Саморазвитие личности в аспекте гуманизации образовательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:01, реферат

Краткое описание

Актуализация глобальных проблем человечества со всей остротой ставит перед образованием и воспитанием подрастающего поколения задачи общегуманистического значения. В связи с этим современный этап развития образования характеризуется ориентацией на принципы и нормы личностно ориентированной педагогики, предполагающие создание условий для саморазвития личности, самоопределения и самореализации — важнейших составляющих социализации и индивидуализации каждого ребенка в его вхождении в общество.

Файлы: 1 файл

Саморазвитие личности.doc

— 24.00 Кб (Скачать)

С.А. ГОРОХОВА

 

САМОРАЗВИТИЕ  ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ГУМАНИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Актуализация глобальных проблем человечества со всей остротой  ставит перед образованием и воспитанием  подрастающего поколения задачи общегуманистического значения. В связи с этим современный этап развития образования характеризуется ориентацией на принципы и нормы личностно ориентированной педагогики, предполагающие создание условий для саморазвития личности, самоопределения и самореализации — важнейших составляющих социализации и индивидуализации каждого ребенка в его вхождении в общество.

Изучение истории вопроса  показывает, что «саморазвитие» личности включает различные состояния самости, различные механизмы и формы  ее проявления. В проблему саморазвития входит все, что касается познания и реализации человеком самого себя.

Одно из ранних упоминаний о проявлении саморазвития принадлежит Гераклиту, затем можно найти его у  Сократа, Марка Аврелия, Плотина, Августина. Решающий шаг в активном изучении и реализации идеи саморазвития был сделан в эпоху Просвещения, деятели которого (Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Гердер, К.А.Гельвеций) способствовали утверждению взглядов на сознание как на выражение самовоспитания и самообразования. Антропологические и гуманистические идеи И.Канта стимулировали осмысление проблем свободы и саморазвития в педагогическом ключе. На рубеже 19-20 вв. идеи европейского гуманизма получают дальнейшее развитие, философы вносят в решение вопроса саморазвития каждый свою лепту (М.Вебер, В.Дильтей, Г.Спенсер, И.Г.Фихте, Э.Шпрангер, К.Ясперс и др.). В русской философии складывались свои, самобытные традиции рассмотрения саморазвития личности (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк и др.).

Проблемой изучения методов воспитания и обучения, ориентированных  на саморазвитие личности, занимались такие известные педагоги 19-20 вв., как К.Венцель, Д.Дьюи, М.Монтессори, Л.Н.Толстой, Я.Корчак, В.А.Сухомлинский, Н.Макмейн, А.Нейл и др.

Современное понимание саморазвития личности формировалось (помимо гуманистической  психологии) многими школами и  направлениями: практикой психоанализа (З.Фрейд, Э.Эриксон и др.); гештальтпсихологией (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка, Г.Мюллер и др.); аналитической психологией К.Юнга, а также его теорией архетипов; генетической психологией Ж.Пиаже; культурно-исторической теорией Л.С.Выготского, а также другими школами русской психологии (П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов).

Различные процессы самости отражены в исследованиях таких современных  педагогов, как В.И.Андреев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.

Формы проявления саморазвития личности многообразны.

Под саморазвитием можно  понимать и социокультурный процесс  созидательного, рационального самообразования (самопросвещения, самовоспитания, самоопределения), и спонтанный природообусловленный процесс разносторонней самореализации индивида.

В философии саморазвитие рассматривается как та часть  самодвижения сложных систем, которая  выходит за рамки самопроизвольного, спонтанного изменения и знаменует  переход на более высокую ступень  организации.

Б.М.Мастеров подчеркивает, что «саморазвитие есть творчество, обращенное на свою личность».

Г.Цукерман определяет саморазвитие как «сознательное изменение  и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мою  я-самость. Цели, направления, средства этих изменений определяю я сам».

В работе «Педагогика  развития творческой личности» Г.И.Железов-ская, А.В.Елисеева дают такое определение  саморазвитию: «Саморазвитие — процесс  активного, последовательного, прогрессивного и в целом необратимого качественного  изменения психологического статуса личности. Саморазвитие — это потребность в самосовершенствовании, самовоспитании, в построении себя как личности».

Саморазвитие можно  понимать как самую широкую категорию, включающую любую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно, и приводящую к прогрессивным изменениям психических, физических функций социальных способностей. Сюда входит и целенаправленная деятельность личности по самостроительству в соответствии с образом, идеалом человека, и активность, вызываемая потребностью разрядки, выхода энергии, природной любознательностью и т.д. То есть, в данном случае саморазвитие понимается как «развиваю самого себя сам, никто другой это за меня не сделает».

Существует, однако, и  другой подход, более узкий, но не менее значимый: «развиваю свою «самость» (Г.Цукерман). Он подчеркивает в понятии саморазвития только то, что человек сознательно делает для создания своей индивидуальности, целостной личности, своего «я», для полной самореализации. Такое саморазвитие преследует цель сознательного собирания себя в целостную личность, тем более индивидуальность. Здесь мы имеем дело со стихийной самореализацией.

На наш взгляд, важны  оба выше отмеченных значения термина  «саморазвитие», ибо в нем фиксируется, как заметил В.И.Слободчиков, процесс собирания, интеграции человеком в себе искусственного (культурного) для образования нового качества, которое может быть представлено только в единственном субъекте.

Для того чтобы представить  саморазвитие личности концептуально, Н.Б.Крылова соединяет разнообразные механизмы саморазвития в функциональные блоки. Шесть функциональных блоков — самоорганизации, самоопределения, самопознания, саморегуляции и самореабилитации, самореализации, самообразования — названы базовыми. Указанные выше блоки взаимосвязаны, в основе их взаимодействия лежат блоки самоопределения и самоорганизации, работающие в режиме постоянного обеспечения всех форм саморазвития личности, а также сохранения ее целостности. Остальные четыре — специализированные. Каждый из блоков выполняет определенные функции.

С помощью механизмов самоопределения обеспечивается ситуативный  выбор позиции, поступка, суждения, оценки, субъекта общения и взаимодействия. С помощью самоорганизации личность обеспечивает, планирует, оперативно организует, контролирует те или иные формы своей жизнедеятельности. Функция самопознания — направляет понимание деятельности и поведения, осознания себя, раскрывает для себя особенности самосознания. Функция саморегуляции и самореабилитации  состоит в постоянной коррекции, адаптации, сохранении и восстановлении целостности «Я» и жизнеобеспечения всего организма. Роль самореализации во всех формах проявления саморазвития состоит в нацеливании личности на максимальное раскрытие творческих способностей, на адекватное и гибкое поведение, на выполнение действий, соответствующих ожиданием значимых других и собственным задачам. В конечном счете, роль самореализации состоит в раскрытии потенциала личности. И, наконец, функция самообразования (и самовоспитания) состоит в совершенствовании мышления, чувств и воли личности, а также ее практических умений и навыков.

Это краткое описание дает некоторое представление о  распределении ролей отдельных  блоков саморазвития. Одновременно каждый из них можно рассматривать и как целостную систему. Например, самоопределение предстает одновременно как бы в двух ракурсах: и как функция, обеспечивающая саморазвитие, и как проявление внутренней жизни личности, часть ее саморазвития.

Итак, мы можем заключить, что процесс свободного саморазвития личности как важнейшего источника воспитания обеспечивается только в контексте воспитательной системы гуманистического типа, где личность ребенка рассматривается как общечеловеческая ценность.



Информация о работе Саморазвитие личности в аспекте гуманизации образовательного процесса