Школы отечественной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:12, реферат

Краткое описание

На протяжении нескольких десятилетий отечественная психология стояла на принципах деятельностного подхода. Считается, например, что впервые этот принцип был выдвинут С.Л. Рубинштейном в статье 1922 г. "Принцип творческой самодеятельности". Есть и иное мнение, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Л.С. Выготского, написанные в 20-30-е г. прошлого века. Суть этого подхода была изложена известным отечественным психологом П.Я. Гальпериным. Он писал, что деятельностный принцип означает требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней, предметной деятельности субъекта; изучать ее по роли в этой внешней деятельности, которая определяет саму необходимость психики, и ее конкретное содержание, и ее строение; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс, а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации.

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 37.63 Кб (Скачать)

     Постановка вопроса о связи  сознания и деятельности потребовала  раскрытия того, как и где образуется  эта связь. Личность, по Рубинштейну, является основанием этой связи. За кажущейся простотой постановки вопроса о связи сознания и деятельности стоит сложность преодоления отрыва сознания от личности и подстановки его на место личности.

     На первых этапах развития отечественной психологии введение понятия личностного принципа было связано с преодолением идей функционализма, преодоления отрыва личности от сознания и деятельности. На этом этапе основной акцент делался на роли деятельности в развитии личности. Чтобы перейти от представления о личности как накопителе отдельных функций к исследованию личности как таковой, нужно было определить структуру личности.

   Личность  как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство:

  • чего хочет человек (потребности, установки);
  • что может (способности, дарования);
  • что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере).

   Если  раньше (в 30-40-е г.) понятие личности использовалось для реализации принципа единства сознания и деятельности, то теперь в работах "Бытие и  сознание", "Принципы и пути развития психологии" оно соотносится с  понятием детерминизма. С помощью этого принципа нужно было показать специфику психической деятельности, не отрывая от связей с другими явлениями материального мира. Сущность детерминизма определяется Рубинштейном через диалектику внешнего и внутреннего. Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности.

     Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, являются особенности ее включения в более широкий контекст не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. "Сущность человеческой личности, - говорит Рубинштейн, - находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю"

     Эта особенность выражается в понятии "субъект жизни". Это личность в более высоком плане. Личностью в подчеркнуто специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в результате большой сознательной работы.

   Личность  как субъект жизни  имеет три уровня организации:

  1. психический склад - индивидуальные особенности протекания психических процессов;
  2. личностный склад - качества характера и способности;
  3. жизненный склад - нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.

    Особое место в его концепции занимает проблема сознания и самосознания. Рубинштейн противопоставляет свое понимание самосознания идеалистическому, где оно замкнуто на себе. Это понимание самосознания включает отношение к себе, к миру, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности. Не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание проявляется через активность субъекта в отношении к миру.

              

Школа Б.Г. Ананьева (1907-1972) 

    Б.Г. Ананьев виднейший отечественный психолог, автор таких работ, как "Человек как предмет познания", "О проблемах комплексного человекознания". Им было разработано понятие возраста как основной единицы периодизации жизненного пути человека. Он ставил задачу исследовать связи биологических особенностей и социальных достижений личности. Особенностью концепции Ананьева является включение человека в более широкий, чем деятельность, контекст - в контекст человекознания.

        Как и в трудах других отечественных психологов, идея социальной детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центральных мест. Социальный фактор рассматривается им опосредованно, через понятия социального статуса, социальной ситуации, образа жизни и прочее. Он наиболее тщательно исследовал проблему индивидуального развития человека. В этой комплексной проблеме он выделял понятия индивида, личности, субъекта, человека. Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения, предметной деятельности. Подобно тому, как начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности - долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека.

          Б.Г. Ананьев предложил антропологический  подход к исследованию человека, который был реализован с помощью  проведения системных и многолетних  генетических исследований. В этих  исследованиях он показывает, что  индивидуальное развитие - внутренне  противоречивый процесс, зависящий  от многих детерминант. Развитие, согласно Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических функций. Эта интеграция обеспечивается различными механизмами. Структура личности, (например: организуется по двум принципам - субординационному, или иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, и координационному, при котором взаимодействие свойств строится на паритетных началах). Проблема интеграции позволила Ананьеву включить психическое развитие в более широкий контекст - онто-, социо- и персоногенез. 
 

Школа В.Н. Мясищева (1893-1973) 

    В.Н. Мясищев - психолог, психиатр, психотерапевт, разработал психологию отношений. Он подчеркивал, что система общественных отношений формирует субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности. Отношение - одна из форм отражения человеком окружающей его реальности. "Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности" считал  -  Мясищев В.Н.

       Отношения личности - ее потребности, интересы, склонности являются продуктом взаимодействия человека с конкретной средой. Среди видов отношений он называет эмоциональное отношение, интерес и оценочное отношение. "Отношение - сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности" считал - Мясищев В.Н.

        Особый интерес вызывала у него проблема характера. Он определяет его как устойчивую в каждой личности систему отношений к разным сторонам действительности, проявляющуюся в типичных для личности способах выражения этих отношений в ее повседневном поведении.

      В структуре личности  он выделял несколько  планов:

  1. первый - доминирующие отношения личности;
  2. второй - психический уровень, или уровень желаний и достижений;
  3. третий уровень - динамика реакций (или темперамент).

   Источником  нарушений личности, ее патологии  являются проблемы, которые возникают  в процессе установления или реализации отношений в разных сферах деятельности. В.Н. Мясищев предложил новый подход к диагностике и лечению патологий, основой которого стала психология отношений. "Не только при реактивных, а даже при эндогенных заболеваниях нервное, включая психическое, состояние человека зависи от особенностей ее отношений к окружающему миру и связанных с этим реакций на него. Эта психическая вторичная реакция может явиться источником тревожной мнительности и угнетения, а иногда в большей степени определяет декомпенсации, чем первичная болезнь. Напротив, стойкость личности в борьбе с болезнью повышает сопротивляемость организма, содействует рекомпенсации" говорил - Мясищев В.Н. 
 

Школа Д.Н. Узнадзе (1886-1950) 

  Д.Н. Узнадзе - создатель грузинской школы советской психологической науки. Известны такие его работы, как "Экспериментальная педагогика", "Основы экспериментальной психологии", "Психология ребенка", "Психологические исследования". Предметом исследования Д.Н. Узнадзе стала установка как складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана. С помощью установки Узнадзе попытался объяснить собственную активность живого организма и преодолеть "постулат непосредственности".

    Для возникновения установки необходимо одновременное наличие потребности и ситуации. Установка - единство субъективного (потребность) и объективного (ситуация) факторов, она связана с перенастройкой психофизиологических сил и с готовностью действовать определенным образом для удовлетворения конкретной потребности в соответствующих условиях ситуации. Установка рассматривается как определенный момент функционирования потребности.

    Узнадзе различает диффузную установку, возникшую при первичном воздействии и характеризующуюся неопределенностью, не способную направлять активность в определенном направлении, и дифференцированную, фиксированную установку. Он выделял не только качество фиксированности установки, но и ее генерализацию, т.е. распространение на другие, похожие ситуации. Кроме генерализации, свойством установки является иррадиация - повторение установки на разных модальностях.

      Д.Н. Узнадзе придал установке статус общепсихологической категории, с помощью которой объясняется опосредствованное влияние среды на психические феномены, дающее поведению человека изначально активный, волевой и целенаправленный характер.

    Теория установки Д.Н. Узнадзе породила множество дискуссий, которые были отражены и в конкретных научных работах, и в научных дискуссиях, посвященных методологическим и теоретическим проблемам психологии. 
 

Школа В.С. Мерлина (1898-1982) 

  В.С. Мерлин разработал интегральную теорию индивидуальности, в которой   выделял следующие уровни:

  • биохимический;
  • соматический;
  • нейродинамический;
  • психодинамический (уровень темперамента);
  • свойства личности;
  • социальные роли.

   Между этими уровнями существуют не однозначные, а многозначные связи, т.е. свойство одного уровня может быть связано с несколькими свойствами другого уровня.

    В структуре темперамента он различает:

  • экстраверсию - зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
  • тревожность - предрасположение к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;
  • реактивность - интенсивность реакции в ответ на стимул; импульсивность - скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;
  • эмоциональную устойчивость - способность к контролю эмоций;
  • эмоциональную возбудимость - интенсивность эмоциональных переживаний; активность как поведение, направленное на определенные цели;
  • ригидность - неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
 

  Вводя понятие индивидуального стиля деятельности, он имел в виду, что это - своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности. Темперамент, по мнению В.С. Мерлина, нельзя изменить, т.к. он обусловлен генетически, но его, тем не менее, можно компенсировать. Наиболее известные его работы - "Очерк по теории темперамента", "Экспериментальная психология личности", "Очерк интегрального исследования индивидуальности".

Информация о работе Школы отечественной психологии