Роль эмоциональных состояний в жизни личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:51, реферат

Краткое описание

Данная работа посвящена более детальному рассмотрению различных видов эмоциональных состояний человека и оценке их роли в жизни каждого из нас.
Способность легко определить эмоциональное состояние другого человека может позволить правильно подобрать сотрудников, вероятных друзей и даже супругов. Это даст возможность значительно повысить эффективность работы любой организации, качество или даже безопасность личной жизни. В уже сложившемся окружении поможет намного легче справляться с существующими проблемами. Ведь каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием.

Оглавление

Введение. 3
1.Эмоциональные состояния. 3
2.Настроение. 3
3.Аффект. 5
4.Фрустрация. 8
Заключение. 10
Список литературы. 10

Файлы: 1 файл

1 реферат по психологии.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

     Центральная стадия, когда аффект развивается до своего кульминационного пункта. Эта стадия характеризуется резкими изменениями и даже нарушениями нормальной деятельности всего организма. Процессы возбуждения, особенно в подкорковых центрах, достигают своей высшей силы, глубокое торможение охватывает важнейшие центры коры, функции которых угнетаются, в связи с чем распадаются высшие нервные процессы, связанные с приобретенными в течение жизненного опыта и воспитания социальными и моральными установками личности, нарушаются механизмы второй сигнальной системы и соответственно расстраивается деятельность мышления и речи. Снижается способность произвольного внимания, человек в значительной степени теряет контроль за своими действиями, наблюдается расстройство малых ручных движений, играющих большую роль в процессе труда. Усиливается деятельность желез внутренней секреции и автономной нервной системы; нарушается ритм дыхания, которое становится сильным и прерывистым; кровообращение то усиливается, то ослабляется, что сказывается в резких и внезапных переходах от покраснения к побледнению лица; и наоборот, повышается температура тела, человек потеет, резкие нарушения наблюдаются в деятельности органов пищеварения и т. д. Эта стадия в развитии аффекта иногда имеет характер не одной кульминационной, а нескольких вершин: период бурного течения аффекта сменяется периодом его затухания, после чего аффективные проявления вновь усиливаются, и т. д.

     Заключительная  стадия, во время которой внешние и внутренние проявления аффекта более или менее быстро затухают. Иногда после сильных, “разрушающих” аффектов жизнедеятельность организма падает ниже нормы: огромная трата нервных сил сменяется их упадком, человек чувствует себя усталым, “разбитым”, у него наблюдается апатия, безразличное отношение к окружающему, сонливость.

     3. Безотчетность эмоционального переживания. Она бывает большей или меньшей, в зависимости от силы аффекта, и выражается в снижении сознательного контроля над своими действиями: в состоянии аффекта человек иногда совершенно не сознает, что он делает, не в состоянии руководить своими действиями и поступками, не способен держать себя в руках; он полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение. Однако полная безотчетность ("я был невменяем", "я не помню, что я делал") наблюдается лишь при особо сильных аффектах, когда важнейшие отделы коры головного мозга полностью тормозятся и подкорковые центры совершенно освобождаются от сознательного контроля. В большинстве же случаев, особенно в начальной стадии, характеризующейся постепенным нарастанием аффективных проявлений, контроль над своим поведением и возможность торможения аффекта сохраняется. Это наблюдается в тех случаях, когда человек отличается сильным самообладанием и устойчивыми, выработанными годами привычками культурного поведения.

     4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком всю личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого суживается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, и выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

     Любые чувства могут значительно усиливаться  в своей интенсивности и доходить до стадии аффекта. Обычно в условиях общественной жизни и деятельности людям приходится сдерживать резкие и сильные проявления эмоций и не доводить их до аффективных состояний, особенно если они являются социально отрицательными и приводят к нарушению требований общественного быта и морали. Однако это не значит, что необходимо сдерживать все и всякие аффективные проявления. Если аффекты вызываются событиями и обстоятельствами большого общественного значения (энтузиазм при одержании победы в важной области труда, восторг при восприятии величественных картин природы, совершенных произведений искусства, волнение при наблюдении опасной борьбы человека с природой и его героических поступков), их положительное значение для полноценного развития человеческой личности огромно. Положительные аффективные проявления даже менее значительной интенсивности, часто наблюдаемые в жизни людей, следует считать необходимыми и полезными для развития и нормальной жизнедеятельности человека. Открытое и искреннее сильное выражение положительных чувств облагораживает человека, раскрывает лучшие стороны его личности, содействует здоровой жизнедеятельности его организма. Наоборот, подавление положительных аффектов, постоянное сдерживание их внешнего проявления оказывает очень вредное влияние как на развитие характера человека, так и на нормальное течение органических процессов. [3]

     Аффективные состояния могут проявляться  в разных формах. Рассмотрим некоторые из них.

     Страх – безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция. Страх возник как биологически защитный механизм. Многие из врожденных страхов сохраняются у людей, хотя в условиях цивилизации они сильно изменены. У многих людей страх связывается с астенической эмоцией, вызывает снижение мышечного тонуса. При этом лицо принимает вид застывшей маски. Во многих случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха – дрожание мышц тела, сухость во рту, резкое учащение пульса и т.п.

     Социально обусловленные причины страха –  угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т.п. – вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

     Наивысшая степень страха, переходящая в  аффект – ужас. В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения, и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

     У неуравновешенных лиц со слабым типом  нервной системы могут встречаться навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности – фобии (боязнь высоты, боязнь темноты, острых предметов и т.п.).

     Страх – пассивно-оборонительная реакция  на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер – гнев.

     Гнев  сопровождается угрожающей мимикой, позой  нападения, нередко криком.

     Страх и гнев могут достичь степени  аффекта, но, порой, они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.

     Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, проявлять выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности. Например, человек дома разрешает себе быть аффективным, слишком вспыльчивым, а на работе «держит себя в руках» и наоборот. Значит, может сдержаться, когда считает необходимым. Главное в предупреждении аффективного состояния – чувство ответственности перед собой и перед окружающими людьми.

     На  начальной стадии воля еще не совсем подавлена и можно сознательно не допустить развития аффекта. При этом, важно сосредоточить внимание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся также: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Очень большую роль в возможности преодоления аффектов играют качества личности, ее воспитание. Склонность к аффективному поведению может быть преодолена путем самовоспитания. [2]

     4. Фрустрация.

     Фрустрация (от лат. frustratio — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — это конфликтное, отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими препятствиями на пути достижения высокозначимых для субъекта целей. Это состояние по своим проявлениям сходно со стрессом и выражается в характерных особенностях переживаний и поведения. Фрустрация вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к принятию решения. Жизнь современного человека полна всевозможных ограничений и запретов и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные ответные эмоциональные реакции. Такие реакции, возникающие в условиях конфликта как следствие противоречия между неудовлетворенными желаниями и существующими в обществе ограничениями и запретами, и называют фрустрациями. Г. Селье называл фрустрацию еще короче — “стрессом рухнувшей надежды”. Рассматривая фрустрацию, необходимо выделять причину, вызывающую это состояние (фрустратор), фрустрационную ситуацию и ответную реакцию на нее.

     Фрустрация  сопровождается негативным влиянием на психику и сознание человека. Однако, данное состояние обладает и определенной конструктивной ролью, способствуя  достижению поставленной цели. Благодаря ее воздействию на психику субъекта в мотивационной сфере его личности нередко доминирующее значение приобретают мотивы достижения, усиливается привлекательность поставленной цели.

     Фрустрация  проявляется только тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

     Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности  воздействующего фактора, состояния  человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрируюшим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

     Выделяют  три типа ситуаций, вызывающих фрустрацию:

     1. Ситуация лишения, т.е. отсутствие необходимых средств для достижения цели или удовлетворения потребности.

     2. Ситуация потери (смерть близкого человека, потеря жилья и т.д.).

     3. Ситуация конфликта (например, любовный треугольник).

     Психические состояния при потере, лишении  и конфликте весьма различны. Однако можно выделить некоторые типичные состояния, которые часто встречаются  при действии фрустраторов, проявляющиеся  в индивидуальной форме.

     Среди таких типичных реакций, развивающихся при фрустрации, прежде всего следует отметить агрессию. Типическое состояние в данном случае характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостью, в ряде случаев желанием на ком-то или на чем-то “сорвать зло”, грубость.

     Выражением  фрустрации можно считать фиксацию. Этот термин можно понимать в двух смыслах. Часто он понимается как стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, не враждебно, является продолжением прежней деятельности по инерции. Фиксацию можно понимать и как своего рода привязанность к фрустратору, который поглощает все внимание, вызывает потребность длительное время воспринимать, переживать, анализировать его. При этом отмечается стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации заключается в том, что в ответ на действие фрустраторов развивается капризное поведение. Активной формой проявления фрустрации является также уход в отвлекающую, позволяющую “забыться” деятельность.

     Фрустрация  может проявиться в депрессивных состояниях. Депрессию можно рассматривать как нечто противоположное агрессии. Для депрессии типичны чувство печали, осознание неуверенности, бессилия, безнадежности, а иногда — полного отчаяния. Особой разновидностью депрессии являются состояния скованности и апатии, как бы временного оцепенения.

     К типичным для фрустрации реакциям можно  также отнести регрессию — возвращение к более примитивным, нередко инфантильным формам поведения, а также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.

     Характеризующие фрустрацию психические состояния  могут наблюдаться в виде кратких  вспышек агрессии или продолжительных  настроений, в некоторых случаях оставляющих заметный след в личности человека.

     Фрустрации  могут быть:

     а) типичными для характера человека (например, агрессивное состояние более типично для человека несдержанного, грубого, а депрессия — для человека неуверенного в себе);

     б) нетипичными, но выражающими начало возникновения новых черт характера (например, агрессия может быть у человека сдержанного, но становящегося несдержанным вследствие воздействия фрустратора);

     в) эпизодическими, преходящими (действие фрустраторов, которые у самого уравновешенного, спокойного человека могут вызвать агрессию, при этом фрустрация не проникает “вглубь” человека, оставаясь лишь ситуационным эпизодом).  [4]

     Заключение.

     Эмоции  управляют человеком намного  сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций – это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека. Не важно, к какой социальной группе относится человек, каков его образовательный уровень, его реакции на жизнь, на окружающих, будут определяться только его эмоциональным состоянием. Даже наоборот, его образование, интересы, группа, к которой он принадлежит, будут определяться его эмоциями. Каждый человек способен испытывать эмоции только в некотором небольшом диапазоне, а для того чтобы испытать существенно иные эмоции, надо, чтобы произошло какое-то совсем нерядовое событие. Например, если человек неэмоциональный, то вызвать эмоции могут только большой выигрыш, или сильная потеря, а все остальное может только привлечь его внимание или вызвать небольшой интерес или отторжение. В то же время, на эмоционально сильного человека даже подобная существенная потеря, например, денег или работы, не окажет существенного влияния. От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни. Таким образом, эмоция – это и есть сама жизнь. Обычно человек хорошо знает свое состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Он ожидает какие-то определенные реакции от окружающих, но почему-то они реагируют иначе, живут иначе, думают иначе. И жизнь других для него становится непонятной. В повседневной жизни люди расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию. Есть набор неизменных реакций, соответствующих каждому эмоциональному состоянию. Если мы выберем совершенно разных людей, находящихся в одном и том же эмоциональном состоянии, то мы увидим, что у всех этих людей будут совершенно одинаковые реакции на жизнь. То есть люди совершенно разные, а реакции на жизнь одинаковые, если у них одно и то же эмоциональное состояние. Это строгий факт, и его можно легко проверить в жизни. У всех людей эмоции изменяются в строго определенном порядке. И эта закономерность применима для всех без исключения людей.

Информация о работе Роль эмоциональных состояний в жизни личности