Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:26, доклад
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Отсюда следует вывод: Школа должна работать на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Аналитические собрания (ориентированные
на разрешение возникающих проблем
педагогического просвещения
Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
Чрезвычайные (по поводу чрезвычайных ситуаций)
Отчетные
Информационно – просветительские
Совместные ( с учениками и родителями)
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
Знакомство родителей с
Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
Обсуждение организационных
Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Алгоритм подготовки родительского собрания
Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывают:
возрастные особенности детей;
преобладание типов семей;
уровень образованности и заинтересованности родителей;
проблемы классного коллектива;
цели и задачи учебно–воспитательного процесса, стоящие перед школой.
Подготовительная работа:
изучение научно – методической литературы;
анализ документации;
проведение микроисследования;
определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
объявление за 2 – 3 недели о родительском собрании учащимся;
запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
приглашение родителей и других его участников;
привлечение родителей и других его участников;
привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
оформление и оборудование места проведения собрания.
Рекомендации по проведению родительского собрания:
оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
оно должно носить как теоретический. Так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
Структура проведения родительского собрания:
1) Информация общего характера
(достижения и перспективы
2) Анализ развития детей за определенный период:
личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми, данные диагностик);
учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
3) Обсуждение конкретной проблемы
(просвещение родителей,
Внеучебная проблема:
выделяем существующую (возникшую) проблему;
определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше. Смотрим на проблему с разных сторон);
предпринимаем попытку ее теоретического развития, осуждаем любые варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести), определяем участников разрешения данной проблемы и распределяем ответственность между ними.
Учебная проблема:
выделяется характер затруднений детей при освоении учебного курса;
анализируется причины затруднений;
идет совместное обсуждение6 сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;
даются методические советы по коррекции учебной деятельности (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);
лучше взять одну, но конкретную проблему и проработать ее досконально (!).
4) Принятие решения собрания.
5) Индивидуальные консультации с родителями.
Семь правил успешного проведения родительского собрания
Уважайте!
Помогайте!
Объясняйте!
Доверяйте!
Учитесь!
Спрашивайте!
Благодарите!
Важно! Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Правила поведения классного
Снять собственное напряжение перед встречей с родителями. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Модель взаимодействия школьного
психолога с родителями может
быть представлена в виде трех основных
направлений кризисное
В рамках трех основных направлений
взаимодействия психолога с родителями
выделены виды деятельности, классифицированные
по типу психолого-педагогического
вмешательства. Основными видами деятельности
психолога в плане кризисного
вмешательства являются индивидуальное
и семейное консультирование. Психопрофилактическая
деятельность психолога может быть
представлена в виде индивидуального
консультирования, семейного консультирования
и психолого-педагогического
Все направления деятельности школьного психолога являются значимыми для осуществления сотрудничества между родителями и школой, однако, степень их влияния на становление личности учащегося и успешность его обучения в школе неодинакова. Развивающий подход к взаимодействию психолога с родителями является ведущим и отражает партнерские, равноправные отношения между субъектами общения.
Информация о работе Школа и родители: Пути, проблемы взаимодействия