Самоактуализация личности и проблемы ее измерения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:05, реферат

Краткое описание

Основные тенденции развития современной педагогики как в нашей стране, так и за рубежом направлены на гуманизацию сферы образования, всестороннее развитие творческого потенциала обучающихся, формирование равноправных, партнерских отношений, духа сотрудничества между педагогами и обучающимися. Данные тенденции в той или иной степени характерны для различных областей и уровней системы образования (начальное, среднее, высшее). Поэтому для описания эталонной модели личности как педагога (учителя, преподавателя высшего учебного заведения), так и обучающегося (школьника, студента) педагогическая психология все чаще обращается к теориям, развивавшимся в русле экзистенциально-гуманистического направления в психологии (К. Роджерс, Ф. Перл, В. Франкл и др.)

Файлы: 1 файл

_Гуманитарное_Пси_Психология_Тесты_Разные тесты_Тест самоактуализации (САТ) Методологические данные.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

CAT был проверен по критерию эмпирической валидности использованием метода контрастных групп. В качестве испытуемых с предположительно низкой степенью самоактуализации были взяты две группы пациентов психиатрических клиник: 20 больных неврозами и 20 алкоголиков. В качестве испытуемых с предположительно более высокой, чем в среднем, степенью самоактуализации были протестированы 15 научных сотрудников одного из московских НИИ. В таблице 2 представлены средние оценки по шкалам теста и стандартные отклонения для каждой из указанных групп, а также различия в средних оценках по t-критерию Стьюдента [3, с. 49] между группой научных сотрудников, с одной стороны, и группами алкоголиков и невротиков, – с другой.

Результаты исследования продемонстрировали, что средние показатели CAT по группе научных работников превышают статистическую норму (50 Т-баллов) по 12 из 14 шкал (за исключением шкал Гибкости поведения и Си-нергии). Усредненные показатели у невротиков ниже нормы по всем 14 шкалам, у алкоголиков – по 12 из 14 шкал (исключения – Шкалы Гибкости поведения и Контактности). Как видно из таблицы, коэффициенты различий средних были значимыми на уровне α <0,01 по 11 и 6 шкалам между соответствующими группами. Можно предположить,

что при более строгом отборе самоактуализирующейся группы различия в оценках будут более яркими. Частично данное предположение подтвердилось, когда из группы научных сотрудников  была выделена подгруппа исполнителей творческих ролей – генератор идей, мыслитель, методолог.

 

 

Таблица 2.

Результаты проверки эмпирической валидности шкал CAT

 

Шкалы

CAT

Научн. сотр.

Невротики

Алкоголики

Коэф-ты t.1 и 2

группы

Коэф-ты

t.1 и 3

группы

μ

δ

μ

δ

μ

δ

Те

9,00

2,61

5,95

2,51

7,13

2,42

3,33**

1,98

I

48,15

7,04

36,15

8,45

43,00

8,41

4,42**

1,80

SAV

12,54

2,70

8,30

2,81

9,50

2,31

4,34**

3,22**

Ех

11,15

2,90

9,35

2,83

12,13

3,81

1,76

-0,79

Fr

6,69

1,52

5,10

1,92

5,06

1,99

2,65*

2,47*

S

8,15

2,19

4,15

2,00

5,88

1,36

5,30**

3,26**

Sr

8,38

2,26

5,10

3,09

7,00

4,00

3,44**

1,15

Sa

11,77

2,45

7,85

3,36

10,75

2,66

3,87**

1,07

Nc

6,31

1,55

4,80

1,54

4,69

2,50

2,74**

2,14*

Sy

3,62

1,17

2,90

1,21

3,63

1,45

1,70

-0,02

A

8,54

1,61

6,65

2,03

7,19

1,76

2,97**

2,49*

С

10,85

3,01

7,55

2,25

9,50

2,61

3,39**

1,26

Cog

5,46

2,22

4,50

1,84

4,22

1,95

1,27

1,58

Cr

7,46

1,86

4,90

1,20

5,44

1,33

4,40**

3,29**


 

μ – среднее арифметическое оценок;

δ – стандартное отклонение;

* – коэффициенты t, превышающие  критическое значение для а<0,05;

** – коэффициенты t, превышающие  критическое значение для а<0,01.

Отсутствие во время создания CAT других отечественных тестов, измеряющих степень самоактуализации, сделало невозможной его

непосредственную проверку по критерию конструктной валидности [8, с. 78–79]. Однако, косвенные данные были получены путем сопоставлении результатов тестирования по CAT (12 из 14 шкал) с результатами заполнения других личностных тестов одними и теми же испытуемыми. В частности, определялись такого рода связи между CAT, с одной стороны, и MMPI (31 испытуемый) и 16-PF (30 испытуемых), – с другой. Эти данные приведены в таблицах 3 и 4.

Ряд шкал MMPI, как и ожидалось, продемонстрировали значимую отрицательную корреляцию с CAT. В наибольшей степени это относится к шкалам Депрессии (2), Психастении (7) и Социальной интраверсии (0). (Следует отметить, что аналогичный результат получил и Э. Шостром при проверке конструктной валидности POI [12]). Почти все шкалы CAT коррелировали также с дополнительными шкалами MMPI Эмоциального стресса (Эс) и Уверенности в себе и высокой самооценки (Увс) (корреляции отрицательные с первой из них и положительные со второй). Наиболее высокую степень взаимосвязи (на уровне значимости α <0,001) оба показателя продемонстрировали со шкалами Поддержки, Ценностной ориентации. Спонтанности и Самоуважения. Любопытно, что именно по этим четырем шкалам усредненные оценки группы больных неврозами наиболее существенно отличались от нормы. По-видимому, данные шкалы характеризуют те личностные особенности, недостаточное развитие которых в наибольшей степени связано с психопатологией, невротическими расстройствами личности.

Корреляции с опросником Р. Кеттелла не были столь однозначными, полученные результаты продемонстрировали как прямые, так и обратные зависимости. Наиболее тесно связанными с показателями CAT оказались два фактора 16-PF – Сензитивности (1) (положительные корреляции) и Внутренней напряженности (Q4) (отрицательные корреляции). Интересно, что в аналогичном исследовании Э. Шострома с POI в наибольшей степени коррелировали другие факторы опросника – Доминирования (Е), Беззаботности (F) и Смелости (Н) [12].

 

 

Таблица 3.

Корреляции шкал CAT и MMPI

 

CAT/

Тс

I

SAV

Ex

Fr

S

MMPI

L

0,25

0,25

0,06

0,21

-0,06

-0.21

F

-0,04

-0.11

-0,35

0,10

0.08

-0,05

К

-0,09

0,17

0,05

-0,04

0,26

-0,30

1

-0,21

-0.15

-0,14

-0,05

0,16

-0,32

2

-0,63**

-0,55**

-0,54**

-0.25

-0.02

-0,53**

3

-0.13

-0,07

-0,21

-0,07

0,39*

-0,06

4

-0,15

-0,13

-0,29

0,03

0,21

-0,30

5

-0,34

-0,30

-0,34

-0,31

0.00

-0,57**

6

-0,08

-0.43*

-0,35

-0,14

-0,04

-0,39*

7

-0,45**

-0,58**

-0,57**

-0,15

-0,19

-0,48**

8

-0,18

-0.19

-0,33

-0.10

-0.02

-0,25

9

-0,12

0.06

-0,07

0,06

0,22

0.08

0

-0,50**

-0,42**

-0,27

-0.17

-0,13

-0,36*

Эс

-0,49**

-0,66**

-0,59**

-0,28

-0,23

-0,59**

Увс

0,53**

0,65**

0,70**

0.21

-0,05

0,58**

 

Sr

Sa

Nc

Sy

А

С

L

0.05

0.19

0,56**

0.28

0.15

0.23

F

-0,20

0,03

-0.23

-0.51**

-0,07

-0,18

К

0,02

0,04

0,38*

0,31

0,01

0,13

1

-0,26

-0.23

0,25

-0.10

-0,09

-0.23

2

-0.55**

-0,48**

-0,17

-0.20

-0,36*

-0.46**

3

-0,09

-0,12

0,12

-0.08

-0,03

-0.44

4

-0,14

0.02

-0,24

-0.24

-0,04

-0.33

5

-0,35

-0,39*

0,13

0.05

-0,17

-0,40*

6

-0,50**

-0,30

-0.01

-0.04

-0.37*

-0.24

7

-0,56**

-0,42*

-0,40*

-0,35

-0,41*

-0.42*

8

-0,27

-0,04

-0.25

-0,31

-0.15

-0,11

9

0,10

0.07

-0,28

-0.22

0,00

-0,05

0

-0,24

-0,36*

-0,12

-0,15

-0,17

-0,39*

Эс

-0,67**

-0,53**

-0,25

-0,30

-0,44*

-0,52**

Увс

0,67**

0,46**

0,25

0.18

0,41*

-0,36*


 

Здесь и в остальных таблицах:

*–коэффициенты г, превышающие  критические значения для α <0,05;

Коэффициенты, превышающие критически' значения для α <0,01.

Сложный и не вполне однозначный характер взаимосвязей шкал CAT с показателями MMPI и, особенно, 16-PF вполне объясним, если обратиться к анализу и сравнению принципов построения всех этих тестов, поскольку между ними есть существенные различия. С одной стороны, как и тест Р. Кеттела, CAT относится к «чертологическому» типу многомерных личностных опросников, основной диагностической категорией в которых является свойство, качество, черта личности, в отличие от теста MMPI, основанного на выделении различных психологических типов, объединяющих группы сходных испытуемых («типологический» подход к исследованию личности). В психодиагностике хорошо известны принципиальные отличия этих подходов (см., например, [7, с. 18–103]). С другой стороны, важнейшее различие между CAT и 16-PF заключается в том, что первый основан на определенной теоретической концепции, в соответствии с которой конструировались его шкалы (точнее, так был создан POI, на базе которого разрабатывался CAT), а опросник Р. Кеттелла создавался эмпирическим путем с помощью факторного анализа и не содержал заранее априорно заданной модели структуры личности. Это различие наиболее наглядно проявилось при факторизации Самоактуализационного теста (см. ниже).

В ходе психометрической проверки различных  параметров теста была также определена степень внутренней согласованности шкал CAT [3, с.38]. Для этого были подсчитаны коэффициенты корреляции между каждой парой шкал теста по материалам обследования 55 человек (см. таблицу 5).

 

Таблица 4.

Корреляции шкал CAT и 16–PF

 

CAT/16–PF

Те

I

SAV

Ex

Fr

S

A

-0,37*

0,06

-0,01

-0,11

0,08

0,02

В

0.27

-0,13

-0,23

-0.02

-0.08

-0.09

С

0,16

0,23

0,23

0,30

-0,31

-0,07

Е

-0,22

0,03

-0,03

0,03

0,04

0,00

F

-0,06

0,17

0,19

0.03

0,20

0,35

G

-0,26

-0.44*

-0,22

-0.68**

0,07

-0,25

Н

-0,17

0.28

0,26

0,16

0,14

0,37*

I

0,09

0,28

0,42*

0,15

0,04

0,41*

L

-0,19

-0,29

-0,36*

-0.23

0,19

-0.15

М

-0.05

0,32

0,22

0,47*

-0,32

0,12

N

0,10

-0,15

-0,16

-0.13

-0,09

-0.16

0

0,00

-0,46*

-0.22

-0,54**

0,08

-0,25

Ql

0,43*

0,13

0,32

0,05

-0.01

0,23

Q2

0,05

0,10

0,11

0,14

-0,05

-0,16

Оз

0,06

-0,06

0,01

-0,07

0,03

0,04

Q4

-0,18

0,41*

-0,42*

-0,36*

-0,21

-0,30

 

Sr

Sa

Nc

Sy

А

С

А

0,16

-0.19

-0,09

0,27

0,23

-0,06

В

-0,10

-0,16

0,15

-0,15

-0,21

0,22

С

0,27

0,25

0,37*

0,07

-0.02

0,29

Е

0,13

-0.42*

-0.27

0,37*

0,54**

-0,33

Р

0,00

-0,25

-0.06

0,37*

0,21

-0,01

G

-0,31

-0,44*

-0.20

-0,12

0.09

-0,33

Н

-0,04

-0,21

-0,08

0.50**

0,49**

-0,05

I

-0,04

0,12

0,37*

0,19

0,09

0,46*

L

-0,09

-0,60**

-0,38*

0.07

0,18

-0.35

М

0,32

0,26

0,26

0,16

-0,15

0,32

N

0,07

0,09

-0,11

-0,30

-0,19

0,12

О

-0,49**

-0.34

-0,16

-0,25

-0,04

-0,17

Ql

0,09

0,17

-0,13

-0,06

0.05

0,01

Q2

-0,01

0,29

0,28

-0,22

-0.37*

0,35

Q3

0,07

-0,19

0,06

-0,02

-0,01

0,03

Q4

-0,43*

-0.27

-0,44*

-0,22

0,05

-0,31


 

 

Таблица 5.

Интеркорреляции шкал CAT

 

 

I

SAV

Ex

Fr

S

Sr

Sa

Те

0,48**

0,37**

0,53**

0.28*

0,34*

0,53**

0,43**

I

 

0.71**

0,74**

0,44**

0,68**

0,66**

0.73**

SAV

   

0,49**

0,33*

0,64**

0,65**

0,34*

Ex

     

0,27*

0,51**

0,47**

0,53**

Fr

       

0,40**

0,15

0,18

S

         

0,41**

0,42**

Sr

           

0,48**

 

Nc

Sy

А

С

Cog

Cr

 

Те

-0,24

-0,02

0,30*

0.37**

0,21

0,36**

I

0,11

0.36**

0,66**

0,55**

0,20

0,53**

SAV

0,15

0,52**

0,44**

0,29*

0.15

0,51**

Ex

-0,03

0.33*

0.45**

0,47**

0,06

0,37**

Fr

-0,05

0.14

0,39**

0.37**

0,10

0,30*

S

-0,01

0,15

0,48**

0,29*

0,04

0,50**

Sr

0,02

0,18

0,34*

0,37**

0,32*

0,21

Sa

0,01

0,13

0,45**

0,29*

-0,02

0,41**

Nc

 

0,51**

-0,22

-0,12

0,06

-0,05

Sy

   

0,01

0,15

-0.04

0,15

A

     

0,48**

0,14

0.38**

С

       

0.13

0.31*

Cog

         

0.11


 

 

 

Данные, приведенные в таблице, показывают, что в целом тест оказался вполне внутренне согласованным, большинство корреляций были значимы на уровне          α<0,01. Однако шкалы блока концепции человека не показали значимых корреляций с другими. Можно предположить (об этом также свидетельствует и детальный анализ связей шкал данного блока с 16-PF и соответствующие результаты Э. Шострома), что шкала Представлений о природе человека и шкала Синергии в условиях нашей социокультурной системы сравнительно слабо связаны с синдромом самоактуализации. Невысокую корреляцию с другими шкалами показала также и включенная в тест шкала Познавательных потребностей. Здесь, однако, речь скорее может идти о необходимости некоторой доработки шкалы, чем о сомнениях в ее релевантности феномену самоактуализации. В основном же матрица интеркорреляций шкал CAT аналогична соответствующей матрице POI.

Для выяснения эмпирической структуры  теста и сравнения ее с заданной структурой шкал был проведен факторный анализ результатов тестирования 222 испытуемых различного пола, возраста, образовательного уровня и профессиональной принадлежности. Были построены две модели: 5-ти и 6-ти факторная. В результате их анализа удалось интерпретировать 5 факторов в 6-факторной модели и 4 в 5-факторной, причем 4 первых фактора в обеих моделях были содержательно аналогичны, хотя и не вполне одинаковы по значимости (суммарной дисперсии по факторам). Они были условно названы:

  • уровень психического здоровья, эмоциональной уравновешенности. По своему содержанию этот фактор близок к аналогичной шкале опросника Ф. Айзенка (EPI);
  • степень принятия субъектом социальных норм (в особенности, в сфере взаимоотношений с окружающими);
  • сила «супер-эго» или степень выраженности моральных качеств. Этот фактор имеет некоторое сходство с фактором «G» опросника Р. Кеттелла;
  • сила «эго» или степень выраженности волевых качеств. Данный фактор содержательно напоминает фактор «С» 16-PF.

Последний фактор, проинтерпретированный  как степень творческой направленности личности, был получен только в б-факторной модели. Он частично совпадает со шкалой Креативности, а также включает пункты ряда других шкал теста.

Большая часть интерпретируемых факторов оказалась стабильной, то есть не изменялась после ротации. Наиболее стабильным в обеих моделях был первый фактор.

Факторная структура теста, демонстрирующая эмпирически выявленные взаимосвязии составляющих его пунктов, в целом не совпала со структурой шкал, как базовых, так и дополнительных. Этот результат вполне закономерен и, как уже отмечалось выше, вероятно, отражает основной принцип, использованный при конструировании POI и, соответственно, CAT. Данный принцип заключается в том, что в основу теста была положена не эмпирически выявленная структура самоактуализирующейся личности, а теоретический конструкт, базирующийся на постулатах экзистециаль-но-гуманистической психологии, а также опыт практической психотерапевтической работы (напомним, что пункты методики были определены по результатам опроса практикующих психологов и психотерапевтов). Таким образом, структура теста соответствует данной теории и тем основным показателям, сферам личности, на коррекцию которых должна быть направлена психотерапия. Факторный анализ же выявил реальную эмпирическую структуру взаимосвязей пространства теста, его пунктов, в какой-то мере приближающуюся к факторной модели опросника Р. Кеттелла.

Информация о работе Самоактуализация личности и проблемы ее измерения