Шпаргалка по дисциплине "Психология"
Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 15:42, шпаргалка
Краткое описание
Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Психология".
Файлы: 1 файл
- Предмет психологии – составляет
содержание внутренней жизни человека
непосредственно данные ему в ощущениях,
образах, мыслях, чувствах и других субъективных
проявлениях. Объект психологии – это
внешние поддающиеся регистрации произвольнее
и не произвольные реакции человека.
- Отрасли психологии(?): Общая
психология изучает познавательную и
практическую деятельность. Социальная
психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности. Возрастная психология исследует психологию в онтогинезе её развития от зачатия человека до его смерти. Педагогическая психология имеет своим предметом психику учащегося и преподователя. Психология труда рассматривает
психику в трудовой деятельности. Психолингвистика.
Медицинская психология исследует психику
в условиях болезни душевной или телесной.
- Наблюдение, самонаблюдение,
эксперимент ( лаб-ый, ест-ый), тест и наблюдение.
- Ощущение- это процесс отражающий отдельные свойства и состояния внешней среды возникающие при воздействии на органы чувств. Экстероцептивные ощущения – привоздействии на рецепторы находящиеся на поверхности тела. Проприоцептивные ощещения – ощущения от рецепторов расположенных на мышцах, сухожилиях. Интероцептивные от рецепторов передающих ощущения об обменных процессах в организме.
- Восприятие – это психический
процесс заключающийся в отражение предмета
или явления в целом ( выды: визуальное, аудильное, осязательное, вкусовое, обонятельное).
- Память- психический процесс заключающийся в закрепление, сохранение и дальнейшем воспроизведение прошлого опыта ( виды: произвольная и не произвольная). Типы: кратковременная память запоминание на 5-7 минут; долговременная обеспечивает длительное хранение информации;
оперативная проявляется в ходе деятельности;
промежуточная обеспечивает сохранение
информации в нужное время.
- Мышление – психический процесс
отражения действительности, высшая форма
творческой активности человека ( выды: наглядно действеннон ; словестно логическое; наглядно образное). Качества: Широта- способность охватить всё целиком; Глубина- умение проникать в сущность сложных вопросов; Самостоятельность- умение самостоятельно решать новые задачи; Гибкость- способность быстро разобраться в новой ситуации и принять решение; Торопливость- не способность дать обдуманное
решение в результате спешки; Критичность-
умение объективно оценивать свои и чужие
мысли.
- Речь- особая, наиболее совершенная форма общения свойственная только человеку ( виды: устная общение людей с помощью произнесения слов; монологическая речь одного человека; диалогическая не менее 2 собеседников; письменная с помощью письменных знаков).
- Воображение- психический процесс создания образа, предмета, ситуации путём перестройки
имеющихся представлений ( виды: активное,
пассивное, продуктивное, репродуктивное).
Приёмы: Аналогия- строится образ в чем-то похожий на реально существующую вещь; Акцентирование- в создаваемом образе какая- либо часть особо выделяется; Преувеличение- распространяется на весь объект/ситуацию.
- Эмоции- это психическое отражение в форме не посредственного переживания жизненного смысла, явлений и ситуаций. Чувства- это устойчивые психические состояния имеющие четко выраженный предметный характер, они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам.
- Воля- это сознательное регулирование человеком своего поведения. Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: осознание цели и стремление достичь её, осознание возможности достижения цели, проявление мотивов утверждающих или отрицающих эти возможности, борьба мотивов и выборов, принятие одной из возможностей в качестве решения, осуществление принятого решения, преодоление внешних припятствий.
- Характер- это индивидуальное сочетание свойств личности показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении ( темперамент является врожденным, а характер приобретённым; темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а характер социальной средой в которой он живёт и развивается).
- Типы акцентуации: Интровертный- свойственна замкнутость, затруднённость общения и т.д; Экстровертный- для него характерна эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности; Не управляемый- свойственна импульсивность, конфликтность, не терпимость к возражениям; Невростенический- проявляется в преобладающем дурном настроении , раздражительности, вспышках гнева; Сенситивный- характеризуется пугливостью, замкнутостью, застенчивостью; Демонстративный-
свойственна лживость, потребность в постоянном
внимании к себе.
- Типы темперамента: Халерик- реагирует на внешний раздражитель быстро и не обдуманно не успевает себя затормозить, доминирующая эмоция гнев. Сангвиник- поступки обдуманны, жизнерадостен, не постоянен в чувствах и интересах, любит лидерство, весел, доминирующая эмоция радость. Флигматик- медленный, спокойный, пассивный, невозмутимый, обладает высокой работоспособностью , характерно спокойное без эмоциональное состояние. Меланхолик- настроение очень изменчиво, тревожен, быстро утомляется нужна смена труда и отдыха, доминирующая эмоция страх, тоска.
- Раннее детство ( от 1 – 3 ) автономная речь ребёнка
быстро трансформируется и исчезает. К
3 годам дети должны осваивать родную речь, в этот период в процесс активного восприятия включается память, мышление наглядно действенное , ведущая деятельность предметно манипулятивная.
- Подростковый период ( с 11-15 лет) связан с перестройкой
организма ребёнка, половым созреванием.
- *
- Человек- это родовое понятие указывающее на существо обладающее члено раздельной речью. Личность- это феномен общественного развития конкретный живой человек обладающий сознанием и самосознанием. Индивидуальность- единство неповторяемых личностных свойств человека, высшее проявление личности.
- Структура общения. Этапы: потребность
в общение; ориентировка в целях и ситуациях
общения; ориентировка в личности собеседника;
планирование содержания своего общения; бессознательно человек выбирает
конкретные средства общения; восприятие
и оценка ответной реакции собеседника,
контроль эффективности общения; корректировка
направления стиля и методов общения.
- Функции общения: коммуникативная- передача информации; перцептивная- восприятие и взаимо понимание людей; интерактивная- взаимодействие людей в группе; Функция координации- организация совместной деятельности; Функция социального контроля- контроль за выполнением социальных норм и правил. Меж группового воздействия; функция аффилиации- чувство принадлежности к определённому социому.
- Виды общения: Контакт масок- формальное общение когда человек не стремится понять своего партнёра; формально ролевое; примитивное общение- оценка другого человека
как нужный или мешающий объект; манипулятивное общение; деловое общение; светское общение; межличностное- связано отношениями симпатии( друзей и близких).
- Средства общения: Вербальные- своеобразная форма деятельности в процессе которой информация передаётся с помощью слов. Не вербальные составляют
от 70% передаваемой информации.
- Виды взаимодействия: делится
на 2 группы сотрудничество и соперничество.
Сотрудничество- предусматривает действия которые способствуют организации совместной деятельности обеспечивающие успешность, согласованность, эффективность. Соперничество- образуют действия которые расшатывают совместную деятельность, создают препятствие на пути к согласию.
- Ролевое взаимодействие- взаимодействие
людей в определённых жизненных ролях,
участники такого взаимодействия выступая в своих социальных ролях проявляют те психологические качества которые свойственны им как личности.
- *
- Механизмы взаимопонимания
в общении: Идентификация- своё восприятие строит как правило на базе своего собственного жизненного опыта. Эмпатия- это мысленный процесс направленный на то что бы понять человека с помощью ощущений, чувств и эмоций. Аттракция-процесс формирования
привлекательности какого-то человека
для воспринимающего, результатом является
формирование межличностных отношений. Рефлексия- мыслительный процесс направленный на анализ, понимание и осознание себя.
- Заражение- это бессознательное, спонтанная форма включения личности в определённые состояния. Источником заражения является носитель эмоционального заряда индуктор. Формы: массовый психоз, спортивный азарт, религиозный экстаз. Внушение- ориентирован на формирование общего психического состояния и побуждений к массовым действиям. Адресовано к эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Основные условия: авторитетность источника, доверие к нему. Подражание- механизм обеспечивающий воспроизводство 1 человеком определённых образцов поведения, которые имеют определённую эмоциональную окраску. Наиболее эффективно реализуется в моде.
- Убеждение- это процесс и результат программно организованного воздействия, это так же система логических доказательств направленная на критически настроенную личность. Эффективность этого воздействия достигается если: содержание и форма убеждения соответствует уровню возрастного развития личности, выглядит последовательным и доказательным, опирается на разум убеждающего его опыт и знания.
- Позиции в общения: Родитель- обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышление. Взрослый- способствует адаптации в нестандартных ситуациях требующих размышлений. Ребёнок- выполняет особые функции отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, не способен самостоятельно решать проблемы.
- Стратегии общения: открытое- закрытое общение; монологическое- диалогическое общение; ролевое ( исходя из соц роли)- личностное ( общение по душам).
- Транссактный анализ- представляет собой психологическую модель служащую для описания поведения человека как индивидуально, так и в составе групп.
- *
- Виды слушания: Активное- на 1 план выступает отражение информации оно не заменимо когда партнёр по общению равен или выше, а так же в конфликтных ситуациях. Пассивное слушание- просто слушать человека и давать ему понять что он не один, что вы его слушаете , понимаете и готовы поддержать. Эмпаническое слушание- позволяет переживать те же чувства которые переживает собеседник, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его.
- Приёмы слушания: Глухое молчание; поддакивание;
эхо-реакция; зеркало; парофраз; побуждение; уточняющие вопросы; наводящие вопросы; оценки и советы; продолжение; эмоции; логические следствия; хамоватые реакции; расспрашивания; принебрежение к партнёру.
- *
- !!!
- Конфликт- это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.
- Типы конфликтов: внутри личностный- борьба с самим собой; межличностный- между 2 личностями; между личностью и группой ; межгрупповой; социальный.
- Стадии протекания конфликта:
пред конфликтная ситуация- у партнёров по общению возникли противоречия; собственно конфликт- противоборство; разрешение конфликта.
- Основные модели поведения
в конфликте: Конструктивная- человек стремится уладить конфликт, нацелен на поиск приемлемого решения, отличается выдержкой и самообладанием, в общении лаконичен и не многословен. Деструктивная- участники конфликта или один из них постоянно стремится к расширению конфликта, принижает партнёра, негативно оценивает его личность, нарушает этику общения. Конформистская- один из участников пассивен, склонен к уступкам, непоследователен в оценка, суждениях, легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов.
- Стратегии поведения в конфликтной
ситуации: Принуждение- тот кто выбирает данную стратегию прежде всего исходит из оценки личных интересов как высоких, а интересы соперника оценивает как низкие. Выбор этой стратегии приводит либо к борьбе либо к установлению хороших отношений. Уход- отличается стремлением уйти от конфлика, характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Уступка- человек стремится уйти от конфликта, направленность на личные интересы низкая, а оценка интересов соперника высокая. Компромис – характеризуется балансом интересов
конфликтующих сторон на среднем уровне,
не портит межличностные отношения более
того способствует их положительному
развитию. Сотрудничество- характеризуется высоким уровнем направленности на собственные интересы и на интересы соперника.
- *
- Этапы разрешения конфликтов:
Аналитический; определение кретериев; выполнение плана решения конфликта; контроль выполнения; анализ результатов.
- Конфликтогены: Прямы проявления превосходства; снисходительное отношение или тон; хвастовство; категоричность; навязывание своих советов; просвещение; требование повышение голоса; попытка самоутвердится за счет позиции превосходства; утаивание информации; нарушение этики
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"