Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 13:05, контрольная работа
Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по предмету. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
1. Введение
2. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых
4. Заключение
5. Список литературы
Содержание
Обычно, говоря об учебной деятельности, исследователи имеют в виду работу ученика в классе. Но организация учебной деятельности школьника включает наряду с классной его домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу по предмету. Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа школьника представляет наибольший интерес в плане психологического анализа учебной деятельности. Именно в ней более всего может проявляться его мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Именно самостоятельная работа школьника может служить основой перестройки его позиции в учебном процессе.
2. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
Понятие
самостоятельной работы ученика
в современной дидактике
3. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых
Самостоятельная
работа студентов наряду с аудиторной
представляет одну из форм учебного процесса
и является существенной его частью. Для
ее успешного выполнения необходимы планирование
и контроль со стороны преподавателей,
а также планирование объема самостоятельной
работы в учебных планах специальностей
профилирующими кафедрами, учебной частью,
методическими службами учебного заведения. Самостоятельная
работа студентов предназначена не только
для овладения каждой дисциплиной, но
и для формирования навыков самостоятельной
работы вообще, в учебной, научной, профессиональной
деятельности, способности принимать
на себя ответственность, самостоятельно
решить проблему, находить конструктивные
решения, выход из кризисной ситуации
и т.д. Значимость самостоятельной работы
студентов выходит далеко за рамки отдельного
предмета, в связи с чем выпускающие кафедры
должны разрабатывать стратегию формирования
системы умений и навыков самостоятельной
работы. При этом следует исходить из уровня
самостоятельности абитуриентов и требований
к уровню самостоятельности выпускников
с тем, чтобы за период обучения искомый
уровень был достигнут. Высшая школа отличается
от средней специализацией, но главным
образом методикой учебной работы и степенью
самостоятельности обучаемых. Преподаватель
лишь организует познавательную деятельность
студентов. Студент сам осуществляет познание.
Самостоятельная работа завершает задачи
всех видов учебной работы. Никакие знания,
не подкрепленные самостоятельной деятельностью,
не могут стать подлинным достоянием человека.
Кроме того, самостоятельная работа имеет
воспитательное значение: она формирует
самостоятельность не только как совокупность
умений и навыков, но и как черту характера,
играющую существенную роль в структуре
личности современного специалиста высшей
квалификации. Поэтому в каждом вузе, на
каждом курсе тщательно отбирается материал
для самостоятельной работы студентов
под руководством преподавателей. Ее формы
разнообразны - это различные типы домашних
заданий. В вузах составляются графики
самостоятельной работы на семестр с приложением
семестровых учебных планов и учебных
программ. Графики стимулируют, организуют,
заставляют рационально использовать
время. Работа должна систематически контролироваться
преподавателями. Основой самостоятельной
работы служит научно-теоретический курс,
комплекс полученных студентами знаний.
При распределении заданий студенты получают
инструкции по их выполнению, методические
указания, пособия, список необходимой
литературы. В вузе существуют различные
виды индивидуальной самостоятельной
работы - подготовка к лекциям, семинарам,
лабораторным работам, зачетам, экзаменам,
выполнение рефератов, заданий, курсовых
работ и проектов, а на заключительном
этапе - выполнение дипломного проекта.
Самостоятельная работа более эффективна,
если она парная или в ней участвуют 3 человека.
Групповая работа усиливает фактор мотивации
и взаимной интеллектуальной активности,
повышает эффективность познавательной
деятельности студентов благодаря взаимному
контролю. Участие партнера существенно
перестраивает психологию студента. В
случае индивидуальной подготовки студент
субъективно оценивает свою деятельность
как полноценную и завершенную, но такая
оценка может быть ошибочной. При групповой
индивидуальной работе происходит групповая
самопроверка с последующей коррекцией
преподавателя. Это второе звено самостоятельной
учебной деятельности обеспечивает эффективность
работы в целом. При достаточно высоком
уровне самостоятельной работы студент
сам может выполнить индивидуальную часть
работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику.
• формированию интереса к познавательной деятельности;
• овладению приемами процесса познания;
• развитию познавательных способностей.
Именно
поэтому она становится главным
резервом повышения эффективности
подготовки специалистов.
1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует)
2. Четкая постановка познавательных задач
3. Алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения
4. Четкое
определение преподавателем
5. Определение видов консультационной помощи (консультации - установочные, тематические, проблемные)
6. Критерии оценки, отчетности и т.д.
7. Виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т.д.) Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности студентов: 1.Репродуктивный (тренировочный) уровень. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков. 2. Реконструктивный уровень. Реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты. 3. Творческий, поисковый. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты). Для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:
1. Комплексный подход к организации СРС по всем формам аудиторной работы.
2. Сочетание всех уровней (типов) СРС.
3. Обеспечение
контроля за качеством
4. Заключение
Делая выводы, необходимо отметить, что осуществление школьником самостоятельной работы играет значительную, если не определяющую роль в повышении уровня его учебно-познавательной мотивации. Самостоятельная работа школьника предполагает выполнение целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости школьника, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия. Это требует предварительного обучения приёмам, формам и содержанию этой работы, что подчёркивает важность организующей и управляющей функций учителя. Высшая школа отличается от средней главным образом степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Сегодня изменения, происходящее в мире заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Большое внимание уделяется умению человека адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающего мира. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы хоть в некоторой степени быть успешным. Поэтому одной из главных задач образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.
5. Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2006
2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, 2-е изд., испр. и перер., — М.: Логос, 2006
4. Клюева Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: П24 Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
5. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
6.Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2005.
7.http://www.gumer.info/
Информация о работе Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности