Школа и родители: Пути, проблемы взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:26, доклад

Краткое описание

Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Отсюда следует вывод: Школа должна работать на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

Файлы: 1 файл

школа и родители. пути, проблемы взаимодействия.docx

— 27.41 Кб (Скачать)

Аналитические собрания (ориентированные  на разрешение возникающих проблем  педагогического просвещения родителей).

 Итоговые собрания (направленные  на подведение итогов работы  класса за определенный период  времени: четверть, полугодие, год).

Комбинированные собрания (включающие  в себя задачи всех предыдущих видов  собраний). Практика свидетельствует  о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей. 

Чрезвычайные (по поводу  чрезвычайных ситуаций)

Отчетные

Информационно – просветительские

Совместные ( с учениками и родителями)

Родительское собрание включает в  себя  шесть обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с  результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов  – предметников.

Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь  могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.

Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).

Рефлексия. В конце родительского  собрания родители оценивают его  значимость, актуальность, полезность.

Личные беседы с родителями.

 

Организуя родительские собрания, можно  придерживаться следующих принципов:

родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе;

тема собрания должна учитывать  возрастные  особенности детей;

собрание должно носить как теоретический, так и практический характер  (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);

классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;

родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;

каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений  и полезную информацию, которую можно  использовать  во благо ребенку.

Алгоритм подготовки родительского  собрания

Выбор темы и формы проведения родительского  собрания учитывают:

возрастные  особенности детей;

преобладание типов семей;

уровень образованности и заинтересованности родителей;

проблемы классного коллектива;

цели и задачи учебно–воспитательного процесса, стоящие перед школой.

 

Подготовительная работа:

изучение научно – методической литературы;

анализ документации;

проведение микроисследования;

определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и  приемов организации работы его  участников;

объявление за 2 – 3 недели о родительском собрании учащимся;

запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;

приглашение родителей и других его участников;

привлечение родителей и других его участников;

привлечение к его подготовке членов родительского комитета;

оформление и оборудование места  проведения собрания.

 

Рекомендации  по проведению родительского собрания:

оно должно просвещать родителей, а  не констатировать ошибки и неудачи  детей в учебе;

оно должно носить как теоретический. Так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;

оно не должно заниматься обсуждением  и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.

Структура проведения родительского  собрания:

1) Информация общего характера  (достижения и перспективы развития  школы, изменение плана, предстоящие  мероприятия, планируемые расходы:  зачем и почему). Отдельно –  благодарность тем родителям,  которые помогли классу и школе.

2)  Анализ развития детей за  определенный период:

личностные изменения (проблемы, возникающие  между детьми, данные диагностик);

учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).

3) Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение  родителей, повышение их психолого – педагогической компетенции).

 

Внеучебная проблема:

выделяем существующую (возникшую) проблему;

определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше. Смотрим на проблему с разных сторон);

предпринимаем попытку ее теоретического развития, осуждаем любые варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные  последствия (к чему это может  привести), определяем участников разрешения данной проблемы и распределяем ответственность  между ними.

Учебная проблема:

выделяется характер  затруднений  детей при освоении учебного курса;

анализируется причины затруднений;

идет совместное обсуждение6 сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;

даются методические советы по коррекции  учебной деятельности (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);

лучше взять одну, но конкретную проблему и проработать ее досконально (!).

4) Принятие решения собрания.

5) Индивидуальные консультации  с родителями.

Семь правил успешного проведения родительского собрания

Уважайте!

Помогайте!

Объясняйте!

Доверяйте!

Учитесь!

Спрашивайте!

Благодарите!

 

Важно! Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.

Классный руководитель не диктует  правильное решение, а стимулирует  к его поиску коллектив родителей. 

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

Снять собственное напряжение перед  встречей с родителями. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.

Убедить родителей в том, что  у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

Постараться понять родителей, правильно  определить наиболее волнующие проблемы.

Словом и делом помочь родителям  находить оптимальные пути и способы  решения проблемных ситуаций, формировать  у них уверенность в том, что  в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку  и помощь других учителей.

Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и  благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать  счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Модель взаимодействия школьного  психолога с родителями может  быть представлена в виде трех основных направлений кризисное вмешательство, психопрофилактика, развитие и обучение

В рамках трех основных направлений  взаимодействия психолога с родителями выделены виды деятельности, классифицированные по типу психолого-педагогического  вмешательства. Основными видами деятельности психолога в плане кризисного вмешательства являются индивидуальное и семейное консультирование. Психопрофилактическая  деятельность психолога может быть представлена в виде индивидуального  консультирования, семейного консультирования и психолого-педагогического просвещения. Развитие и обучение родителей может  происходить с помощью проведения родительских тренингов. Выделенные направления  деятельности не являются автономными; при определенных условиях происходит трансформация одного направления  деятельности в другое.

Все направления деятельности школьного  психолога являются значимыми для  осуществления сотрудничества между  родителями и школой, однако, степень  их влияния на становление личности учащегося и успешность его обучения в школе неодинакова. Развивающий  подход к взаимодействию психолога  с родителями является ведущим и  отражает партнерские, равноправные отношения  между субъектами общения.

 

 


Информация о работе Школа и родители: Пути, проблемы взаимодействия