Семейное воспитание в развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:26, реферат

Краткое описание

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.

Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ - СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

2. аспекты психологии о семье.

3. Воспитание детей в различных по структуре семьях

ГЛАВА 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

1. Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.

2. ОШИБКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

ГЛАВА 3. АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСНОЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (С ПРИЮТОМ) В СИСТЕМЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Семейное воспитание в развитии ребенка.DOC

— 327.50 Кб (Скачать)

      Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения – переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию знаковой функции речи, рефлексивного мышления ребенка, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.

      При определении функций игротерапии  следует исходить из того, что она  связана с 3 основными специфическими для детского возраста положениями:

  1. Игротерапия необходима для коррекционно-развивающего взаимодействия взрослого наставника с детьми.
  2. Игротерапия способствует формированию системы межличностных отношений детей.
  3. Игротерапия помогает формированию доверительных психологов, психотерапевтов, педагогов с родителями тех детей, которые нуждаются в психологической коррекции.

      С целью изменения отношения каждого ребенка к себе и другим (детям, взрослым), улучшения психического самочувствия, коррекции способов общения с другими людьми. применяется две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли взрослого наставника в игре: направленных (директивная) и направленная (недирективная).

      К направленной игротерапии относится: сюжетно-ролевые игры, кукольный  кружок, строительные игры, познавательные игры, сочетающиеся с другими видами искусства: игры –танцы, игры – театрализации, музыкальная игровая импровизация, относящиеся к неструктурированным играм.

      Особое  место среди методов игротерапии  занимают приемы телесно-ориентированной  психотехники, ограниченно сочетающие подвижные игры и упражнения.

      Применение  так называемой ненаправленной (недирективной) игротерапии ориентировано на самостоятельную игру ребенка, которая позволяет ему свободно выразить свое самочувствие, свой внутренний мир. Подобная, педагогически жестко неорганизуемая, игротерапия позволяет решить следующие коррекционные задачи:

      а) расширение репертуара самовыражения ребенка;

      б) достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции ребенка:

      в) коррекция отношений в системе  «ребенок-взрослый».

      Психолог  в подобной позиции пользуется техникой зеркального отражения чувств и  мыслей играющего ребенка путем его вербализации.

      В качестве показателей эффективности  игротерапии учитывается стремление детей поддерживать общение и  деятельность с другими сверстниками и взрослыми в группе и вне  ее, что проявляется в:

  1. положительных личностных изменениях;
  2. в улучшении эмоционального самочувствия;
  3. позитивной динамике умственного развития.

      Принципы  сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития близки к  принципам гуманистической, позитивной терапии:

  1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.
  2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.
  3. Сказкотерапевтическая корррекция исключает директивное изменение негативных форм поведение. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». Т.е. человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и представляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.

      Источниками концепции сказкотерапии стали  работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, позитивная терапия притчами и историями  Н. Кезешкяна, работы В. Проппа и т.д.

      Сказкотерапия тесно связана с арттерапией (терапией искусством) и игровой терапией.

      Комплексная сказкотерапия включает в себя: куклотерапия (пальчиковые, теневые куклы, марионетки), рисование сказок (психодиагностическое рисование, спонтанное «волшебное» рисование, медитации на сказку (статические и психодиагностические медитации), сказочная имиджтерапия, сочинения сказок, постановка сказок, рассказывание сказок (групповое и индивидуальное), постановка сказок на песке и др.

      Использование сказкотерапевтических приемов в работе с детьми нашего Центра дали хорошие результаты. Подобные занятия детям интересны, снижается тревожность, улучшается эмоциональное состояние. Используя статические медитации на сказку проводилась релаксация.

      В 1997 г. Центр получил статус опорно-экспериментального учреждения. Цель опорно-экспериментального учреждения – в условиях сохраняющегося дефицита финансовых средств и материально-технических ресурсов обеспечить повышение качества социального обслуживания семьи и детей путем создания учреждений социального обслуживания.

      Принимая  во внимание возрастание числа детей  в социальных учреждениях и принятый в июне 1999 г. закон «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», АОСРЦ принял решение о создании семейных групп, с помощью которых дети и подростки смогут получить социальный опыт семьи, опыт построения конструктивных родительско-детских отношений.

      Перед коллективом стоит много проблем. Это и загруженность детских  учреждений, куда передаются дети из социальной гостиницы, недостаточность финансирования, дефицит материально-технической базы и многое другое, что усложняет работу учреждения. Но, тем не менее, коллектив социально-реабилитационного центра для детей и подростков делает все возможное, а подчас, и невозможное, опираясь на поддержку местных органов власти и общественной благотворительности для выполнения своих задач.

      «Дети уязвимы и зависимы» – это  утверждение из Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и  развития детей особенно актуально в современной России. Ни один ребенок не может быть лишен права на заботу и внимание общества, особенно, если он находится в трудных условиях существования. 

 

 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ

(материалы АОСРЦ для детей и подростков

(с  приютом)) 
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРОТЕРАПИИ «Путь в сказку»
 

            Задачи:

  1. Снять утомляемость, тревожность, речевые и мышечные зажимы;
  2. Отработать позитивное взаимодействие детей друг с другом;
  3. Развить воображение, координации движений и кинетические ощущения.

      Цель: коррекция эмоционально-психологического напряжения (тревожности, страхов, неврозов), мотивации преодоления внутреннего  конфликта, реальных и желаемых возможностей.

      Ход занятия:

  1. Подготовительный этап. Введение в игровую ситуацию. Ведущая встречает детей. Оговариваются правила поведения в Сказочной стране.
  2. Ритуал вхождения в Сказку. Символический переход из мира реального в мир сказки. Игра «Волшебная палочка». Ведущая с помощью «волшебной палочки» «превращается» в Добрую волшебницу, а дети оказываются в Сказочной стране. (Паж.)
  3. Игротерапия:

      а) Игра «Как будем путешествовать?» приглашение мальчика-пажа. Дети становятся друг за друга. Паж становится первым и задает групповой алгоритм (поезд, самолет, машина и т.п.)

      б) Игра «Заколдованное поле» (горячий  песок – снег – зеленая трава – опавшие листья – болото с тиной – чистая лужа, ручей – иголки – теплые камни)

      в) Игра «Туннель» (Дети по одному преодолевают «туннель»).

      г) Игра «Преодолей гору». (Дети при поддержке  ведущих перебираются через препятствия).

      д) Упр. «Дремучий лес» Дети пробираются через «воображаемые джунгли».

      е) Игра «Встреча с Марьей-Искусницей» (Марья-Искусница загадывает загадки  и пальчиковые игры с речитативом).

      ж) Этюд «Озеро». (Дети переправляются через  озеро, показывая, как они умеют  плавать)

      з) По ленточкам-дорожкам в «Страну  Зеркалию»

  1. Работа с пиктограммами;
  2. Стихотворение про язычок.

      и) Игра «Волшебная поляна». Дети заходят  на одеяло. После прикосновения «волшебной палочки» оно превращается в «волшебную поляну». Дети натягивают одеяло на расстоянии 10-15 см от пола. Волшебница предлагает детям по одному побывать на такой «полянке». Один или два участника получают возможность «стать бутоном и покачаться на волнах».

      к) Этюд «Розовое облако». Дети садятся  на полянку, закрывают глаза, слушают музыку. В это время сверху их накрывают розовой тюлью. Дети открывают глаза, дотрагиваются до «облака». Облако превращается в розовый костер радости, счастья, успеха.

      л) Игра «Волшебные камушки». Добрая волшебница говорит о том, что путешествия  по Сказочной стране подходит к концу, и каждый участник в этой стране может взять на память 3 волшебных камушка: один – для себя, второй – для близкого человека, третий – для нашего Центра. Нужно загадать желание для каждого камушка. Дети по ленточным дорожка идут за волшебными камушками». Психологи отмечают в местах выбор по порядку детей. (1,2,3).

      м) Этюд «Танец радости». Возвращение  из Волшебной страны. Добрая волшебница дотрагивается палочкой до детей.

      н) Выход из сказки. Заключение. Дети под  музыку выходят из зала. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Семейная  жизнь сложилась с давних пор  так, что родительские обязанности  делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно. Важнейшие  заботы по уходу за детьми и первоначальному  воспитанию детей ложатся на мать как потому, что она в состоянии отдать детям больше времени, чем отец, так и потому, что по традиции она больше привыкла к этому, а по натуре может внести в это больше нежности, мягкости, ласки и внимательности. Этим близким участием матери в жизни детей в их раннем возрасте определяется и нравственное ее влияние на них в эти первые их годы.

      С годами, однако, значение этого непосредственного  ухода утрачивает нравственную роль. Дети начинают становиться самостоятельнее, несколько определяются, продолжая  нуждаться в помощи родителей и взрослых, но ищут уже не исключительно материальной поддержки. Дети индивидуализируются. У одних являются вкусы и потребности, которые лучше удовлетворяет отец, чем мать, у других - наоборот.

      Воспитывать - не значит говорить детям хорошие  слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.

      Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная правда жизни.

      Цель  воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

      Главные основания, которых необходимо держаться  при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Информация о работе Семейное воспитание в развитии ребенка