Речевые навыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

Знакомство с иностранным языком в дошкольном возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, на развитие его речевой культуры, расширение кругозора. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретенная в детском саду, впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи, возникающий у некоторых школьников.

Файлы: 1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ (1).doc

— 46.50 Кб (Скачать)

Выступление на областной научно-практической конференции

«Региональная модель иноязычного образования  Белгородской области

28 ноября 2008 года

ФОРМИРОВАНИЕ  РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ 

У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Микулёнок Ирина  Васильевна

МОУ «Краснояружская  средняя общеобразовательная школа №1»

   В настоящее время раннее обучение иностранному языку становится неотъемлемой частью начального этапа языкового образования в школе. Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения.

   Знакомство с иностранным языком  в дошкольном возрасте благотворно  влияет на общее психическое  развитие ребенка, на развитие  его речевой культуры, расширение  кругозора. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база, приобретенная в детском саду, впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи, возникающий у некоторых школьников.

   Раннее обучение иностранному языку более предпочтительно, так как у маленького ребенка меньшие речевые потребности. Ему не приходится решать сложные коммуникативные задачи, овладевая иностранным языком, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.

   Цель данной статьи – раскрыть основные возможные направления в формировании элементарных навыков общения дошкольников: приемы обучения произношению и лексике, игра, как ведущий метод обучения дошкольников.

   С точки зрения И.Л. Шолпо главными целями в обучении дошкольников иностранному языку являются:

формирование  у детей первичных навыков  общения на иностранном языке;

умения  пользоваться иностранным языком для  выражения своих мыслей и чувств в реально возникающих ситуациях  общения;

создание  положительной установки на дальнейшее изучение иностранного языка;

пробуждение интереса к жизни и культуре других стран.

Процесс освоения иностранного языка в период дошкольного детства должен иметь  коммуникативную направленность. Дети приобретают элементарные коммуникативные навыки как во время диалогического общения (т.е. умение приветствовать собеседника и прощаться в конце разговора, умение слушать собеседника и реагировать на его вопросы ), так и в монологе (т.е. умение рассказать о себе, своей семье, любимой игрушке, умение описать животное ). Следует помнить, что на начальном этапе происходит обучение только устным видам речевой деятельности, т.е. говорению и аудированию.

   Общение на иностранном языке  должно быть мотивированным и  целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является игра. Игры на занятиях не должны быть эпизодическими и изолированными. Необходима сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя другие виды деятельности в процессе обучения языку. В основе игровой методики лежит создание воображаемой ситуации и принятие ребенком или преподавателем той или иной роли.

   Практика показывает положительное  влияние всех видов игр: дидактических, подвижных, творческих, ролевых игр-драматизаций и т.д. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых умений и навыков.

   Существует огромное количество вариаций игровых методик при обучении произношению. Одна из которых – удивительная произносительная зарядка, которую предлагает Долганина В.В., автор статьи «Путешествие по волшебной стране английских звуков» из журнала «Иностранные языки в школе» №3 2008 года. В данном случае в основу фонетической зарядки положена звукоподражательная игра с интересным и занимательным сюжетом. Рассмотрим пример.

Учитель: Ребята, мы идем по сказочному лесу. Я  слышу голос совы. Послушайте и  вы: “Tuwit-tuwooo, tuwit-tuwooo.”А вот и сама сова из английского леса. It’s an owl. Чтобы продолжить наше путешествие, нам нужно выучить стишок про сову. Listen and repeat: “An old owl sat in an oak. The more he heard. The less he spoke.”Дети слушают и повторяют за учителем.

Несомненно, что петухи и в России, и в Англии поют одинаково. Но русским слышится, что петух кричит «ку-ка-ре-ку», а англичанам “Cock-a-doodle-do”. Перечень сравнений можно продолжить. Ясно одно, что природа «говорит» везде одинаково, но воспринимаются и воспроизводятся звуки по-разному в силу сложившегося языка, уклада жизни.

   Путешествуя по стране английских звуков, учитель занятие за занятием листает первые страницы занимательного страноведения. Учитель шаг за шагом погружает малышей в мир английских звуков, которые дети слышат в английском лесу, на английском лугу, во дворе английского фермера и т.д. Уметь слышать и представлять, как слышат другие, уметь различать звуки и воспроизводить их важно на начальном этапе изучения языка.

   Не менее популярна и сказка  о мистере Язычке. Это игра в сказочную страну. Каждый звук – это житель сказочной страны, который или произносит какие либо звуки, либо занят какой-либо работой, производящей звуки, например: « Утром мистер Язычок просыпается и дрожит от холода. Находим бугорки за верхними зубами. Когда язычок дрожит, то ударяется кончиком об эти бугорки:[d],[d],[d]. Ребята повторяют за учителем звуки, не давая себе отчета в том, что они тренируют произношение.

   Особый интерес представляют  пальчиковые игры, которые развивают мышление ребенка и речь, повышают координационные способности пальцев рук. Движения пальчиков помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем предлагаемого материала.

   Игры с пальчиками обычно смешные,  поэтому они вызывают у детей  положительные эмоции. А это в  свою очередь, отражается на формировании мотива к изучению иностранного языка, на стремлении ребенка с удовольствием повторять песенки, потешки, скороговорки, демонстрировать их родным и знакомым.

   При обучении дошкольников лексике И.Л. Шолпо не рекомендует вводить больше 10 слов. Никогда нельзя задавать детям «выучить слова».     Новая лексика должна утвердиться в сознании ребенка постепенно, посредством продуманной поэтапной системы упражнений. При отборе лексического материала необходимо учитывать его коммуникативную значимость для детей и объективную сложность.

   С самого начала обучения рекомендуется  выработать определенный стиль  работы с детьми на английском  языке, ввести своего рода ритуалы,  соответствующие наиболее типичным  ситуациям общения. Такие ритуалы  (приветствия, прощания, физкультминутки, вежливые слова) позволяют настроить детей на иноязычное общение, облегчить переход на иностранный язык.

   Итак, подводя итог всему вышеизложенному,  следует отметить, что обучение  иностранному языку в детском  саду направлено на воспитание и развитие детей средствами предмета на основе и в процессе практического овладения языком как средством общения.

   Изучение иностранного языка призвано внести определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, логики, памяти, воображения ребенка, в развитие его коммуникативно-познавательных способностей. Обучение иностранному языку выдвигает задачу гуманитарного становления личности ребенка. Этому способствует знакомство с культурой стран изучаемого языка; воспитание вежливости, доброжелательности; осознание себя человеком определенного пола и возраста, личностью.   

   Литература:

  1. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра//Иностранные языки в школе. – 1987. - №5.
  2. Бужинский В.В. Работа над английским произношением на начальной ступени коммуникативного обучения иноязычному говорению//Иностранные языки в школе. -1991. - №4.
  3. Долганина В.В. Путешествие по волшебной стране английских звуков//Иностранные языки в школе. – 2008. -№3.
  4. Егорова И.В. Английский для дошколят. – М.: Дрофа, 2008.
  5. Кириллова Ю.В. Английский для дошкольников. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  6. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. –СПб., 1999.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ФОРМИРОВАНИЕ  РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

    Микуленок Ирина Васильевна

    МОУ «Краснояружская  средняя общеобразовательная школа  №1»

    Учитель английского языка

    Тел.раб.: 8-47-263-45-2-69

    Тел.дом.: 8-47-263-46-5-39

    Сотовый: 89507189611

    Дом.адрес: пгт. Красная Яруга, ул.Рабочая,53. 

Информация о работе Речевые навыки