Сенситивный период для развития и укрепления характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:25, реферат

Краткое описание

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о чертах, характерных для данного человека.
"Характер" - в этом понятии исходно содержится сложная внутренняя диалектика.

Файлы: 1 файл

реф1.docx

— 32.78 Кб (Скачать)

Введение

     Каждый  человек отличается от любого другого  своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о чертах, характерных для данного человека.

     "Характер" - в этом понятии исходно содержится  сложная внутренняя диалектика.

     Мы  используем его для определения  человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми.

     Наша  задача, выявить какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражают это  понятие? Слово "характер" употребляется нами постоянно и повсеместно, поэтому наша цель, как можно шире раскрыть это понятие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие о характере.

     Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о  его характере ( от греч. Character-печать, чеканка). В психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.

     Главная особенность характера как психологического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям. Например, основные черты характера могут  обнаруживаться в особенностях деятельности, которой человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные  и трудные виды деятельности, для  них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают более простые занятия. Для одних существенно то, с  какими результатами они выполнили  ту или иную работу, удалось ли им при этом превзойти других, а для  остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что  справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества. Поэтому когда определяют характер человека, то говорят не о том, что  такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, а что  этот человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные характеристики поступков  человека приписываются самому человеку. Однако характерными можно считать  не все особенности человека, а  только существенные и устойчивые. Например, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

     Характер  является прижизненным образованием и  может трансформироваться в течение  всей жизни. Формирование характера  самым тесным образом связано  с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как  формируется определенный уклад  жизни человека, формируется и  его характер. Следовательно, образ  жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера. 

  1. Формирование  характера

     Формирование  характера происходит в различных  по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, спортивная команда, трудовой коллектив  и др.) В зависимости от того, какая  группа является для личности референтной  и какие ценности поддерживает и  культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах. Например, смелость или трусость проявляются в ситуации опасности, общительность или замкнутость-в ситуации общения и т. д. Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.

     В другом случае черты характера рассматриваются  в соответствии с направленностью  личности. Причем содержание направленности личности проявляется в отношении  к людям, деятельности, окружающему  миру и самому себе. Например, отношение  человека к окружающему миру может  проявляться или в наличии  определенных убеждений, или в беспринципности. Эта категория черт характеризует  жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненные планы человека, степень его жизненной активности. В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

     Другой  группой чет характера являются те, которые характеризуют отношения  человека к деятельности. При этом имеется в виду не только отношение  человека к конкретному виду выполняемой  работы, но и деятельности вообще. Главное  условие образования характера - наличие жизненных целей. Бесхарактерному  человеку свойственно отсутствие или  разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в  устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены  с большой подражательностью, с  недостатком самостоятельности  и цельности личности человека. И  наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о  целенаправленности, настойчивости  личности. Однако сходство интересов  не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с  близкими интересами могут быть веселые  и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью  могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для  этого свои, особенные приемы и  способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать  степень выраженности у индивида мотивации достижения - его потребности  в достижении успеха. В зависимости  от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и  т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

     Показательными  для понимания характера могут  быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера. Например, Л.Н. Толстой  увлекался игрой в шахматы, И.П. Павлов - игрой в городки, Д.И. Менделеев - чтением приключенческих романов.

     Другим  проявлением характера человека является его отношение к людям. При этом выделяются такие черты  характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и др. Не менее  показательной является группа черт характера, определяющих отношение  человека к самом себе. С этой точки зрения чаще всего говорят  об эгоизме или альтруизме человека. Эгоист всегда ставит личные интересы выше интересов других людей. Альтруист  же ставит интересы других людей выше своих собственных.

     Все черты личности человека можно условно  разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т.е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. определяет средства достижения поставленной цели.

     Необходимо  также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и  как черты характера. К числу  таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые  определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь  как определенные характерологические  черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные  им качества. Во-вторых, в структуру  характера включают черты, которые  проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. 

  1. Периоды формирование характера.

     Формирование  характера происходит в первой половине дошкольного детства, и мы можем  констатировать, что примерно к 2-3 годам  ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще  не являются убедительным доказательством  того, что характер ребенка полностью  сформировался. Они, скорее, выступают  лишь как начало его формирования. Этот процесс продолжается еще как минимум 10-15 лет после того, как признаки первых черт характера стали реально проявляться в поведении ребенка.

     Вместе  с тем на сформулированный выше вопрос однозначно ответить нельзя. Дело в том, что сформированный характер человека представляет собой устойчивую, согласованную систему самых разнообразных черт характера, а они появляются и начинают развиваться в разное время жизни. К примеру первые признаки наличия у ребенка простейших волевых чёрт характера действительно относятся к указанному выше возрасту, то есть к 2-3 годам. Первые признаки деловых черт характера отчетливо обнаруживаются лишь 1-2 года спустя, когда ребенок включается в игры. Наконец, явные признаки наличия определенных коммуникативных черт характера чаще всего просматриваются в психологии и поведении ребенка только в начале того периода жизни, когда ребенок вступает в непосредственное деловое общение с разными людьми, то есть в период появления групповых игр. Данный период относится к возрасту 4-5 лет. 

     Определенно говорить о том, что все основные черты характера появились и начали развиваться у ребенка, мы можем лишь тогда, когда в его психике и поведении обнаружились и волевые, и деловые, и коммуникативные черты характера, то есть когда ребенок достиг 4-5 лет. Однако это будет неправильно, если иметь в виду только первые черты характера, потому что они появляются у ребенка уже в 2-3 года. Правильное решение данной проблемы видится в том, чтобы указать не точный возраст появления тех или иных черт характера, а определенный возрастной диапазон, в пределах которого появляются и начинают развиваться основные группы черт характера. Это возраст от 2-3 до 5-6 лет.

     В дошкольном возрасте только закладываются основы характера человека, вернее, черты, которые мы обозначили как первичные или базисные. Когда ребенок поступает в школу, развитие его характера продолжается, в его психологии начинают складываться и в реальном поведении проявляться вторичные или ситуационные черты характера.

     Однозначной связи или зависимости между  чертами характера, которые сложились и проявились раньше, и чертами характера, которые складываются и оформляются позднее, нет. Например, на основе экстраверсии как первичной черты характера у ребенка могут появиться и развиться такие разные черты характера, как общительность, контактность, внимание к людям, интерес к происходящему вокруг, склонность к профессиям, связанным с общением, и многие другие. На основе такой базисной черты характера, как интроверсия, в свою очередь, могут возникнуть замкнутость, неразговорчивость, нелюбовь к людям, интерес к профессиям, не предполагающим общение с людьми, и т.д.

     То, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие характера ребенка после того, как в его психологии и поведении проявились первые черты характера, зависит от многих обстоятельств жизни. Некоторые из них будут рассмотрены далее. Сейчас же отметим, что если первичные или базисные черты характера оказались не вполне благоприятными, то это не означает, что дальнейшее развитие характера обязательно пойдет по аномальному пути. Если первые черты характера ребенка оказались положительными, то вовсе не обязательно, что и последующие черты характера, сформировавшиеся на этой основе, также окажутся положительными.

     Чаще  бывает так, что на базе положительных  первичных черт характера формируются  положительными и вторичные черты  характера, а на основе отрицательных  базисных черт складываются другие отрицательные  черты характера.

Информация о работе Сенситивный период для развития и укрепления характера