Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 22:45, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы к зачету по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

Общая характеристика речи.docx

— 23.11 Кб (Скачать)

34. Общая характеристика речи.

Речь — это процесс общения людей посредством языка. В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы. И наконец, речь может иметь и психологическую сторону, поскольку в речи часто содержится смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза. Однако не во всякой фразе смысловой подтекст используется в качестве определенной информационной нагрузки. В определенных случаях смысловой подтекст может носить характер латентного (скрытого) смысла. Таким образом, речевое общение — это сложный и многосторонний процесс. И, как пишет А. Н. Леонтьев, всякий акт речи «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств»*. Вполне естественно, что то же самое относится и к пониманию речи.

 

35. Общая  характеристика мышления. Мыслительные  процессы.

Мышлениеесть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Понятием «мышление» обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо; разум является его отличительной чертой. Отражение этого факта в сознании каждого человека обусловливает социальную и личностную значимость мышления. В педагогической науке сформулировано принципиальное положение о том, что одна из ведущих целей всякого образования состоит в формировании мышления, в развитии интеллектуальных способностей учащихся.

оно отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве. В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств. Поэтому мышление определяют как обобщенное отражение действительности. Всякое мышление совершается в обобщениях.Опора на культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность.

связь мышления с действием и речью. «Мышление теснейшим образом связано с действием. действие — это первичная форма существования мышления. Человеческое мышление — это речевое мышление. Мышление неразрывно связано с речью; его становление происходит в процессе общения людей друг с другом.

 

36. Виды  мышления.

Генетическая психология выделяет три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Один из них (первая часть названий) есть та конкретная форма, в которой нужно предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать. Другой критерий (вторая часть названий) — это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир. а) через практическое действие с объектом; б) с помощью образных представлений; в) на основе логических понятий и других знаковых образований.

Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления. На следующем уровне, оперируя логическими понятиями,субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

эмпирического и теоретического мышления

В психологии эти виды мышления обстоятельно изучены и описаны В. В. Давыдовым . эти виды мышления отличаются по целям, средствам, познавательным возможностям, строению, по способу решения задач;

 Наличное бытие-выступает как предмет эмпирического мышления. Но в процессе акта понимания может быть воспроизведено опосредованное, внутреннее, сущностное бытие действительности, которое является предметом теоретического мышления.

 В ходе эмпирического  мышления познаваемый объект  отражается со стороны его  внешних связей и свойств. Результатом эмпирического мышления выступает знание непосредственного в действительности. эмпирическое мышление обеспечивает человеку осознание сходного и различного, позволяет субъекту определять меру сходства и различия, дает возможность группировать предметы по родовидовым отношениям, классифицировать их. Таким образом, основными чертами эмпирического мышления являются его направленность на внешние свойства и связи познаваемых объектов, формальный характер обобщения этих объектов, рассудочность при оперировании общими представлениями. Эти черты обеспечивают решение главной задачи эмпирического мышления — классифицировать и упорядочить познаваемые объекты.

Воспроизвести целостную систему взаимодействия, познать развивающуюся объективную реальность под силу лишь теоретическому мышлению. Возможностями познать внутреннее, существенное, схватить переходы внутри целого, свести воедино несходное, несовпадающее и указать их место и функцию в этом целом обладает теоретическое понятие.

37. Мышление как  решение задач.

Определение мышления как процесса решения задач используется, главным образом, в экспериментальных исследованиях конкретных механизмов познания, при диагностике мышления, при построении развивающей педагогической практики. Решение задачи есть процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств в данных условиях.

Для психологического анализа процесса решения задачи важно знание о наличии или отсутствии в прошлом опыте субъекта готовых средств достижения цели. Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска, создания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления.  Подлинное мышление можно определить как процесс решения творческих задач. Мышление выступает при этом как процесс не только решения, но и постановки задач.

Осознание проблемной ситуации —первый этап разрешения проблемы. На втором — происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу. На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска. На четвертом — появляются гипотезы как предположения о способах решения задачи. Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы, а шестой — ее проверку. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения. Ход и результаты решения задачи существенно различны при эмпирическом и теоретическом мышлении.

38. Общая характеристика  воображения. Механизмы построения  нового образа.

Умение строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового — новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы.Это создание того, что еще не существовало актуально. Воображение является одной из фундаментальных характеристик человеческой субъективности. оно тесно связано с процессами восприятия.

Различие видов воображения производится по степени активности и осознанности человеком создания им новых образов. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение. 
Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы.

гибкость и динамичность. Комбинирование, я акцентирование

процесс воображения состоит в отчленении какого-либо свойства образа от других его свойств и в переносе этого свойства на другой образ.

комбинирование — сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых,более или менее необычных комбинациях.

Частным случаем комбинирования является агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» представлений.

акцентирование —подчеркивание тех или иных черт.

 

39. Общая характеристика  внимания.

Внимание- состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком –либо объекте. К свойствам внимания, к его характеристикам, относят концентрацию, объем, распределение, переключение, устойчивость.

Концентрация внимания - это сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. Концентрация составляет центральную характеристику внимания, его интенсивность.

Объем внимания-количество однородных предметов которое охватывает внимание одномоментно.

Распределение внимания - это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий;

Переключаемость внимания заключается в способности намеренного переноса внимания с одного объекта на другой.

Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания.

  1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И для себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.
  2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

 

40. Общая характеристика  задатков и способностей.

Основным определением человека как субъекта являются его способности. Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-нибудь деятельности. Под способностями понимают свойства или качества человека, делающими его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности.

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Задатки — лишь предпосылки развития способностей.

Способности — наиболее явно выраженные функциональные органы человека, сформированные на основе органических предпосылок. К родовым характеристикам человека относят его способность к труду, к рефлексии, к общению с помощью языка, к саморазвитию.

Способности и умения не тождественны, но они взаимосвязаны.

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"