Роль психологических знаний в подготовке будущих дефектологов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:24, статья

Краткое описание

В условиях модернизации образования особую актуальность приобретает вопрос о профессиональной подготовке студентов-дефектологов, так как на сегодняшний день, к огромному сожалению, практически повсеместно наблюдается ухудшение физического, психического, соматического и нравственного здоровья детей.

Файлы: 1 файл

статья Исабекова.doc

— 46.00 Кб (Скачать)


Где жирный текст включи в слайды, где  перечисляется  отметь в рамки ну включи фантазию, чтобы было красочно и небольшие тексты лучше читать , поэтому раздроби, и будешь просто перелистывать если что 

 

 

 

Роль психологических знаний в подготовке будущих дефектологов.

 

Исабекова А.

Кенжебаева Т.Б.

студент Павлодарского государственного педагогического института,

г. Павлодар

 

В условиях модернизации образования особую актуальность приобретает вопрос о профессиональной подготовке студентов-дефектологов, так как на сегодняшний день, к огромному сожалению, практически повсеместно наблюдается ухудшение физического, психического, соматического и нравственного здоровья детей.

Современное общество предъявляет к выпускнику – будущему специалисту иные требования. Он должен быть педагогом – профессионалом с современным мышлением, способным решать нестандартные профессиональные и жизненные ситуации, умеющим самостоятельно осваивать новое, свободно ориентироваться в выбранной профессии дефектолога, включать в творческий процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья. От качества кадрового потенциала зависит качество образования. Поэтому главной целью в процессе подготовки будущих учителей-дефектологов является не только и не столько освоение знаний и умений, сколько развитие личности, формирование ее ключевых компетенций [1].

Профессиональная компетентность является основным показателем квалификации современного специалиста, компетентный специалист должен не только понимать существо проблемы, но уметь решить ее практически в любых нестандартных условиях с продуктивным выходом.

Профессиональная готовность будущего учителя рассматривается как целостное образование личности, интегрирующее такие компоненты:

- мотивационный,

- содержательный

- операционный.

Ядром профессионально-педагогической подготовки учителя-дефектолога выступает общепедагогическая подготовка, отражающая единство содержательной и операционной структуры педагогической деятельности, и тесную связь методологии, теории, методики и практики единого педагогического процесса.

Система подготовки будущего учителя для работы с детьми с особыми образовательными потребностями включает в себя следующие блоки:

общекультурной,

медико-биологической,

психолого-педагогической

и специальной подготовки.

Готовность к профессиональной деятельности заключается в усвоении полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности; а готовность к коррекционно-педагогической деятельности представляет собой совокупность когнитивного (знание психологических особенностей групп детей с ограниченными возможностями развития, и их типологию), эмоционально-мотивационного (адекватное отношение к данной группе детей, стремление помочь им актуализировать свой внутренний потенциал) и практического (владение способами организации деятельности, умение придавать ей воспитывающий и коррекционно-развивающий характер) компонентов.

Успешное формирование профессионализма личности и деятельности будущих специалистов дефектологов базируется на их готовности к труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов. В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.

Профессионалу-дефектологу нередко предъявляются самые высокие требования, которые предполагают полную самоотдачу и актуализацию ресурсных возможностей. Противоречие между возросшими требованиями со стороны общества, требованиями к деятельности дефектолога и сформированными в вузе социально и профессионально важными качествами личности разрешается в ведущей профессионально-педагогической деятельности, детерминирующей следующие психологические новообразования:

- профессиональное самоопределение;

- профессионально важные качества личности;

- профессионально-ценностные ориентации.

Как представители профессии типа «человек-человек» дефектологи, чтобы быть профессионально успешными, должны развить в себе такие профессионально значимые умения и качества личности, как:

рефлексивность,

интерес к другому человеку,

стремление к общению,

коммуникабельность,

доброжелательность,

бесконфликтность,

децентрацию,

хорошую саморегуляцию,

эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми,

адаптивность,

произвольность поведения,

способность оказывать эмоциональное воздействие,

эмпатичность,

отзывчивость,

выдержку,

собранность,

пунктуальность [2].

В то же время профессия дефектолога в большей степени, чем близкие ей профессии, подвержена разнообразным деструкциям. Подготовка дефектологов, подобно подготовке психологов. Сложность и парадоксальность ситуации формирования профессиональной компетентности и профессиональной идентичности представлена в том, что специалисты, имеющее базовое дефектологическое образование, не работают по специальности. В то же время работают дефектологами и психологами и идентифицируют себя в качестве таковых те специалисты, которые прошли определенный путь профессионального становления вне дефектологии и психологии. Для того чтобы стать профессионалом в своей области, человек вынужден потратить годы и даже десятилетия на усвоение, поддержание и развитие специализированных качеств, на выход из кризисов профессионального становления. В этот период формируются профессионально значимые качества, а в неблагоприятных условиях под влиянием повторяющихся проблемных моментов в избранной области профессиональной деятельности деформируются личностные качества.

Основная деятельность учителя-дефектолога в школе-интернате направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в специализированных (коррекционных) условиях обучения. Этим учащимся обеспечивается дефектологическое сопровождение, которое подразумевает включение работы специалиста во все сферы учебно-воспитательного процесса. Содержание работы учителя-дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям.

В качестве основных организационных принципов работы учителя-дефектолога следует выделить следующие:

1) Использование комплексного подхода к диагностике, коррекции и реабилитации

2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений

3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».

4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия.

5) Организация динамического наблюдения за развитием учащегося, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося.

6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности учебных знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка

Содержание деятельности учителя-дефектолога обеспечивает решение следующих задач:

– выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;

– составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПК;

– динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

– отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;

– консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы учителя-дефектолога: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Помимо традиционных направлений дополнительно выделено аналитическое, которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями учащихся. Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями, обследование учащихся на ПМПК, выступает инициатором выведения отдельных учащихся в специальные (коррекционные) учреждения основываясь на свои знания в области психологии той или другой категории аномальных детей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. №10. С. 3-7.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.

3. Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология.1997. №1.

4. Лысенко Е.М. Профилактика психологических деформаций // Вест. Лен. ун-та, 1990.

5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.

 

 



Информация о работе Роль психологических знаний в подготовке будущих дефектологов