Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:29, реферат
Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".
12. Память, её виды. Способы развития памяти. Мнемотехника.
Память – процесс запоминания, сохранения, воспроизведения, переработки и забывания человеком разнообразной информации. Основные функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти: 1) деление памяти по времени сохранения материала; 2) по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В 1 случае выделяют: 1) мгновенную (связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без к.-л. переработки полученной информации; длительность от 0,1 до о,5 с. Это память-образ). 2) кратковременную ( способ хранения ин-ии в течение короткого промежутка времени; длительность ~ 20 с. Сохраняется не полный, а обобщенный образ воспринятого). 3) оперативную (память, рассчитанная на хранение ин-ии в течение определённого, заранее заданного срока; в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней; срок хранений сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи; этот вид –промежуточный между кратковременной и долговременной памятью). 4) долговременную (память, способная хранить ин-ю в течение практически неопределенного срока; ин-я, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты). 5) генетическую (память, в которой ин-я хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству; единственная память, на которую невозможно оказать влияние через обучение и воспитание). Во 2 случае говорят о: 1) зрительной (память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов; предполагает развитую у человека способность к воображению). 2) слуховой (хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков). 3) двигательной (представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение многообразных сложных движений). 4) эмоциональной (память на переживания; участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеч. отношениях; то, что у человека вызывает эмоцион-е переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок). 5) осязательная, 6) обонятельная и 7) вкусовая память (особой роли в жизни человека не играют; их роль сводится к удовлетворению биологич. потребностей человека, связанных с безопасностью и самосохранением). По характеру участия воли память делят на непроизвольную и произвольную. Способы наилучшего запоминания: 1) повторение; 2) временное кодирование (отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов); 3) осмысление и группировка материала; 4) сравнение; 5) ассоциации.
13. Личность и её структура в системе социальных отношений.
Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Структура личности по К.Платонову: 1) биологич. подструктура (задатки, особенности высшей нервной деят-ти, св-ва темперамента; половые, возрастные св-ва личности и т.д.) формируется путём тренировки; 2) подструктура форм отражения (познават. процессы, психич. фун-ии) формируется путём упражнения; 3) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки) приобретается путём обучения; 4) направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения (включает в себя направленность, отношения, моральные черты, мотивацию; формируется путём воспитания). Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы соц. связей и отношений. Стадии социализации: 1) первичная социализация – стадия адаптации; 2) стадия индивидуализации; 3) стадия интеграции; 4) трудовая стадия; 5) послетрудовая стадия.
14. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».
Человек – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудие труда и пользоваться ими в процессе жизнедеятельности. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека; это понятие характеризует отдельно взятого человека; в процессе социальных отношений индивид превращается в личность. Личность – человек в совокупности социальных приобретённых качеств. Личность - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека, которая выражается в наличие разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера.
15. Темперамент и тип высшей нервной деятельности.
Темперамент – те врождённые особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоц. Возбудимости, уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической жизни. Нейротизм – эмоциональная устойчивость. Интроверсия – обращённость сознания человека к самому себе. Экстраверсия – обращённость сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма по Гансу Айзенку:
уровень нейротизма
МЕЛАНХОЛИКИ +13 ХОЛЕ+РИКИ
АМБАВЕРТЫ
ИНТРОВЕРСИЯ 12 17 + ЭКСТРАВЕРСИЯ
ФЛЕГМАТИКИ
(эмоц. устойчивые)
Холерик – слабая нервная система, эмоц. неустойчивый тип, открытый, коммуникабельный; неуравновешен; трудоспособный, агрессивный, подвижный. По Гиппократу: желчь. Сангвиник – сильный тип нервной системы, уравновешенный; мало что воспринимает близко к сердцу. По Гиппократу: кровь. Флегматик по Гиппократу: слизь. Меланхолик По Гиппократу: черная желчь.
И т.д.
16. Характер, типология характера.
Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер человека-это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая ещё в начале XX века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предприняли его американский коллега У.Шелдон, а в наши дни – Э.Фромм, К.Лионгард, А.Е.Личко и ряд других учёных. Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера: 1) Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник-это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. 2) Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова. 3) Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами. Типология характеров, предложенная немецким учёным К.Леогардом основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: 1) Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выражение жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. Положительные черты людей этого типа – энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Отталкивают люди этого типа обычно своим легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, недостаточно серьёзным отношением к своим обязанностям. 2) Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Отталкивают эти люди обычно своей пассивностью, замедленностью мышления, неповоротливостью, индивидуализмом. 3) Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. 4) Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. 5) Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и подчинённым на работе. 6) Педантичный тип. На службе ведёт себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надёжность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание. 7) Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Нередко располагают следующими привлекательными чертами - дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. 8) Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Обиды носят в себе, не «выплёскивая» их наружу. Привлекательные черты - доброта, сострадательность, обострённое чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты - чрезмерная чувствительность, слезливость. 9) Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется лёгкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и, вместе с тем, склонность к интригам. 10) Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. 11) Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей и знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чём просят, исполнительность. Отталкивающие особенности – подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространение сплетен и слухов. 12) Интровертированный тип. Его характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь.
17. Понятия: мотив и мотивация.
Мотив (побуждение к действиям) – предмет потр-ти, побуждающий деят-ть и определяющий её направленность. Виды мотивов: мотив достижения успехов, мотив избегания неудач, тревожность, потребность в общении (аффиляция), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивность, самооценка. МОТИВАЦИЯ – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (мотивы, потребности, намерения, желания, интересы), так и внешними (стимулы, исходящие из сложившихся ситуаций) причинами. Все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Мотивация поведения человека может быть бессознательной и сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.
18. Основные зарубежные теории личности.
Наиболее известные зарубежные теории личности: 1) типологические(строят типологии); 2) теории черт личности; 3) структурные теории – психоаналитические (изучают человека желающего), когнитивные (изучают человека думающего), гуманистические (изучают человека самоактуализировавшегося); 4) опосредованные (рассматривают личность как момент деятельности, как её продукт). Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями следует считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Одним из первых проявлений крайней, иррационалистической точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла, предложенные в конце XIX и разработанные в начале XX в. В теории З.Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У.Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный, отвращения, самоунижения, самоутверждения. В начале XX в. возникли ещё два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Ч.Дарвина, но также открытиями И.П.Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория нервной высшей деятельности. Иная классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам была предложена А.Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно проявляются и сопровождают личностное взросление следующие 7 классов потребностей: 1) Потребности физиологические (органические). 2) Потребности в безопасности. 3) Потребности в принадлежности и любви (социальные). 4) Потребности в уважении (почитании). 5) Познавательные потребности. 6) Эстетические потребности. 7)Потребности в самоактуализации. Самоактуализация – использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности; это – стремление к самосовершенствованию. Особенности, присущие самоактуализирующейся личности: 1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней; 2) принятие себя и других; 3) проф. увлечённость любимым делом; 4) автономность и независимость от соц. среды; 5) способность к пониманию других людей; 6) различение цели и средства; 7) спонтанность и естественность поведения; 8) чувство юмора; 9) стремление к саморазвитию; 10) готовность к решению новых проблем и задач.
19. Виды общения. Техника и приёмы общения.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в которой реализуются социальные отношения людей. Средства общения: 1) язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения; 2) интонация и эмоц. выразительность; 3) расстояние – в процедуре общения выделяют различную дистанцию. Виды общения: 1) «контакт масок» - формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника; 2) примитивное общение – происходит оценка друг друга, при этом мы оцениваем собеседника как ненужный или мешающий объект; 3) формально-ролевое общение – регламентированы содержание общения, средства общения; учитывается только социальная роль человека; 4) деловое общение; 5) светское общение; 6) манипулятивное общение; 7) духовное общение. Техника общения – способы преднастройки человека на общение с людьми: на 1 этапе – принятие определённой позы, выражения лица, выбор начальных слов и тона высказываний, направленных на преднастройку, определённое восприятие сообщаемого. Приёмы общения: вербальные, невербальные, ролевое общение (руководитель-подчинённый, родитель-ребёнок) и т.д.
20. Классификация малых групп. Динамические процессы в малой группе.
Группа– совокупность людей, выделенная на основе к.-л. одного или нескольких, общих для них признаков. Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2-3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом. Виды малых групп: 1) Условные (номинальные) – группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой гр., случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. 2) Реальные (действительные) – полностью отвечающие определению малой гр. I. Лабораторные (создаются с целью проведения к.-л. научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы; существуют временно - только в лаборатории); II. Естественные (складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора) а) 1. формальные (официальные) – создаются и сущ-т лишь в рамках официально признанных орг-ий); 2. неформальные (неофициальные) – возникают и действуют как бы вне рамок орг-ий. б) 1. слаборазвитые – нет достаточной психологич. общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, чёткого распределения обязанностей, признанного лидера, эффективной совместной работы; 2. высокоразвитые (коллективы, корпорации, н-р). Малые группы могут быть референтными (любая условная или реальная малая гр., к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать) и нереферентными (такая малая гр., психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него). Динамические процессы в малой группе: возникновение, функционирование и развитие малых групп. Коллектив – высокоразвитая малая гр. людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали.