Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:05, реферат
Основные тенденции развития современной педагогики как в нашей стране, так и за рубежом направлены на гуманизацию сферы образования, всестороннее развитие творческого потенциала обучающихся, формирование равноправных, партнерских отношений, духа сотрудничества между педагогами и обучающимися. Данные тенденции в той или иной степени характерны для различных областей и уровней системы образования (начальное, среднее, высшее). Поэтому для описания эталонной модели личности как педагога (учителя, преподавателя высшего учебного заведения), так и обучающегося (школьника, студента) педагогическая психология все чаще обращается к теориям, развивавшимся в русле экзистенциально-гуманистического направления в психологии (К. Роджерс, Ф. Перл, В. Франкл и др.)
CAT был проверен по критерию эмпир
Результаты исследования продемонстрировали, что средние показатели CAT по группе научных работников превышают статистическую норму (50 Т-баллов) по 12 из 14 шкал (за исключением шкал Гибкости поведения и Си-нергии). Усредненные показатели у невротиков ниже нормы по всем 14 шкалам, у алкоголиков – по 12 из 14 шкал (исключения – Шкалы Гибкости поведения и Контактности). Как видно из таблицы, коэффициенты различий средних были значимыми на уровне α <0,01 по 11 и 6 шкалам между соответствующими группами. Можно предположить,
что при более строгом отборе самоактуализирующейся группы различия в оценках будут более яркими. Частично данное предположение подтвердилось, когда из группы научных сотрудников была выделена подгруппа исполнителей творческих ролей – генератор идей, мыслитель, методолог.
Таблица 2.
Результаты проверки эмпирической валидности шкал CAT
Шкалы CAT |
Научн. сотр. |
Невротики |
Алкоголики |
Коэф-ты t.1 и 2 группы |
Коэф-ты t.1 и 3 группы | |||
μ |
δ |
μ |
δ |
μ |
δ | |||
Те |
9,00 |
2,61 |
5,95 |
2,51 |
7,13 |
2,42 |
3,33** |
1,98 |
I |
48,15 |
7,04 |
36,15 |
8,45 |
43,00 |
8,41 |
4,42** |
1,80 |
SAV |
12,54 |
2,70 |
8,30 |
2,81 |
9,50 |
2,31 |
4,34** |
3,22** |
Ех |
11,15 |
2,90 |
9,35 |
2,83 |
12,13 |
3,81 |
1,76 |
-0,79 |
Fr |
6,69 |
1,52 |
5,10 |
1,92 |
5,06 |
1,99 |
2,65* |
2,47* |
S |
8,15 |
2,19 |
4,15 |
2,00 |
5,88 |
1,36 |
5,30** |
3,26** |
Sr |
8,38 |
2,26 |
5,10 |
3,09 |
7,00 |
4,00 |
3,44** |
1,15 |
Sa |
11,77 |
2,45 |
7,85 |
3,36 |
10,75 |
2,66 |
3,87** |
1,07 |
Nc |
6,31 |
1,55 |
4,80 |
1,54 |
4,69 |
2,50 |
2,74** |
2,14* |
Sy |
3,62 |
1,17 |
2,90 |
1,21 |
3,63 |
1,45 |
1,70 |
-0,02 |
A |
8,54 |
1,61 |
6,65 |
2,03 |
7,19 |
1,76 |
2,97** |
2,49* |
С |
10,85 |
3,01 |
7,55 |
2,25 |
9,50 |
2,61 |
3,39** |
1,26 |
Cog |
5,46 |
2,22 |
4,50 |
1,84 |
4,22 |
1,95 |
1,27 |
1,58 |
Cr |
7,46 |
1,86 |
4,90 |
1,20 |
5,44 |
1,33 |
4,40** |
3,29** |
μ – среднее арифметическое оценок;
δ – стандартное отклонение;
* – коэффициенты t, превышающие
критическое значение для а<0,
** – коэффициенты t, превышающие критическое значение для а<0,01.
Отсутствие во время создания CAT других отечественных тестов, измеряющих степень самоактуализации, сделало невозможной его
непосредственную проверку по критерию конструктной валидности [8, с. 78–79]. Однако, косвенные данные были получены путем сопоставлении результатов тестирования по CAT (12 из 14 шкал) с результатами заполнения других личностных тестов одними и теми же испытуемыми. В частности, определялись такого рода связи между CAT, с одной стороны, и MMPI (31 испытуемый) и 16-PF (30 испытуемых), – с другой. Эти данные приведены в таблицах 3 и 4.
Ряд шкал MMPI, как и ожидалось, продемонстрировали значимую отрицательную корреляцию с CAT. В наибольшей степени это относится к шкалам Депрессии (2), Психастении (7) и Социальной интраверсии (0). (Следует отметить, что аналогичный результат получил и Э. Шостром при проверке конструктной валидности POI [12]). Почти все шкалы CAT коррелировали также с дополнительными шкалами MMPI Эмоциального стресса (Эс) и Уверенности в себе и высокой самооценки (Увс) (корреляции отрицательные с первой из них и положительные со второй). Наиболее высокую степень взаимосвязи (на уровне значимости α <0,001) оба показателя продемонстрировали со шкалами Поддержки, Ценностной ориентации. Спонтанности и Самоуважения. Любопытно, что именно по этим четырем шкалам усредненные оценки группы больных неврозами наиболее существенно отличались от нормы. По-видимому, данные шкалы характеризуют те личностные особенности, недостаточное развитие которых в наибольшей степени связано с психопатологией, невротическими расстройствами личности.
Корреляции с опросником Р. Кеттелла не были столь однозначными, полученные результаты продемонстрировали как прямые, так и обратные зависимости. Наиболее тесно связанными с показателями CAT оказались два фактора 16-PF – Сензитивности (1) (положительные корреляции) и Внутренней напряженности (Q4) (отрицательные корреляции). Интересно, что в аналогичном исследовании Э. Шострома с POI в наибольшей степени коррелировали другие факторы опросника – Доминирования (Е), Беззаботности (F) и Смелости (Н) [12].
Таблица 3.
Корреляции шкал CAT и MMPI
CAT/ |
Тс |
I |
SAV |
Ex |
Fr |
S |
MMPI | ||||||
L |
0,25 |
0,25 |
0,06 |
0,21 |
-0,06 |
-0.21 |
F |
-0,04 |
-0.11 |
-0,35 |
0,10 |
0.08 |
-0,05 |
К |
-0,09 |
0,17 |
0,05 |
-0,04 |
0,26 |
-0,30 |
1 |
-0,21 |
-0.15 |
-0,14 |
-0,05 |
0,16 |
-0,32 |
2 |
-0,63** |
-0,55** |
-0,54** |
-0.25 |
-0.02 |
-0,53** |
3 |
-0.13 |
-0,07 |
-0,21 |
-0,07 |
0,39* |
-0,06 |
4 |
-0,15 |
-0,13 |
-0,29 |
0,03 |
0,21 |
-0,30 |
5 |
-0,34 |
-0,30 |
-0,34 |
-0,31 |
0.00 |
-0,57** |
6 |
-0,08 |
-0.43* |
-0,35 |
-0,14 |
-0,04 |
-0,39* |
7 |
-0,45** |
-0,58** |
-0,57** |
-0,15 |
-0,19 |
-0,48** |
8 |
-0,18 |
-0.19 |
-0,33 |
-0.10 |
-0.02 |
-0,25 |
9 |
-0,12 |
0.06 |
-0,07 |
0,06 |
0,22 |
0.08 |
0 |
-0,50** |
-0,42** |
-0,27 |
-0.17 |
-0,13 |
-0,36* |
Эс |
-0,49** |
-0,66** |
-0,59** |
-0,28 |
-0,23 |
-0,59** |
Увс |
0,53** |
0,65** |
0,70** |
0.21 |
-0,05 |
0,58** |
Sr |
Sa |
Nc |
Sy |
А |
С | |
L |
0.05 |
0.19 |
0,56** |
0.28 |
0.15 |
0.23 |
F |
-0,20 |
0,03 |
-0.23 |
-0.51** |
-0,07 |
-0,18 |
К |
0,02 |
0,04 |
0,38* |
0,31 |
0,01 |
0,13 |
1 |
-0,26 |
-0.23 |
0,25 |
-0.10 |
-0,09 |
-0.23 |
2 |
-0.55** |
-0,48** |
-0,17 |
-0.20 |
-0,36* |
-0.46** |
3 |
-0,09 |
-0,12 |
0,12 |
-0.08 |
-0,03 |
-0.44 |
4 |
-0,14 |
0.02 |
-0,24 |
-0.24 |
-0,04 |
-0.33 |
5 |
-0,35 |
-0,39* |
0,13 |
0.05 |
-0,17 |
-0,40* |
6 |
-0,50** |
-0,30 |
-0.01 |
-0.04 |
-0.37* |
-0.24 |
7 |
-0,56** |
-0,42* |
-0,40* |
-0,35 |
-0,41* |
-0.42* |
8 |
-0,27 |
-0,04 |
-0.25 |
-0,31 |
-0.15 |
-0,11 |
9 |
0,10 |
0.07 |
-0,28 |
-0.22 |
0,00 |
-0,05 |
0 |
-0,24 |
-0,36* |
-0,12 |
-0,15 |
-0,17 |
-0,39* |
Эс |
-0,67** |
-0,53** |
-0,25 |
-0,30 |
-0,44* |
-0,52** |
Увс |
0,67** |
0,46** |
0,25 |
0.18 |
0,41* |
-0,36* |
Здесь и в остальных таблицах:
*–коэффициенты г, превышающие критические значения для α <0,05;
Коэффициенты, превышающие критически' значения для α <0,01.
Сложный и не вполне однозначный характер взаимосвязей шкал CAT с показателями MMPI и, особенно, 16-PF вполне объясним, если обратиться к анализу и сравнению принципов построения всех этих тестов, поскольку между ними есть существенные различия. С одной стороны, как и тест Р. Кеттела, CAT относится к «чертологическому» типу многомерных личностных опросников, основной диагностической категорией в которых является свойство, качество, черта личности, в отличие от теста MMPI, основанного на выделении различных психологических типов, объединяющих группы сходных испытуемых («типологический» подход к исследованию личности). В психодиагностике хорошо известны принципиальные отличия этих подходов (см., например, [7, с. 18–103]). С другой стороны, важнейшее различие между CAT и 16-PF заключается в том, что первый основан на определенной теоретической концепции, в соответствии с которой конструировались его шкалы (точнее, так был создан POI, на базе которого разрабатывался CAT), а опросник Р. Кеттелла создавался эмпирическим путем с помощью факторного анализа и не содержал заранее априорно заданной модели структуры личности. Это различие наиболее наглядно проявилось при факторизации Самоактуализационного теста (см. ниже).
В ходе психометрической проверки различных параметров теста была также определена степень внутренней согласованности шкал CAT [3, с.38]. Для этого были подсчитаны коэффициенты корреляции между каждой парой шкал теста по материалам обследования 55 человек (см. таблицу 5).
Таблица 4.
Корреляции шкал CAT и 16–PF
CAT/16–PF |
Те |
I |
SAV |
Ex |
Fr |
S |
A |
-0,37* |
0,06 |
-0,01 |
-0,11 |
0,08 |
0,02 |
В |
0.27 |
-0,13 |
-0,23 |
-0.02 |
-0.08 |
-0.09 |
С |
0,16 |
0,23 |
0,23 |
0,30 |
-0,31 |
-0,07 |
Е |
-0,22 |
0,03 |
-0,03 |
0,03 |
0,04 |
0,00 |
F |
-0,06 |
0,17 |
0,19 |
0.03 |
0,20 |
0,35 |
G |
-0,26 |
-0.44* |
-0,22 |
-0.68** |
0,07 |
-0,25 |
Н |
-0,17 |
0.28 |
0,26 |
0,16 |
0,14 |
0,37* |
I |
0,09 |
0,28 |
0,42* |
0,15 |
0,04 |
0,41* |
L |
-0,19 |
-0,29 |
-0,36* |
-0.23 |
0,19 |
-0.15 |
М |
-0.05 |
0,32 |
0,22 |
0,47* |
-0,32 |
0,12 |
N |
0,10 |
-0,15 |
-0,16 |
-0.13 |
-0,09 |
-0.16 |
0 |
0,00 |
-0,46* |
-0.22 |
-0,54** |
0,08 |
-0,25 |
Ql |
0,43* |
0,13 |
0,32 |
0,05 |
-0.01 |
0,23 |
Q2 |
0,05 |
0,10 |
0,11 |
0,14 |
-0,05 |
-0,16 |
Оз |
0,06 |
-0,06 |
0,01 |
-0,07 |
0,03 |
0,04 |
Q4 |
-0,18 |
0,41* |
-0,42* |
-0,36* |
-0,21 |
-0,30 |
Sr |
Sa |
Nc |
Sy |
А |
С | |
А |
0,16 |
-0.19 |
-0,09 |
0,27 |
0,23 |
-0,06 |
В |
-0,10 |
-0,16 |
0,15 |
-0,15 |
-0,21 |
0,22 |
С |
0,27 |
0,25 |
0,37* |
0,07 |
-0.02 |
0,29 |
Е |
0,13 |
-0.42* |
-0.27 |
0,37* |
0,54** |
-0,33 |
Р |
0,00 |
-0,25 |
-0.06 |
0,37* |
0,21 |
-0,01 |
G |
-0,31 |
-0,44* |
-0.20 |
-0,12 |
0.09 |
-0,33 |
Н |
-0,04 |
-0,21 |
-0,08 |
0.50** |
0,49** |
-0,05 |
I |
-0,04 |
0,12 |
0,37* |
0,19 |
0,09 |
0,46* |
L |
-0,09 |
-0,60** |
-0,38* |
0.07 |
0,18 |
-0.35 |
М |
0,32 |
0,26 |
0,26 |
0,16 |
-0,15 |
0,32 |
N |
0,07 |
0,09 |
-0,11 |
-0,30 |
-0,19 |
0,12 |
О |
-0,49** |
-0.34 |
-0,16 |
-0,25 |
-0,04 |
-0,17 |
Ql |
0,09 |
0,17 |
-0,13 |
-0,06 |
0.05 |
0,01 |
Q2 |
-0,01 |
0,29 |
0,28 |
-0,22 |
-0.37* |
0,35 |
Q3 |
0,07 |
-0,19 |
0,06 |
-0,02 |
-0,01 |
0,03 |
Q4 |
-0,43* |
-0.27 |
-0,44* |
-0,22 |
0,05 |
-0,31 |
Таблица 5.
Интеркорреляции шкал CAT
I |
SAV |
Ex |
Fr |
S |
Sr |
Sa | |
Те |
0,48** |
0,37** |
0,53** |
0.28* |
0,34* |
0,53** |
0,43** |
I |
0.71** |
0,74** |
0,44** |
0,68** |
0,66** |
0.73** | |
SAV |
0,49** |
0,33* |
0,64** |
0,65** |
0,34* | ||
Ex |
0,27* |
0,51** |
0,47** |
0,53** | |||
Fr |
0,40** |
0,15 |
0,18 | ||||
S |
0,41** |
0,42** | |||||
Sr |
0,48** | ||||||
Nc |
Sy |
А |
С |
Cog |
Cr |
||
Те |
-0,24 |
-0,02 |
0,30* |
0.37** |
0,21 |
0,36** | |
I |
0,11 |
0.36** |
0,66** |
0,55** |
0,20 |
0,53** | |
SAV |
0,15 |
0,52** |
0,44** |
0,29* |
0.15 |
0,51** | |
Ex |
-0,03 |
0.33* |
0.45** |
0,47** |
0,06 |
0,37** | |
Fr |
-0,05 |
0.14 |
0,39** |
0.37** |
0,10 |
0,30* | |
S |
-0,01 |
0,15 |
0,48** |
0,29* |
0,04 |
0,50** | |
Sr |
0,02 |
0,18 |
0,34* |
0,37** |
0,32* |
0,21 | |
Sa |
0,01 |
0,13 |
0,45** |
0,29* |
-0,02 |
0,41** | |
Nc |
0,51** |
-0,22 |
-0,12 |
0,06 |
-0,05 | ||
Sy |
0,01 |
0,15 |
-0.04 |
0,15 | |||
A |
0,48** |
0,14 |
0.38** | ||||
С |
0.13 |
0.31* | |||||
Cog |
0.11 |
Данные, приведенные в таблице, показывают, что в целом тест оказался вполне внутренне согласованным, большинство корреляций были значимы на уровне α<0,01. Однако шкалы блока концепции человека не показали значимых корреляций с другими. Можно предположить (об этом также свидетельствует и детальный анализ связей шкал данного блока с 16-PF и соответствующие результаты Э. Шострома), что шкала Представлений о природе человека и шкала Синергии в условиях нашей социокультурной системы сравнительно слабо связаны с синдромом самоактуализации. Невысокую корреляцию с другими шкалами показала также и включенная в тест шкала Познавательных потребностей. Здесь, однако, речь скорее может идти о необходимости некоторой доработки шкалы, чем о сомнениях в ее релевантности феномену самоактуализации. В основном же матрица интеркорреляций шкал CAT аналогична соответствующей матрице POI.
Для выяснения эмпирической структуры теста и сравнения ее с заданной структурой шкал был проведен факторный анализ результатов тестирования 222 испытуемых различного пола, возраста, образовательного уровня и профессиональной принадлежности. Были построены две модели: 5-ти и 6-ти факторная. В результате их анализа удалось интерпретировать 5 факторов в 6-факторной модели и 4 в 5-факторной, причем 4 первых фактора в обеих моделях были содержательно аналогичны, хотя и не вполне одинаковы по значимости (суммарной дисперсии по факторам). Они были условно названы:
Последний фактор, проинтерпретированный как степень творческой направленности личности, был получен только в б-факторной модели. Он частично совпадает со шкалой Креативности, а также включает пункты ряда других шкал теста.
Большая часть интерпретируемых факторов оказалась стабильной, то есть не изменялась после ротации. Наиболее стабильным в обеих моделях был первый фактор.
Факторная структура теста, демонстрирующая
эмпирически выявленные взаимосвязии
составляющих его пунктов, в целом не совпала
со структурой шкал, как базовых, так и
дополнительных. Этот результат вполне
закономерен и, как уже отмечалось выше,
вероятно, отражает основной принцип,
использованный при конструировании POI
и, соответственно, CAT. Данный принцип заключается
в том, что в основу теста была положена
не эмпирически выявленная структура
самоактуализирующейся личности, а теоретический
конструкт, базирующийся на постулатах
экзистециаль-но-
Информация о работе Самоактуализация личности и проблемы ее измерения