Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:20, реферат
Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Во всех частях света идут войны, растет количество таких преступлений, как убийства, изнасилования и вооруженные нападения. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди убивают друг друга.
Введение 3
1. Понятие насилия 6
2. Основные формы 9
3. Реабилитационная работа 11
4. Консультационная работа и телефонное консультирование 14
Заключение 17
Список литературы 19
2) сексуальное насилие - преднамеренное манипулирование телом человека (ребенка или взрослого) как сексуальным объектом, приводящее к вовлечению в сексуальные действия с целью получения сексуального удовлетворения или какой-либо иной выгоды; к сексуальному насилию относится не только сексуальное совращение, но и вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п.;
3) психологическое насилие (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное и проч.) - преднамеренное манипулирование человеком (ребенком или взрослым) как объектом, игнорирование его субъектных характеристик (свободы, достоинства, прав и т.п.), разрушающее отношения привязанности между людьми, или, напротив, фиксирующее эти отношения и приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.
Психологическое насилие является «почвой» и «ядром» насилия, его исходной формой, на основе которой возникают физическое и сексуальное насилие.
В нашей стране достаточно широкое распространение получила классификация насилия, которая изложена в руководстве по предупреждению насилия над детьми под редакцией М.Д.Асановой [2]. Выделяется четыре основных типа насилия:
- физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.
- сексуальное насилие – это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.
- пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
- психологическое насилие – хронические паттерны поведения, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Помимо перечисленных выше типов насилия и их характеристик, многие авторы выделяют экономическое или финансовое насилие квалифицируемое в случае попытки одного взрослого члена семьи лишить другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, а также в случае экономического давления в отношении несовершеннолетних детей.
3. Реабилитационная работа
Специфика психосоциальной помощи жертвам насилия заключается в том, что она направлена на позитивное изменение среды, в которой находится жертва насилия.
В случае реальной опасности для жизни и здоровья могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры. Убежища с комплексом своих социальных услуг.
Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой женщин в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.
Социальное убежище, социальный приют, социальная гостиница - учреждения социальной помощи стационарного типа. В этих учреждениях предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в тяжелую жизненную ситуацию, в первую очередь для детей и женщин. Клиенты таких учреждений могут укрыться в них от семейной жестокости, а сотрудники оказывают им социально-психологическую помощь, юридические услуги, помогают в случае необходимости в защите собственных прав, в трудоустройстве.
Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения должна сочетать, как правило, деятельность правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания. Первые пресекают насилие, вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам. Она заключается в морально-психологической реабилитации, информационно-консультативной помощи о правах жертвы и социальных ресурсах для их защиты.
Специалист социальной работы должен хорошо представлять, что является областью его компетенции, а также, к каким специалистам, в какие учреждения необходимо направить его клиента, на основании каких критериев выбрать консультанта по тем или иным вопросам, как, в какой последовательности организовать процесс постепенной реабилитации клиента.
В ходе реабилитации, эффективной технологией является создание терапевтических групп из женщин, переживших насилие. Члены таких групп наилучшим образом могут поддержать друг друга, достигнуть более высоких результатов под руководством специалиста, в коррекции своей личности, в защите своих социальных интересов. Реабилитация происходит на уровне коррекции личностного восприятия, когда не меняются травмирующие обстоятельства, но изменяется их восприятие женщиной.
Более высокий уровень работы - переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т.е. объединений людей, переживших насилие, выделяя при этом людей способных оказывать влияние на других членов группы. Содействие специалиста социальной работы в создании таких групп означает, что из разряда объектов воздействия его подопечные переводятся в ранг субъектов, они равноправно участвуют в решении собственных проблем.
Основные стратегические задачи и направление реабилитации клиента следующие:
-преодоление неосознанных защитных механизмов, прежде всего, отрицания, блокирующих доступ к проблеме. Для этого, прежде всего, необходимо создание безопасной во всех отношениях атмосферы и повышение силы «Я», чтобы оно смогло перенести высвобожденные из подсознания непереносимые прежде переживания;
-формирование системы поддержки, куда могут входить социальный работник и терапевт, друзья, близкие, любимые занятия и животные;
-построение системы для преодоления кризиса - списка телефонов кризисных служб, специалистов, людей, к которым можно обратиться, когда что-то случается, теряется уверенность, становится страшно, возникает растерянность и.т.д.;
-узнавание, как, и научение заботиться о себе;
-принятие решения и разработка пути реабилитации;
-возврат к травмирующем событиям и анализ того, что произошло, и как это воздействовало на жизнь клиента;
-анализ того, что помогло клиенту выжить, выявление источников силы, прощение себя;
-подготовка к изменениям, анализ страхов, генерация надежд и подготовка почвы для их реализации;
-понимание того, что происшедшее не есть вина клиента, «научение» доверять себе;
-создание и прохождение ритуала захоронения и оплакивания прошлого и своих проблем;
-выражение и избавление от гнева и стыда;
-определение того, чему надо противостоять в семье и разработка тактики противостояния;
-возвращение в семью (вначале воображаемое), исследование корней, планирование будущего контакта, формирование реалистических ожиданий;
-оценка достигнутого и создание, и осуществление ритуала празднования достижений.
Наибольшие трудности могут представлять характерные для жертвы неуверенность в своих способностях и в перспективности обучения, безразличие к учебе вообще, тревога и страх по поводу своей домашней ситуации.
Социальная работа с лицами подвергшимся насилию в семье, является ключевым звеном для их реабилитации и интеграции в общество. Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в других системах, а именно: реабилитационные, психотерапевтические восстановительное лечение, социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Кроме того, в сфере деятельности социальной работы могут применяться так же формы и методы сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере.
4. Консультационная работа и телефонное консультирование
Психосоциальная помощь как одно из направлений социальной работы, осуществляемая в виде консультирования, предполагает содействие «человеку нуждающемуся» в разрешении его глубинных личностных конфликтов, лежащих в основе большинства его жизненных трудностей. Причем таким образом, чтобы клиент избавился от необходимости обращаться за помощью к консультантам, научившись решать свои проблемы самостоятельно и, возможно, начал бы помогать тем, кто к этому еще не способен. В таком случае консультирование в социальной работе рассматривается как психосоциальная помощь населению, осуществляя которую, консультант учитывает и индивидуально психологические особенности клиента, и то, каким образом они «работают» в его социальном пространстве, и направленность личности в целом, и его жизненную стратегию, и особенности психических процессов - внимания, памяти, мышления и т.д.
Консультирование- взаимодействие двух людей – клиента и консультанта, целеполагающий фактор этого процесса – желание клиента изменить что-то в своей жизни.
В большинстве словарей консультант определяется как человек, «подготовленный для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам». Специалист-консультант советов не дает, поскольку суть консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку раскрыть собственный внутренний потенциал, а советами этого достичь невозможно.
Основные задачи консультанта – стараться наиболее глубоко понять другого человека, создать безопасное пространство, в котором клиент мог бы выразить себя наиболее полно, понять себя, осознать, в чем он нуждается, что мешает ему жить в согласии с самим собой, и определить, как, находясь в своей актуальной жизненной ситуации, он может позаботиться о себе.
Любая консультативная помощь должна базироваться на потребностях клиента. В этом контексте можно говорить о двух основных целях:
1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;
2) развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.
Консультирование обязательно должно включать научение клиента, т.е. привнесение в его жизнь новых ценностей, альтернативных ракурсов видения жизни, способности вырабатывать решения собственных проблем и реализовать их на практике.
Одним из оснований для классификации консультативного процесса является пространство, пространственная организация консультанта.
С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования:
1. контактное – консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу (очное консультирование).
2. дистанционное консультирование – подразделяется на телефонное и письменное (заочное консультирование).
Одной из форм социальной работы с лицами, испытавшими насилие, является создание телефона доверия. Основной целью телефона доверия является оказание психологической и правовой помощи. Психологическая помощь достигается за счёт снятия эмоционального напряжения, активизации внутренних ресурсов женщины, разрешения внутреннего конфликта. Правовая помощь - в донесение до женщины, её юридических прав.
Основная функция работника службы телефона доверия состоит в том, чтобы оказывать психологическую помощь тем людям, которые обратились в их службу со своими проблемами. Так как обращение в такую службу добровольно, анонимно и, в большинстве случаев, носит разовый характер, то о результатах труда сотрудников телефонов доверия можно говорить только условно, потому как обычно психолог не знает, как его разговор с клиентом повлияет на дальнейшую жизнь абонента.
Основными принципами работы телефонного консультанта являются постоянная доступность (люди, которые нуждаются в помощи, должны иметь возможность получить её в любое время суток), анонимность звонка (звонящий имеет право не называть своё имя), уважение по отношению к звонящему (абонент принимается таким, какой он есть; любые формы давления на клиента со стороны консультанта абсолютно недопустимы) и защита звонящего (консультантами являются люди, прошедшие отбор и профессиональную подготовку, которые обязаны постоянно повышать свою квалификацию).
О семейном насилии заявляется редко и часто не напрямую («Муж иногда руки распускает»).
Консультирование по вопросу насилия дает возможность рассказать свою историю, осознать свои чувства, не отрицая ни одного из них; оценить свои ресурсы и получить поддержку.
Консультанту важно осознавать собственные позиции, переживания и реакции в ответ на насилие. Для предотвращения феномена «выгорания» он должен помнить о своих ограничениях по времени и эмоциях, знать, что можно помочь определить проблему, но не решить ее за жертву насилия. Консультант не должен быть экспертом, раздавать советы или ставить диагноз. Если клиент решает вернуться к прежним отношениям – это его выбор и консультант в этом случае не должен осуждать клиента, но может выразить свои опасения и предложить помощь в будущем, если это будет необходимо.
Телефон доверия имеет большое значение для современного общества, в котором межличностные контакты зачастую сильно ограничены, результатом чего является то, что людям некогда и не с кем поделиться своими проблемами. Телефон доверия представляется хорошим способом выхода из таких ситуаций.