Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 07:08, реферат
Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.
Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Виды самооценки.
Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам.
Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется прогностической.
Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется <процессуальной>, или <коррегирующей>. Она парциальна, частична по своему характеру и связана с реализацией контрольных действий.
Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется <ретроспективной>. Она может быть полной или неполной, объективной или неадекватной так или иначе.
Важность включенности учащегося как
субъекта учебного труда в оценку процесса
и результата этого труда показана в ряде
исследований. В одной из московских школ
учащиеся начальных классов, выполняя
домашние и классные задания, до того,
как отдать на проверку учителю, оценивают
их соответствующим баллом сами. После
того, как работы проверял и оценивал учитель,
обсуждались случаи несовпадения оценок,
выяснялись основания. на которых строили
самооценки дети, и показатели, по которым
оценивал работы учитель. Этот цикл исследований
продемонстрировал, что включение детей
в оценку достигаемого ими результата
играет важнейшую роль не только в усвоении
требований, которым должны удовлетворять
выполняемые учебные задания, но и в формировании
у них критического отношения к получаемому
результату, составлению верного представления
об уровне своих возможностей в учении.
Виды
самооценки
Оценку себя в целом как хорошего или плохого
принято считать общей самооценкой, а
оценку достижений в отдельных видах деятельности
– парциальной. Также выделяют актуальную
(то, что уже достигнуто) и потенциальную
(то, на что способен) самооценку. Потенциальную
самооценку часто называют уровнем притязаний.
Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную,
т. е. соответствующую/
Адекватная самооценка
Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.
Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.
Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы ‘примеряет’ на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку.
Формула самооценки У. Джемса:
Самооценка = Успех / Уровень притязания
Таким образом, есть две возможности поднять самооценку: либо добиваться успеха, либо снизить притязания. Идеально, когда уровень достижений соответствует уровню притязаний, но при этом уровень притязаний чуть-чуть, самую малость, выше.
В реальности все может обстоять сложнее:
нередко люди, изначально придерживаясь
подхода, что все равно у них ничего не
выйдет, могут увеличить свой успех, а
в других случаях лица с заниженной самооценкой
буквально до минимума занижают свои притязания,
но повышения самооценки это не вызывает.
Творческие люди, движимые неудовлетворенностью
собой, нередко ставят более сложные задачи,
склонны стремиться к совершенствованию,
к самоактуализации – более полному выявлению
и раскрытию своих личностных возможностей.
Самооценка: Психологический
тест на определение уровня самооценки.
Узнайте, какая
у вас самооценка ( адекватная, завышенная
или низкая)
1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
а) очень часто — 1 балл;
б) иногда
— 3 балла.
2. Если вы
общаетесь с блестящим и
а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;
б) не будете
ввязываться в соревнование, а
отдадите ему должное и
3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;
б) успехи
зачастую зависят от
в) в сложной
ситуации главное — не
4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:
а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то
оригинальное — 3 балла;
б) тоже
попытаетесь найти что-то
в) обидитесь,
но не подадите вида — 1 балл.
5. Вы всегда
спешите, вам не хватает
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю
— 3 балла.
6. Вы выбираете
духи в подарок подруге.
а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;
б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга,
хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;
в) духи, которые
рекламировали в недавней
7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) не знаю
— 3 балла.
8. Задевает ли
вас, когда ваши коллеги (
а) да — 1 балл;
б) нет — 5 баллов;
в) иногда
— 3 балла.
9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?
а) да — 5 баллов;
б) нет — 1 балл;
в) не знаю
— 3 балла.
10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:
а) голубой — 1 балл;
б) желтый — 3 балла;
в) красный
— 5 баллов.
Я прошла тест, результат
меня не удивил. У меня нормальная
здоровая самооценка, я умею быть для
себя поддержкой и источником силы
и, и что главное не за счет других.
Вывод
Я еще не определилась кем хочу стать.
Атак если рассуждать, мне больше нравится офисная работа, я люблю общаться с людьми, возиться с бумагами, писать отчеты.
Хочу что бы работа меня заинтересовывала, что б был карьерный рост, стимул к лучшей жизни. А так вкусы меняются каждый год.
Я живу в согласии с собой,
знаю себя и могу себе
Министерство сельского хозяйства Российской федерации
Департамент научно-политической политики и образования
ФГБОУ
ВПО «Волгоградская
государственная сельскохозяйственная
академия»
Кафедра: Философии, истории и политологии
Дисциплина:
Деловая культура
Выполнил:
Студент 4 курса
Группы Т-43
Баязитова М.Е
Проверил:
Цепляева
С.А
Волгоград, 2011г