Самооценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 07:08, реферат

Краткое описание

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Файлы: 1 файл

Самооценка.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

         Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Виды  самооценки.

         Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам.

         Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется прогностической.

         Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется <процессуальной>, или <коррегирующей>. Она парциальна, частична по своему характеру и связана с реализацией контрольных действий.

         Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется <ретроспективной>. Она может быть полной или неполной, объективной или неадекватной так или иначе.

         Важность включенности учащегося как субъекта учебного труда в оценку процесса и результата этого труда показана в ряде исследований. В одной из московских школ учащиеся начальных классов, выполняя домашние и классные задания, до того, как отдать на проверку учителю, оценивают их соответствующим баллом сами. После того, как работы проверял и оценивал учитель, обсуждались случаи несовпадения оценок, выяснялись основания. на которых строили самооценки дети, и показатели, по которым оценивал работы учитель. Этот цикл исследований продемонстрировал, что включение детей в оценку достигаемого ими результата играет важнейшую роль не только в усвоении требований, которым должны удовлетворять выполняемые учебные задания, но и в формировании у них критического отношения к получаемому результату, составлению верного представления об уровне своих возможностей в учении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  самооценки 

         Оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной. Также выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности.

Адекватная  самооценка

         Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

         Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

         Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы ‘примеряет’ на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку.

         Формула самооценки У. Джемса:

Самооценка = Успех / Уровень притязания

         Таким образом, есть две возможности поднять самооценку: либо добиваться успеха, либо снизить притязания. Идеально, когда уровень достижений соответствует уровню притязаний, но при этом уровень притязаний чуть-чуть, самую малость, выше.

         В реальности все может обстоять сложнее: нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает. Творческие люди, движимые неудовлетворенностью собой, нередко ставят более сложные задачи, склонны стремиться к совершенствованию, к самоактуализации – более полному выявлению и раскрытию своих личностных возможностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самооценка: Психологический  тест на определение уровня самооценки. 

Узнайте, какая  у вас самооценка ( адекватная, завышенная или низкая) 

1. Как часто  вас терзают мысли, что вам  не следовало говорить или  делать что-то?

 а) очень  часто — 1 балл;

 б) иногда  — 3 балла. 

2. Если вы  общаетесь с блестящим и остроумным  человеком, вы:

 а) постараетесь  победить его в остроумии —  5 баллов;

 б) не будете  ввязываться в соревнование, а  отдадите ему должное и выйдете  из разговора — 1 балл. 

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

 а) то, что  многим кажется везением, на самом  деле, результат упорного труда  — 5 баллов;

 б) успехи  зачастую зависят от счастливого  стечения обстоятельств — 1 балл;

 в) в сложной  ситуации главное — не упорство  или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла. 

4. Вам показали  шарж или пародию на вас.  Вы:

 а) рассмеетесь  и обрадуетесь тому, что в вас  есть что-то

 оригинальное  — 3 балла;

 б) тоже  попытаетесь найти что-то смешное  в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

 в) обидитесь,  но не подадите вида — 1 балл. 

5. Вы всегда  спешите, вам не хватает времени  или вы беретесь за выполнение  заданий, превышающих возможности  одного человека?

 а) да —  1 балл;

 б) нет  — 5 баллов;

 в) не знаю  — 3 балла. 

6. Вы выбираете  духи в подарок подруге. Купите:

 а) духи, которые  нравятся вам — 5 баллов;

 б) духи, которым,  как вы думаете, будет рада  подруга,

 хотя вам  лично они не нравятся —  3 балла;

 в) духи, которые  рекламировали в недавней телепередаче. 

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

 а) да —  1 балл;

 б) нет  — 5 баллов;

 в) не знаю  — 3 балла. 

8. Задевает ли  вас, когда ваши коллеги (особенно  молодые) добиваются большего  успеха, чем вы?

 а) да —  1 балл;

 б) нет  — 5 баллов;

 в) иногда  — 3 балла. 

9. Доставляет  ли вам удовольствие возражать  кому-либо?

 а) да —  5 баллов;

 б) нет  — 1 балл;

 в) не знаю  — 3 балла. 

10. Закройте глаза  и попытайтесь представить себе 3 цвета: 

 а) голубой  — 1 балл;

 б) желтый  — 3 балла;

 в) красный  — 5 баллов. 
 

Я прошла тест, результат  меня не удивил.  У меня нормальная здоровая самооценка, я умею быть для  себя поддержкой и источником силы и, и что главное не за счет других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 

Вывод 

         Я еще не определилась кем хочу стать.

       Атак если рассуждать, мне больше нравится офисная работа, я люблю общаться с людьми, возиться с бумагами, писать отчеты.

Хочу  что бы работа меня заинтересовывала, что б был карьерный рост, стимул к лучшей жизни. А так вкусы меняются каждый год.

         Я живу  в согласии с собой,  знаю себя и могу себе доверять. Обладаю ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу своего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Довольна собой, довольна другими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство  сельского хозяйства  Российской федерации

Департамент научно-политической политики и образования

ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия» 
 
 
 
 
 

Кафедра: Философии, истории и политологии

Дисциплина: Деловая культура 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 4 курса

Группы  Т-43

Баязитова М.Е

Проверил:

Цепляева  С.А 
 
 
 
 

Волгоград, 2011г

Информация о работе Самооценка