

37. Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтах в детском возрасте

Традиционные программы обучения «миролюбивому» поведению в конфликтах, в зависимости от возраста детей, могут включать в себя обсуждение деструктивных и конструктивных стратегий взаимодействия в конфликтах, негативных последствий использования силы и преимуществ переговорных моделей, а также практи­ческие формы активного обучения.

Обучение может осуществляться с лю­бого возраста с поправкой на возрастные возможности детей. Японские воспитатели считают, что конфликты между детьми могут стать эффективным инструментом воспитательного процесса. По их мнению навыкам общения нужно обучать и в случае необ­ходимости корректировать поведение детей, иначе у ребенка могут закрепиться та­кие формы поведения, которые могут стать помехой в его отношениях с окружаю­щими и окажутся деструктивными для его собственного развития. И начинать фор­мирование отношений в группе следует с достаточно раннего возраста. Уже у годо­валых детей фактически возникают противоречия между потребностями собственного «Я» и потребностями другого, вызывающие конфликтные ситуации. В этот период «конфликты», возникающие между детьми, довольно типичны: дети не могут поде­лить понравившуюся им игрушку, даже если в руках у них одинаковые предметы, они стремятся к обладанию чужой вещью; дети бьют или толкают друг друга, час­то просто с целью привлечения внимания партнера, и т. д. Японские воспитатели успешно использовали приемы игрового научения детей рукопожатию и просьбе об игрушке, понравившиеся детям и заменившие прежние «конфликтные» формы их взаимодействия. С двухгодовалого возраста идет «языковое» освоение конфликта, детей учат выражать свое мнение и свои потребности в конфликтных ситуациях словами, постепенно формируя у них навыки конструктивного взаимодействия.

В более старшем возрасте проблемы во взаимодействии детей, равно как и в ра­боте воспитателей с детьми, могут возникать вследствие того, что дети не выполня­ют свои обязанности в группе, не соблюдают принятые нормы и правила поведения и т. д. По мнению японских воспитателей, в таких случаях целесообразно устраи­вать обсуждение возникших конфликтных ситуаций. Фактически детей учат анали­зировать конфликты, понимать причины их возникновения и искать конструктив­ные способы выхода из сложных ситуаций взаимодействия. В четырехлетнем воз­расте дети в состоянии распределять обязанности по группе, обсуждать и договариваться о порядке их выполнения.

Главный принцип описываемого подхода японских воспитателей - не следует закрывать глаза на противоречия и конфликты, которые неизбежно возникают в группах детей, их надо учитывать, анализировать, обсуждать вместе с детьми. Кон­фликты - при правильном к ним подходе - могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей; «присутствие трудных детей в коллективе в определенной степени способствует общему разви­тию группы, воспитанию группового сознания, укреплению товарищеских отноше­ний, но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу.

Таким образом, научение конструктивным навыкам поведения в конфликте, воз­можно, не имеет возрастных границ. Уже в возрасте пяти лет дети понимают природу возникающих между ними конфликтов, в возрасте восьми лет они способны аргументировать свою позицию и выдвигать контраргу­менты.

К. Фопель выпустил книгу под названием «Как научить детей сотрудничать?». Это сборник интерактивных игр, направленных, по выражению автора, на развитие «эмоционального интеллекта» детей, предназначенный педагогам и пси­хологам.

Среди прочих разделов, посвященных агрессии и гневу, достижению успеха, об­щению, самооценке и др. в сборник включены и упражнения по разрешению про­блем и конфликтов.

 

22. Психологическое консультирование

Консультирование - это совокупность процедур, направ­ленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относитель­но профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и меж­личностных отношений. Ψ консультирование - профес­сиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации. К этим проблемным ситуациям относятся экзистенциальные кризисы, межлич­ностные конфликты, семейные затруднения, проблемы профессионального выбора. В качестве основного отличия психологического консультирования от психотерапии подчеркивается, что «пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы», однако тут же отмечается, что сегодня границы между психотерапией и консультированием стираются. Авторы «Психотерапевтической энциклопедии» считают что в ПК можно выделить три ос­новных подхода: 1)  проблемно-ориентированное консультирование направлено на анализ проблемы и ситуацию, внешние причины ее возникновения; 2)  личностно-ориентированное консультирование предполагает анализ личностных детерминант возникновения проблемы у человека и ра­боту с ними; 3)  решение-ориентированное консультирование направлено, как явствует из его названия, на решение проблемы, поиск ресурсов и вариантов ее решения.

Ф. Холлис предлагает следующую классификацию техник, используемых в кон­сультировании и социальной работе. Во-первых, это техники, которые могут быть названы поддерживающими процедурами. Они включают в себя такие действия, как демонстрация интереса, желания помочь, понимания, признание возможностей и компетентности клиента, успокаивание его относительно тех проблем, которые вы­зывают у него тревогу и вину. Это наиболее универсальные техники, применяемые фактически во всех видах практической работы. Во-вторых, это процедуры прямого влияния, среди которых наиболее часто ис­пользуются предложения и советы. В ситуациях социальной работы сотрудник мо­жет высказать свое мнение относительно тех действий, которые стоит предпринять клиенту. Применение техник этого вида не столь универсально, оно более связано с особенностями консультируемого случая, и их эффективность, по мнению Холлис в высокой степени зависит от наличия сильной позитивной связи между клиентом и консультантом. Третья группа - это те действия консультанта, которые могут быть названы катарсическими, или проясняющими. Они направлены на помощь клиенту в проявлении и выражении его чувств, эмоционально тяжелых воспоминаний, также способствуют снижению напряжения.

Следующая категория приемов широко обозначается как рефлексивное рас­смотрение актуальной ситуации человека. Она включает в себя: приемы, направленные на описание клиентом своей ситуации, ее экономичес­ких, социальных, физических и других аспектов, людей, с которыми он связан; приемы, имеющие своей целью прояснение того, что человек думает по поводу своих действий, своего поведения, последствий, и направленные на обсуж­дение возможных альтернативных стратегий поведения, использование дос­тупных ресурсов, его отношений с людьми, с которыми он связан; побуждение человека к рефлексивному отражению своих чувств, установок, представлений, которые могут не вполне осознаваться, быть невербализованными или не рассматриваться как значимые; побуждения к анализу соб­ственных действий или реакций, которые могут не соответствовать ситуации или создавать проблемы; действия, направленные на уточнение отношений клиента и консультанта. Все эти приемы, или «техники», обязательно используются, хотя бы частично, при работе консультанта с любым случаем.

Пятая категория методов включает в себя процедуры, направленные на побуж­дение клиента к рефлексии и осознанию внутренних детерминант динамики его ре­акций, на осознание взаимосвязи между различными аспектами его поведения, на осознание его искажений реальности или неадекватных реакций и т.д. Эта группа методов также ориентирована на осознавание человеком своей субъективности, взаимосвязей различных аспектов своего поведения и внутренних реакций и т.д., но, в отличие от предыдущего, «в историческом плане» - ранее интернализованных спо­собов реагирования, которые становятся частью актуальной ситуации. Все эти при­емы, в большей или меньшей степени используемые при работе с разными «случая­ми», в конечном счете «работают» на понимание того, как человек воспринимает свою жизненную ситуацию - его реальную ситуацию, его способ реагирования на нее и их взаимосвязи.

Ψ консультирование сегодня - это своего рода со­бирательное понятие для обозначения разных видов и приемов психологической по­мощи людям; его непросто дифференцировать не только от психотерапевтической работы, но и от других видов психологической помощи - среди которых специалисты упоминают «советы», «информирование», «прямое действие», «обучение» и «системные изменения. Считается, что консультирование релевантно случаям, когда «проблемы клиента не носят "встроенный" характер, т.е. являются следствиями не его развитых внутренних ригидных невротических паттернов, а скорее обуслов­лены давлением внешних факторов». Для ПК характерно более пристальное внимание к ситуациям, которые иногда обо­значаются как «давление социальной реальности». В явном или скрытом виде цели ПК часто связываются с расширением адаптацион­ных возможностей человека: это проявляется, в том числе, и в использовании выра­жений типа «улучшение функционирования», «усиление эффективности» и т. д. Че­ловек обращается за психологической консультацией, потому что у него возникают проблемы. Эти проблемы могут переживаться как межличностные затруднения: кон­фликты в семье, на работе, с другими людьми. Человек сам не может справиться с возникшей ситуацией, он хочет понять, что делать, как выйти из этой ситуации, как добиться понимания со стороны другого или, может быть, воздействовать на него и т. д. Переживаемые трудности в этом случае, как правило, описываются как интер­персональная ситуация - т. е. описание отношений, взаимодействия, поведения сто­рон и т. д. Эти конфликты интерпретируются как возникающие «проблемы с други­ми», решение которых требует изменений в интерперсональной плоскости отноше­ний и взаимодействия.

Проведенный анализ дает осно­вания для понимания процесса психологического консультирования в ситуациях пере­живаемых клиентом конфликтов как Ψ помощи в диалоге человека с другими. Если принять позицию, согласно которой при консультирова­нии проблемы клиента имеют не «встроенный» характер и в большей мере обусловлены «давлением социальной реальности», то это «давление» всегда проявляется в интерперсональном контексте, в отношениях со «значимыми дру­гими», в конфликтах с которыми и «персонифицируется» это «социальное давление». В этом смысле ПК это всегда Ψ помощь человеку в поиске его взаимопонимания с «другими», работа с «человеком-в-ситуации». В пользу этого свидетельствует и анализ литературы по проблемам консультирования, в том числе и описания конкретных случаев работы.

 

10.Становление и развитие конфликтологии как науки

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"